
В заброшенный поселок, где в ничего особо нет, кроме снега и тайги, возвращается хороший парень-биатлонист Петр (Юра Борисов), мастер спорта и местная гордость, вместе с женой Анастасией (Елизавета Янковская), которая называет себя декабристкой. Отчего они убежали из большого города, не очень ясно. То ли из-за того, что герой Борисова так не смог развиваться карьеру спортсмена там, где нет снега. То ли потому, что жена его так захотела — родить ребеночка возле подаренной соседями печки в разваливающейся избушке с разбитым окном. Женщинам ведь свойственна жертвенность, об этом не раз говорят фильмы нынешнего «Кинотавра».
Отечественный север (снимали в пермском селе Кын) дик и суров. Еще в маршрутном «пазике» Петя и Настя встречают местные «достопримечательности» – добродушного художника Саню (Константин Балакирев) и ветеринара-шамана по прозвищу Витька-Людоед (Павел Деревянко), поселковая слава которых сводится по большей части к беспробудному алкоголизму. В пылу очередных пьяных посиделок – с участием, кстати, местного мента (без блюстителей правопорядка фильмы «Кинотавра» в этом году тоже не обходятся) — Саня погибает. Кто его убил, кажется, очевидно всем. Кроме – опять же – представителей закона. Но, как говорится в долгой экспозиции фильма, чем у нас хуже, тем лучше. Мстить за случившиеся не собирается никто, кроме сына Сани (Ярослав Могильников), которого берет на поруки хороший парень-биатлонист Петя, уже отвыкший от местных нравов.

Режиссер-документалист Евгений Григорьев родился в уральской деревне, в съемочных экспедициях объехал все города и веси нашей страны, а в минувший год и вовсе стал креативным продюсером и замом гендира Свердловской киностудии. В своем игоровом дебюте он продолжает исследование быта и нравов заснеженной России, существующей примерно везде. С другой стороны, для своего дебюта он выбирает максимально притчевую форму и рассказывает суровую уральскую сказку с неоднозначным финалом, который кому-то покажется милосердным, а кому-то обескураживающе-пессимистичным.
Для такой истории идеально подошел бы формат малобюджетного якутского фильма, какими были, например, работы Давыдова, победившего на прошлом «Кинотавре» с картиной «Пугало», хотя на этом фестивале и условные якуты, в частности фильм «Нуучча», задают высокую художественную планку и используют долгую экспозицию, отсылая ко всему просмотренному и услышанному в кино, музеях, по радио и телевидению. Как и в «Нуучче», «Подельники» долго погружают зрителей в жерло истории, попутно показывая свинцовые мерзости жизни и национальные скрепы. Сталин, Ленин, Великая Отечественная война – все это проходит по фильму морализаторскими напутствиями. Да, ничего не меняется, балабановская северная «Река» все течет, бежать некуда и в качестве социального лифта только лыжи. А главная нравственная дилемма только в одном — сжечь покойника и тем самым отправить его в ад или пустить в плавание по бесконечным водам, считай, простить.

Короткая притча – а именно за счет краткости и емкости возник феномен якутского кино – тут сложилась бы наверняка. Еще и с медийными актерами. Дело даже не в Юре Борисове и Елизавете Янковской. В «Подельниках» неожиданно раскрывается Павел Деревянко, кажется, порядком уставший от если даже не комедийных, но гротесково-драматических ролей. И эта кастинг-находка, помимо выдающейся работы оператора Артема Анисимова, – главный плюс фильма. Павла Деревянко в таком неожиданно-драматическом образе мы точно не видели. Тем интереснее, что такую работу с актером провел именно документалист.
Ссылки по теме
Кинотавр-2021: «Общага» — экранизация мрачного романа Алексея Иванова
Найден режиссёр для спин-оффа «Содержанок»
Фильмы «Разжимая кулаки» и «Капитан Волконогов бежал» впервые покажут в Москве
Ситора Алиева оценит конкурс Варшавского кинофестиваля
Кинотавр-2021: Собирайся, поедем на «праздник». Обзор короткометражного конкурса
Победителем короткометражного конкурса «Кинотавра» стал фильм «Хорошая девочка Лида»
Артем Васильев: «Ценность продюсерской компании не только в продюсерах, а в репутации и отношениях с творческими людьми»
Кинотавр-2021: Анна Михалкова и ее кровавая родня в фильме «Оторви и выбрось»
Российским актерам рассказали, как попасть в международные проекты
Кинотавр-2021: Александр Паль и Агриппина Стеклова в «Дне мертвых» Виктора Рыжакова
Братья и сестры: Как открывался фестиваль «Кинотавр»-2021
Катерина Шпица, Равшана Куркова и Любовь Толкалина на открытии фестиваля «Кинотавр»
Победителем сериального питчинга «Кинотавра» стал триллер «Станция»
Объявлены участники питчинга сериальных проектов «Кинотавра»
Фильмы Николая Хомерики, Григория Добрыгина и Виктора Рыжакова вошли в конкурс «Кинотавра»
Чулпан Хаматова возглавит жюри «Кинотавра»
Павел Деревянко, Юра Борисов и Елизавета Янковская стали «Подельниками»
Свежие комментарии