Пол Шредер в статье «Заметки о фильме нуар» писал, что у каждого кинокритика свои критерии «черного фильма», но четкого представления, каким он должен быть, пожалуй, не существует. Чаще всего, нуаром признают по совокупности визуальных и сюжетных признаков: торжество черного, преобладание косых экспрессионистских линий, полный отчаяния главный герой, тщетно скрывающийся от прошлого и трепещущий перед ненадежным будущим, роковая женщина (femme fatale), сомнения в реальности происходящего и даже собственной идентичности. Иными словами, его можно утрамбовать в формулу из узнаваемых стилистически-визуальных решений и мрачных, отчаянных, пронзительно болезненных настроений, полных сексуального подтекста.
Временной ареал «черных фильмов» как правило ограничивают началом 1940-х - концом 1950-х годов, ставя точку с выходом «Печати зла» (1958) Орсона Уэллса. С тех пор, правда, отчаянная интонации нуара, созвучная послевоенному настроению кинозрителей, не раз возвращалась во второй половине XX века — после вьетнамской кампании — под именем нео-нуара, позднее — в форме многочисленных стилизаций и переосмыслений, которые актуальны и по сей день.
«Человек, которого не было» (2001)
Самое показательное обращение братьев Коэн к стилистике нуара: черно-белое изображение, роковая Скарлетт Йоханссон, парикмахер-аутсайдер (Билли Боб Торнтон), стремящийся урвать лучшей жизни при помощи шантажа, пока тьма обыденности и безысходности окончательно не поглотила его. Подобная «черная» эстетика возникала у режиссеров и раньше (в дебютной «Просто крови» и «Фарго»), но в «Человеке» еще и удачно выбрано время действия - 1949 год: война окончена, фильм нуар выходит на новый виток, послевоенное отчаяние повисло в воздухе.
«Черный уголь, тонкий лед» (2014)
Лауреат главного приза Берлинского кинофестиваля, лента Инаня Дяо рассказывает запутанную детективную историю, случившуюся в Северном Китае в 1999 году. Разведенный офицер полиции Джан (Ляо Фань) расследует дело серийного убийцы, чьи следы ведут в местную прачечную. Джан следит, а затем и влюбляется в девушку, которая там работает (как оказывается, местную femme fatale). Лента Дяо проникнута ироничной точностью в воспроизведении быта жителей китайского города, которую разбавляет черный юмор и эпизоды жестокости, без которых экспортный восточный кинематограф просто немыслим.
Свежие комментарии