В российский прокат выходит «Иван Денисович» — долгожданный долгострой Глеба Панфилова, основанный на повести Александра Солженицына, но расширяющий как биографию главного героя, так и вечную связь времен в бесконечном пространстве российской истории. Елена Стишова рассказывает, как резонирует великий текст писателя в России XXI века, какова в фильме мистическая роль чуда и как эпизодическая роль Инны Чуриковой наполняет картину дыханием вечности.
Заключенный Щ-854 (Филипп Янковский) забегает в каптерку лагерного художника, сидельца со стажем, под предлогом подновить тюремный номер, и тут художник (Александр Вдовин) достает из тайника маслом написанный его портрет: «Узнаешь?» Нет, Иван Денисович виновато не узнает себя. «Это не фотография, это образ», — объясняет художник.
Такого эпизода и такого персонажа нет в повести Александра Солженицына. Зато у безымянного героя есть прототип — художник Николай Гетман, узник ГУЛАГа, создатель серии полотен лагерной темы, повлиявших на изобразительный строй фильма Глеба Панфилова.
Процитированный диалог, на мой взгляд, — ключ к поэтике панфиловской адаптации, носившей изначально имя «100 минут из жизни Ивана Денисовича». Вдова писателя Наталья Солженицына одобрила его версию, проясняющую биографию Ивана Денисовича Шутова: евангельски скупой текст эпохи свержения культа Сталина бережно сохранен и конвертирован в сценарий, где использована и другая проза Солженицына, требующая расшифровки для зрителей и читателей наших дней. За шестьдесят с лишним лет — с момента публикации повести в 1961-м — политика памяти круто поменялась — в сторону забвения травмы советской эпохи, каковая стала скорее объектом ностальгии, чем поводом для рефлексии и покаяния.
Старшему сержанту Шухову вменяют «измену родине» на том основании, что его орудийный расчет оказался в тылу немецких войск. Виноват он и в том, что остался жив, чудом перейдя через заминированную зону. Особисты требуют объяснений, а он в ответ, как на духу: мол, появилась моя младшая, Катенька, и провела нас, минуя мины. Так оно и снято в фронтовых эпизодах: ниоткуда появилась девочка, крест накрест перевязанная платком поверх пальтишка, и повела за собой отца. Что это было? Конечно, чудо.
Мотив чуда на контрасте с жесткой реальностью боя, плена, лагерного срока введен в ткань фильма не только для того, чтобы полоснуть по сердцу наивностью 30-летнего мужика, с детской доверчивостью отвечающего палачам, почему он остался жив. Чудо, русская мистическая стихия, благоволение небес как компенсация бесправия, беззащитности явится в фильме с первого кадра, с панорамы девственно снежной равнины. Слева направо снежную целину мерно пересекает женская фигура с посохом. Женщина в длинных одеждах, в платке до бровей приближается к проходной лагеря, снимает тлеющий окурок с тулупа заснувшего охранника и бросает в снег.
Великая Инна Чурикова в роли то ли старицы, то ли странницы появляется в кадре как благодатная посланница высших сил. С ней войдет в фильм метанарратив русской судьбы, русская матрица, спасительная и губительная. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» — есть ли у других народов такая пословица?
С появлением Чуриковой разомкнется пространство экрана — в фильме откроется дыхание вечности, схваченное камерой, парящей над снежной пустыней, где светится огнями яркий островок Особлага, будто омытый едва слышными отголосками музыки, льющейся с неба. Буквально на глазах солженицынская повесть меняет экспрессию. Убористая авторская хроника одного лагерного дня эпизируется, растворенная в неоглядном русском пространстве. Историческая аналитика Глеба Панфилова, свойственная всем его проектам, в «Иване Денисовиче» обрела историософский дискурс. Инна Чурикова одним своим присутствием в кадре, в гриме и костюме духовидицы связала в единый поток прошлое, настоящее и будущее России в сопряжении с Солженицыным и его философией, наконец, — с его рассказом «Не живет село без праведника».
