В международный цифровой прокат вышел новый фильм Уэса Андерсона «Город астероидов», чья мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале. Тут все, как мы любим (стилистические игры, звездные артисты, НЛО!), и даже больше. Как новый проект позволяет иначе взглянуть на режиссера «Поезда на Дарджилинг», «Отеля "Гранд Будапешт"» и «Острова собак», размышляет Алексей Филиппов.
За 30 лет режиссерской деятельности Уэс Андерсон стремительно эволюционировал из маленького открытия фестиваля Sundance (премьера короткометражной «Бутылочной ракеты» в 1994-м) в человека, чей стиль копируют, пародируют, обожают и ненавидят. Обаятельная — или раздражающая — кукольность, одержимость симметрией и растущий от фильма к фильму ансамбль звезд первой величины все больше стали напоминать шутку, вышедшую из-под контроля.
Что вдвойне иронично, учитывая внимание к мелочам в каждой секунде оживших уэсандерсоновских диорам.
Еще час можно потратить на ассоциации и цитаты: многозначительная манера Крэнстона чуть предвосхищает явление Рода Серлинга с его «Сумеречной зоной», в желании девочек Стейнбек быть не принцессами, а ведьмами видится влияние «Макбета», а в фокусе с НЛО — «Войны миров» Орсона Уэллса, который поставил на уши пол-Америки, объявив в одноименном радиоспектакле, что инопланетяне высаживаются в округе Мерсер. И это еще если не трогать группу поющих ковбоев во главе с Монтаной (Руперт Френд), исследовательницу из местной обсерватории Хикенлупер (Тильда Суинтон), учеников церковно-приходской школы под надзором вожатой Джун (Майя Хоук) и хотя бы автомеханика (Мэтт Диллон, который калечил людей разводным ключом у Триера, а тут использует его по назначению).
Такие пестрые и даже как будто разножанровые персонажи обмениваются бесцветными — точнее, deadpan (невозмутимыми) — репликами: будь то шутка, глубокомысленное изречение, эмоциональное переживание или дежурная фраза. Пока одни смотрят в космос, а другие прямо в камеру, задаваясь вопросом, кто же они такие — в этой роли или этой жизни, — Уэс Андерсон сводит все тревожные чаяния в единый луч самого чистого белого. Без откровений: ни просторы космоса, ни глубины сознания драматурга не принесут ответов на все вопросы — в особенности, когда дело касается утраты (близких или смыслов). Однако смысл жизни — в самой жизни, а любопытство — твой компас земной, звездочет.
Ссылки по теме
Канны-2023: Скарлетт Йоханссон, Джулия Гарнер и Том Хэнкс
«Город астероидов» Уэса Андерсона и «Зона интересов» Джонатана Глейзера включены в основной конкурс 76-го Каннского фестиваля
«Город астероидов»: Разбитое сердце бутылочной ракеты
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии