kino-teatr.ru

21 990 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вера смелых
    Хватит выбирать любых певцов, певцов "ротом" и фамилией, спортсменов, телеведущих типа Пушкиной, актеров-перевертышей...Независимый канди...
  • Виктор Шиховцев
    Я б за него проголосовал, не снимись он в паскудном фильме "На Париж", который показал героя войны засранцем.Независимый канди...
  • Владимир
    Про Бреда Пита переговорили?Анджелина Джоли о...

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

В повторный прокат спустя 20 лет выходит «Властелин колец: Братство Кольца» Питера Джексона — первая часть культовой трилогии. С путешествием хоббитов и их друзей сегодня знаком, кажется, каждый: трилогия горячо любима по всему миру и неизменно пользуется популярностью. Сергей Сергиенко напоминает, как титанический проект Питера Джексона перевернул индустрию и массовое кино вообще.


«Властелин колец» помог фэнтези вернуться на большие экраны

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

В начале 2000-х фэнтези сидело в глубоком подполье, а солидные бюджеты доставались разве что фантастике. Долгое время орки и эльфы не высовывались из ниши низкобюджетного кино, но выход трилогии Джексона показал, что запрос на «бородатую» героику все же есть. Именно «Властелину колец» обязаны своим появлением «Хроники Нарнии» (2005), «Эрагон» (2006), «Гарри Поттер» (2001) — и даже «Дивергент» (2014) с «Голодными играми» (2012) родились благодаря успеху трилогии. Не все смогли хотя бы приблизиться в популярности к именитому «отцу», но практически каждый неплохо показал себя в прокате — что, в общем-то, и требовалось.

Между молотом и наковальней: чем закончились «Голодные игры»


Голлум показал прелесть современных спецэффектов в кино

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

Формально Голлума в исполнении Энди Серкиса не назвать первым искусственным героем на большом экране.
«Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» уже явили миру Джа-Джа Бинкса в 1999 году, а в далеком 1988-м одну из ключевых ролей в «Кто подставил кролика Роджера?» сыграл одноименный мультяшный персонаж. Не говоря уже о более ранних интеграции мультипликации в игровое послевоенное кино. И все же именно жутковатый хоббит, впервые появившийся в «Братстве кольца» и иконической фигурой всей трилогии, показал: технология захвата движения скрывает огромный потенциал. На тот момент Серкису приходилось таскать странный костюм серого цвета, который позволял оцифровать движения и создать на их основе совершенно иного персонажа. Сегодня с помощью технологий можно захватывать актерскую игру во всех мелочах, включая мимику, и переложить на кого угодно — от животных и пришельцев до людей, совершенно непохожих на артиста.


Трилогия продемонстрировала потенциал франшиз

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

В конце XX века Голливуд не стремился строить далеко идущие планы, создавая большинство фильмов как законченные произведения — пусть и с возможностью продолжения. Закладывать базис для будущей трилогии или даже франшизы было не очень принято, поэтому существовавшие «сериалы» рождались зачастую стихийно: можно вспомнить и «Звездные войны» Джорджа Лукаса, и «Индиану Джонса» Стивена Спилберга, и «Назад в будущее» Роберта Земекиса, и «Безумного Макса» Джорджа Миллера, и «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. В согласии с первоисточником «Властелин колец», напротив, сразу задумывался как трилогия: президент студии New Line Cinema отверг предложение Джексона ужать сагу Толкина до дилогии и настоял на формате «один фильм — одна книга». Подход себя оправдал — и сегодня трудно представить обратную ситуацию: почти каждый тентпол снимается с прицелом на потенциал создания франшизы. Редкое высокобюджетное кино стало мыслить завершенными историями.

«От камня не убежишь»: как появился и как состарился «Индиана Джонс»
Ад на колесах: гид по вселенной «Безумного Макса»


Не стало «неэкранизируемых» прозведений

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

Долгие годы в Голливуде считалось, что снять Толкина — неподъемная задача: глубокая проработка мира и сложность отдельных — например, батальных — сцен заставили многих отказаться от амбициозного плана. Даже Стэнли Кубрика. Питер Джексон же перевернул игру: составил подробнейшую смету всей трилогии, взял в оборот все достижения своего времени и доказал, что реализовать можно все, если мыслить масштабно. Экранизации «Хранителей» (2009) и «Жизни Пи» (2012), «Облачного Атласа» (2012) и даже «Игры престолов» (2011-2019), написанной назло телевидению за пределами его ресурсов в XX веке, будоражили умы довольно долго, но только после «Властелина колец» наконец смогли увидеть свет.

