На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 832 подписчика

Свежие комментарии

С Пушкиным на дружеской ноге: как кино искало образ великого поэта

Ровно 225 лет назад, 6 июня (по старому стилю — 26 мая) 1799 года, родился Александр Пушкин — главный поэт русской литературы, основоположник нашего современного языка и просто обладатель удивительной биографии, напоминающей романтический роман. Шкодливый лицеист, бретер, герой-любовник, враг монархизма и иностранного вмешательства в дела России. .. За недолгую жизнь поэт успел побывать, кажется, на всех фронтах политических и литературных войн. Пушкиных так много, что каждому найдется образ по душе. Так что неудивительно, что «Первый поэт» в российском кино регулярно меняет маски в зависимости от эпохи и настроений в обществе.

Кадр из фильма Пушкин: последняя дуэль

«Родился он во времена царизма, // В простой семье рабочих и крестьян, // И с первых дней к заре социализма // Тянулся он, и не любил дворян». Четверостишие сатирика Александра Архангельского, автора едких эпиграмм к карикатурам Кукрыниксов, посвящено «советскому Пушкину» — поэту, которого после революции так и не удалось сбросить с парохода современности. Пришлось выкручиваться, выделяя в биографии доказательства его неприятия монархического строя. Эпиграмма о последнем царе, удавленном кишкою последнего же попа, подходила для этого наилучшим образом. А вот новости о том, что Александр Сергеевич вообще-то владел тысячей крепостных душ, — уже не очень... Противоречий в образе Пушкина — человека и поэта — действительно очень много, и в разных условиях, о чем-то умолчал, а что-то, напротив, возвысив, каждый кинематографист может собрать нужный образ «Нашего всего».

Можно сделать писанного красавца или же страшно своеобразного «арапчонка». Наделить его чертами великого христианина, а потом выставить первым распутником на Петербург, Кишинев, Одессу, Москву. Пушкин — поэт в суперпозиции: он и беден, и богат, то возвышен, то матерится круче сапожника. Быть может, в этом и кроется дополнительная личная привлекательность: таланту пристало быть многогранным. Если же он еще и несет на себе печать скандальности, то это вообще подарок для любого фильма.


Поэт-царепоклонник: «Жизнь и смерть Пушкина» (1910)

Кадр из фильма Жизнь и смерть Пушкина

Уже в 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, имя его превратилось в национальный бренд. Полки магазинов империи ломились от товаров, названных в честь поэта и его героев: леденцы-монпансье и сигары, пудра и корсеты обессмертили Александра Сергеевича так же, как и произведения. Нарождавшийся отечественный капитализм народную любовь к поэту считал и воспроизвел как умел. То же случилось с юным российским кинематографом, который с 1907 года стабильно поставлял в электротеатры пару новых «фильм» на сюжеты классика. В 1910-м московское подразделение французской студии Gaumont выпустила первый пушкинский байопик. Над картиной хронометражем всего пять минут работал легендарный режиссер Василий Гончаров.


В экранизации романа (режиссёр — Андрей Пуустусмаа) Пушкин (Станислав Белозеров) живет примерно той же жизнью, что и его визави из «Юности поэта». Правда, делает это куда более ярко, с присущей 2007 году откровенностью. Будущие исторические личности Александр Горчаков (Степан Балакшин), Пущин (Иван Макаревич), Данзас (Сергей Друзьяк) и Антон Дельвиг (Александр Быковский) живут праведной жизнью студентов: пьют гусарские алкогольные коктейли, ходят по ночам к девицам, а еще чуть не влетают в дело об экстремизме. Музыка Максима Фадеева, заглавная тема от DJ Грува — историческая версия «Кадетства» с героями из учебников оказалась как минимум неординарной.


Нарисованный поэт: «Пушкин и… Михайловское. Начало» (2024)

Кадр из мультфильма Пушкин и... Михайловское. Начало

У Александра Сергеевича долгая и, в целом, счастливая история появления в анимационных проектах. Андрей Хржановский поставил по рисункам поэта три мультфильма, нашедших яркие образы для описания его биографии. Леонид Носырев изобразил народный образ мифического героя в своем «Пинежском Пушкине». Теперь этот список дополнен еще одним проектом от уфимской анимационной студии «Муха». «Пушкин и Михайловское» Екатерины Гаврюшкиной — маленькое путешествие по мыслям поэта, оказавшегося оторванным от городской жизни и помещенным против воли в скуку семейного имения.

Прозябающий на свежем воздухе поэт не может не придумать себе занятие: сама жизнь подкидывает сюжеты, из которых потом родятся произведения. Анимация оказывает тем жанром, в котором фантазия на биографические темы не является преступлением — поэтому нарисованный Пушкин может совершить вообще что угодно. Пусть даже и играть в бадминтон с котом. Ему — можно.

Ссылки по теме

Молодого поэта отправили в ссылку в трейлере семейного мультфильма «Пушкин и… Михайловское. Начало»
Французы в советском и российском кино
25 фильмов о писателях
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх