
За 13 лет, прошедшие между премьерами первого и второго «Аватаров», мегаломанский проект Джеймса Кэмерона успел побывать и легендой, и мемом, и кассовым рекордсменом — и так по кругу. Действительно, непривычно, что фильм, собравшие больше двух миллиардов, довольно куце отозвался в массовой культуре: ни запоминающихся цитат, ни каких-то ярких последователей, ни буйного карьерного роста ведущих артистов (Зои Салдану больше продвинули «Стартрек» и «Стражи Галактики», Сэм Уортингтон, кажется, в синем «гриме» более узнаваем, чем без него). Все это, понятно, слону дробина на фоне триумфального возвращения (снова два миллиарда!), но все-таки «Аватар» претендует не столько на карманные деньги, сколько на душу человечества.
Над «Аватаром» проделана колоссальная работа — чего только стоит создание языка Пандоры, — но можем ли мы утверждать, что в нем заложено специфическое мышление на’ви? Учитывая, что вся семейная линия «Пути воды» — калька с проблем в среднестатистической западной семье, а в визуальном языке эпопеи Кэмерона нет ракурсов, не растиражированных приключенческими фильмами или лощенными документалками о природе. Вдобавок олдскульная режиссура («Так больше не снимают») сводится к бесконечным пояснениям — под предлогом, что в курс дела надобно ввести Салли или его оппонента Куоритча. Да и достижения прорывных технологий отдают резиной: в соседстве с живыми артистами особенно бросается в глаза, что на’ви — не объекты физического мира.

Вполне возможно, что через десяток-другой лет Кэмерон завершит эволюционный цикл своей эпопеи — и расскажет, каков же он, мир без человеческих опасений и корысти, стремления везде встать во главу угла и увидеть совершенство на горизонте. И это будут не просто убаюкивающие слова о том, как важна гармония между детьми и взрослыми, кланами и странами, человечеством и океаном, планетой, космосом. Однако есть большие сомнения, что приключенческий аттракцион способен нести нечто большее, чем утешение и развлечение. У каждого директора корпорации и правителя наверняка есть любимая книга или фильм с похожими идеями, но при стыковке с реальностью гуманистический пафос не уберегает от гуманитарной катастрофы. Очень хочется, особенно после 2022-го, увидеть в «Аватаре» траекторию к лучшему миру, но, кажется, это очень успешное переливание из пустого в порожнее.
Свежие комментарии