Режиссер эпохи воображения: портрет Стэнли Кубрика
Переживем: чем закончилась «Игра престолов»
Шесть жизней: рецензия на «Облачный атлас»


«Властелин колец» популяризовал расширенные версии фильмов

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

В течение XX века хронометраж отдельных фильмов легко мог превышать три часа (вспомнить хотя бы «Бен-Гура» Уильяма Уайлера), но уже к 1990-м редкие картины шли больше двух часов. Джексон, конечно, превышал стандартные для своего времени 130 минут, но в случае с театральными версиями не выходил из берегов зрительского комфорта. Зато для домашних носителей режиссер выпустил расширенные версии, чей хронометраж мог увеличиваться до двух раз — все для того, чтобы остаться максимально верным тексту первоисточника. Но и это не все: издания фильмов сопровождались дополнительными материалами. И если обычно речь идет об удаленных сценах, то «Властелин колец» мог похвастаться кадрами со съемок, интервью, неудачными дублями и другими дополнительными материалами общим хронометражем едва ли меньшим, чем сами фильмы. Прием позже переняли режиссеры и студии.

Смотреть «Властелин колец» онлайн

Трилогия открыла путь фэнтезийному насилию на экранах

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

Обезглавливания, сжигание заживо и другие не менее жестокие сцены для фэнтези были в новинку. В рамках жанра, ассоциировавшегося с чем-то более детским, «Властелин колец» оказался слишком суров: начиная с «Двух башен» фильмы Джексона получали отметку «12+». Тоже прецедент, как и сам факт насилия. Оказывается, если пускать на фарш не людей, а орков, то фильм вполне допустимо смотреть с подростками. Эту находку тоже станут использовать, проверяя цензуру на прочность: например, в «Алите: Боевом ангеле» (2019) Роберта Родригеса при «детском» PG-13 (в России «16+») киборги не стесняясь рубят друг друга соломкой, натурально срезая лица и отрывая конечности друг другу. Но раз кровь не красная — то и насилие «искусственное».

За красивые глаза: рецензия на фильм «Алита: Боевой ангел»


Популяризация Новой Зеландии — для туристов и кинематографистов

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

Питер Джексон решил снимать в Новой Зеландии не только из симпатий к родине: страна полна красивыми ландшафтами, которые легко исполнили роль мира Средиземья. К тому же Джексона привлекла местная производственная база, упрощавшая реализацию задуманного. Спецы по визуальным эффектам из студии Weta Digital позже будут задействованы и в работе над «Аватаром» (2009) Джеймса Кэмерона — еще одного крупного фильма, во многом прославившегося именно прорывными спецэффектами. Ну а Новая Зеландия с тех пор увеличила туристический поток вдвое: страна стала известна как «место, где снимали «Властелина колец», а оставшийся со съемок Хоббитон теперь — место паломничества фанатов со всего мира.


Трилогия Джексона примирила фанатов практических и цифровых эффектов

Царь роковой горы: как «Властелин колец» изменил кино

«Властелин колец» — сага, способная сблизить два противоборствующих лагеря любителей спецэффектов. При создании трилогии съемочная команда активно использовала как практические, так и цифровые эффекты, добиваясь лучших результатов всеми доступными способами. Так, к примеру, многие локации созданы с помощью миниатюр (которые в шутку называли «большеатюрами»): в фильме можно увидеть Изенгард или Лоториен, физически созданные для фильма. Костюмы и облик орков при этом создавались с помощью практических эффектов, а Голлум, как отмечалось выше, — полностью цифровой. В ход шла даже форсированная перспектива для уменьшения роста хоббитов — к каждой задаче находили индивидуальный подход.

«Властелин колец: Братство кольца» в прокате с 15 апреля.

Ссылки по теме

«Облачный атлас»: Шесть жизней
Кубок Стэнли: Каких режиссеров и почему записывают в «новые Кубрики»
Переживем: Алексей Филиппов о том, почему финал «Игры престолов» сделает нас сильнее
Режиссер эпохи воображения: 90 лет Стэнли Кубрику
Ад на колесах
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх