6 марта в Ханты-Мансийске завершился XXI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» – первый в этом году большой российский смотр с традиционно сильной линейкой нового кино от молодых авторов. В прошлый раз фестиваль проходил в феврале и застал смену эпох – теперь он уже не просто рефлексирует о случившемся разрыве, но и пытается описать реальность во всех ее красках.
Настроения из прошлого года – отчуждение от мира, энтузиазм новых возможностей (куда без этого в моменты кризиса?) и внезапные открытия – пронизывают «Дух огня», даря надежду на то, что все у нас образуется. Надо просто найти новое направление движения.
Главной темой минувшего фестиваля заявлены абстрактные «Коренные народы мира» – это скорее формальность, потому что «Дух огня» и так всегда был, в первую очередь, про интерес к Другому, таким уж его сделали Сергей Соловьев и куратор Борис Нелепо. В 2023 году формула успеха смотра не изменилась: это все также большое путешествие по маленьким местам и судьбам. Обязательно с подтекстами, потому что местные северные духи обожают, когда с ними разговаривают иносказательно. Они же, похоже, наделили фестиваль необычной и мистической чертой – черным чувством юмора, проявляющимся в событиях-случайностях. За несколько дней до вылета в Россию режиссер и президент «Духа огня» Эмир Кустурица, отправившись в горы близ построенной им кинодеревеньки Дрвенград на западе Сербии, поскользнулся, сломал ногу — и теперь лежит в белградском госпитале. Лично представить ленту «Черная кошка, белый кот», назначенную фильмом закрытия фестиваля, он не смог. В этом очень много злой иронии, потому что лента 1998 года напоминает последний выкрик оптимиста, подытоживающего в целом сумрачную по настроению конкурсную программу.
За авторское видение, визуальные эксперименты и вайб фестиваля на сессии Work in progress отвечали фильмы с якутским колоритом. «Белый пароход» Инги Шепелевой — прежде она работала над альманахом «100 лет дизайна» – живописная история любви русского директора музыкальной школы и якутской учительницы, разворачивающаяся в острый период перестройки и поиска нового национального пути. Старый формат картинки, «зерно» и изобретательные вторые планы, навевающие мысль о природном театре, соседствуют с якутскими легендами о ведьмах – получается эдакий магический реализм из времен, чей миф почти сравнялась с эпохой походов Семена Дежнева.
После «Белого парохода», на вид – эстетского, фестивального, неожиданным выстрелом прозвучал «Тимир», не скрывающий родства с работами Уэса Андерсона. Режиссер Николай Корякин признается, что стремится перенести в якутское кино отражения любимых западных авторов. Легко узнаваемая симметрия на грани ОКР здесь служит фоном для семейной комедии: оставшийся без матери мальчик отправлен на воспитание отцу, которого почти не знает. Найти общий язык ребенку и родителю помогает потерявшийся в мирах бесплотный дух, бродящий по якутской земле еще со времен СССР. Достойное напоминание о том, что якутское кино в топе, – а скоро к нему присоединятся и другие национальные школы. Их, как показал минувший «Дух огня», в России будет становиться только больше. Нам на радость.
Ссылки по теме
«Клетка ищет птицу» и «Параллакс» признаны лучшими дебютными фильмами на фестивале «Дух огня»
На фестивале «Дух огня» вне конкурса покажут фильмы Степана Бурнашева, Светланы Устиновой и Наталии Мещаниновой
Не хороните меня без премьеры: 100 российских фильмов 2023 года
«Дух огня» – 2023: Разыскивается Внутренняя Монголия
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии