
В послевоенные годы в таежном поселке «Край» живут и работают на лесоповале ссыльные немцы, русские, оказавшиеся в конце войны на территории Германии, а также проштрафившиеся военные, преимущественно контуженные. Вновь прибывший сюда припадочный машинист Игнат (Машков) сразу же начинает конфликтовать со старожилами, отбирает у местного парня Степана (Крикунов) сначала работу, а затем и бабу (Пересильд) и определенно пытается доказать, что он сильнее прочих. Сгорая от желания совершить какой-нибудь подвиг, Игнат идет в тайгу, где находит забытый немецкий паровоз, а также немку Эльзу (Штрехель), которая прожила в этом паровозе четыре года и ничего не знает о войне с фашистами.
Наравне с людьми, героями фильма впервые в российском кино являются паровозы, пожалуй, за ними даже интереснее наблюдать, чем за живыми персонажами. Паровозы ведут себя весьма эмоционально, шипят, пыхтят, упрямятся, и даже зримо делятся на добрых и злых (по цвету дыма из трубы). Ради паровозов, собственно, и затевалась вся картина, снятая преимущественно на деньги РЖД. Ключевые сцены — гонки на паровозах, как и все русское — бессмысленные и беспощадные.

В этом году российский оскаровский комитет выдвинул «Край» на соискание премии американской киноакадемии. Подобное выдвижение, безусловно, добавляет фильму статусности в среде отечественного кино (фильм Учителя в этом году конкурировал не с кем-нибудь, а с Великим фильмом о Великой войне), и служит лучшей рекламой картине, которая на этой неделе выходит в прокат.
Очевидно, что «Край» является одним из интереснейших российских проектов, и по праву претендует на звание лучшей отечественной картины этого года. Но он никак не может быть назван событием мирового масштаба и уж тем более считаться лучшим неамериканским фильмом 2010-ого. В нем нет ни абсолютной сюжетной логики, ни глубины, а только блеск нашего самосознания, наш местечковый задор, самодовольство от того, что мы, несмотря на контузию в пол головы, продолжаем считать себя лучшими. Стоит ли выискивать в фильме политический контекст, имеют ли право на существование идеи о схожести героя Машкова с российским премьером Путиным, можно ли считать Игната абсолютно положительным героем, — предоставим право решать зрителям (у критиков на этот счет мнения расходятся). Картина получилась любопытная, достойная внимания и обсуждения; при всех недостатках и несвязности повествования, в ней много энергии, задора, а также неоднозначных мыслей о нашей русской ментальности.
Ссылки по теме
Алексей Учитель отмечает юбилей
Российское кино: очень краткая история
Все фильмы только по любви: дебюты, которые поддержало Минкультуры
Юлия Пересильд рассказала, кто отец ее детей
Юрий Быков приручил медведя
«Восьмерка». Мировая премьера
Первый Международный передвижной кинорынок DOORS
Новый фильм Алексея Учителя
Юлия Пересильд: «Чем попросят, тем и пожертвую»
VIII Церемония вручения Премии операторского искусства «Белый квадрат»
«Ника 2011». Номинанты
Лауреаты премии «Золотой орел»
Номинанты на престижную кинопремию «Золотой глобус»
Неделя российского кино в Берлине
«Край». Пресс-конференция
Первый Одесский МКФ
Свежие комментарии