Смотреть онлайн: «Начало» Глеба Панфилова и одна из ярчайших ролей Инны Чуриковой
С высоты птичьего полета Особлаг покажется неопознанным космическим телом: мы зависнем в невесомости, пока закадровый голос не вернет нас с небес на землю, в одно из подразделений ГУЛАГа, где заключенный Щ-854 мотает последний день десятилетнего срока и больше всего боится попасть в карцер. Карцер — это автоматическое продление неволи. В лагере же проштрафиться ничего не стоит — даже такому бывалому сидельцу, как Шухов. Первой его каторгой была жесточайшая Усть-Ижма, за восемь лет он вызубрил, как «Отче наш», лагерный ритуал и железные правила самосохранения. Шаг вправо, шаг влево — считается, побег. При выходе из зоны на объект и обратно — шмон на трескучем морозе, рубаху долой, сапоги скинуть. А Иван Денисович, человек запасливый, всегда что-нибудь полезное углядит и на нары тащит. Вот и на стройке только что поднял с пола обломок ножовки — нужная вещь. И в сапог ее. А ну как найдут? И все же он идет на риск, потому как заповедь зека преступать никак нельзя: то, что может пригодиться в неволе, надо брать.
Глеб Панфилов показывает лагерный быт не так детально, как в литературном оригинале, но главных персонажей сохраняет. Тут и кавторанг Буйновский (Михаил Хмуров), фанатично требующий от тюремщиков соблюдать законы, и латыш Кильдигс (Артур Бесчастный), у которого можно иной раз табачком разжиться, и Алешка-баптист (Александр Коротков), соблазняющий соседа по шконке блаженством истинно верующего, и, конечно же, Цезарь Маркович (Владимир Еремин) — интеллигент, кинорежиссер, наладивший свой лагерный быт с помощью богатых продуктовых посылок с большой земли. Иван Денисович всегда отстаивает за него очередь в надежде на самое малое вознаграждение. Шухов не считает такое дело зазорным. Если бы им правила гордыня, его бы давно не было среди живых. А ведь у него на воле жена умерла, дочки осиротели. Он только что, получив, наконец, долгожданное письмо от старшей, узнал, что скоро станет дедом в свои 40 лет.
Критика 1960-х назначила литературным прототипом Ивана Денисовича толстовского Платона Каратаева — коренастого мужичка средних лет. Но дотошный перфекционист Панфилов вычитал между строк повести, что Шухову было всего-то 30, когда военный трибунал отнял у него нареченное имя и присвоил лагерный номер — Щ-854. На роль высокого и молодого старшего сержанта, на гражданке техника МТС Ивана Шухова, режиссер пригласил Филиппа Янковского. Легко догадаться, что Глеб Панфилов ориентировался не на социальный типаж, а на индивидуальность актера — мастера тончайшей техники в воссоздании душевной жизни своих героев. И он попал! Как когда-то попал с Инной Чуриковой, наперекор чиновникам выбрав ее для главной роли в фильме «В огне брода нет» (1968). На МКФ в Локарно этим летом, где состоялась международная премьера «Ивана Денисовича», Янковский получил престижный приз от международного жюри независимых кинокритиков Boccalino d'Oro за исполнение главной роли.
Смотреть онлайн: «В огне брода нет»
В паре с Инной Чуриковой он сыграл один короткий эпизод. Старица, невесть откуда появившаяся, подаст Ивану Денисовичу оброненный мастерок, и тот подивится появлению женщины в забытом богом месте. Это добрый знак для него, и по-детски доверчивая улыбка тронет его изможденное лицо.
«Иван Денисович» в прокате с 23 сентября.
Ссылки по теме
Филиппу Янковскому вручили приз независимых кинокритиков на фестивале в Локарно
Глеб Панфилов станет первым лауреатом нового фестиваля экранизаций «Читка»
Глеб Панфилов завершил съемки фильма «Один день Ивана Денисовича»
Глеб Панфилов снимет «Один день Ивана Денисовича»
«Иван Денисович» меняет экспрессию
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии