Ранее мы рассказали об итогах года в японской анимации, теперь же время новостей печальных: на отечественную индустрию (не только мультипликационную) внешняя политика оказала сокрушительный, как удар кувалдой, эффект. А что же случилось, рассказывает Павел Шведов.
Год назад российская анимация строила грандиозные планы по инкорпорированию в лидирущие национальные анимационные индустрии, грезила международными рынками, копродукциями с западными странами, мировыми фестивальными наградами.
И все это, возможно, было бы, не начни Россия ... [специальную военную операцию — Роскомнадзор]. Сложно переоценить масштаб влияния этого события на отрасль. Никогда ранее анимация в нашей стране не сталкивалась с теми штормами, которые вдруг начались в этом году и не планируют заканчиваться.
В начале 2022 года анимационное сообщество ликовало и праздновало включение короткометражного мультфильма Антона Дьякова «БоксБалет» в официальный список номинантов на «Оскар». Фильм пророчески напоминал про 1991-й и крах привычной картины мира. Теперь, по прошествии года, эта номинация кажется более недосягаемой высотой. Хочется верить, что у нас еще будут важные и статусные награды на фестивалях и премиях, но год для российского фестивального кино оказался катастрофическим: активное исключение российских фильмов из международных конкурсов весной сменилось, кажется, тихим эмбарго. Возможно, это не было бы столь заметно, если бы не прекрасные картины российских режиссеров, созданные в этом году и не представленные в передовых конкурсах. «Ванлав» Вари Яковлевой, «Белый-белый день» Василия Чиркова, «Огурцы» Леонида Шмелькова могли бы выступить сильнее и серьезнее, но пали жертвами (неприятия) российской политики зарубежом. Возможно, они еще воспрянут в весеннем фестивальном цикле, но премьерная жизнь короткого метра столь скоротечна, что полугодичный таймаут подобен заморозку для нежного цветка.
Трансформации заметны и в программах российских международных смотров: например, прошедший осенью Большой фестиваль мультфильмов чуть не стал выставкой анимационных достижений азиатского континента. Усилия программных директоров киносмотров были и будут направлены на выправление этого крена в «новые территории» и приглашение анимации из Америки, Западной и Восточной Европы, но делать это будет с каждым месяцем все труднее.
Как и показывать современные мультфильмы с сюжетами про социальную реальность, заботящую публику и профессионалов других стран. Консервативный крен России, выраженный в массированном законодательстве против инаковости во всех ее проявлениях, норовит отменить любое проявление альтернативной социальной позиции, которая совсем недавно даже и не думалась как девиантная. Посмотрите под углом новых законодательных актов на лауреата Анси и оскаровского номинанта из России, мультфильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса». Явно главные герои не могут жить не только без полетов, звезд и романтики, но и друг без друга, совершенно не обращая внимания на конвенциональные гетеросексуальные связи. Этот фильм, боюсь, невозможен в новых реалиях, хотя прошло всего лишь семь лет после его триумфа.
Находясь в новых для себя условиях, российские аниматоры мигрируют. Кажется, это касается только авторских режиссеров, крайне взбудораженных актуальной повесткой в России. И, возможно, только они становятся основой грузинской, армянской, турецкой, шри-ланкийской тусовки русскоязычных аниматоров, которым вдруг оказалось крайне неуютно находиться в федеральных широтах. Казалось бы, времена пандемии научили всех работать удаленно, но как только задумываешься про масштаб анимационной алии, захватывает дыхание. Чиновники из министерств и ведомств обсуждают отъезд программистов, но ведь уехали не только они, но и, к примеру, практически вся игровая индустрия — а это тоже анимация, пусть и не киноэкранная. И это уже не единичный, дачно-отпускной отъезд, как может показаться, когда думаешь про авторских режиссеров. Это эмиграция бизнесов и отрасли, обратного пути которой сложно представить.
При этом, возможно, итоги года для киноэкранной анимационной индустрии даже могут показаться частично позитивными. Исход зарубежных стримингов и телеканалов снизил конкуренцию и повлек за собой рост профильных российских ТВ-игроков, а доля российского контента в кинотеатрах резко увеличилась. Правда, на поверку оказывается, что прокат просел за год чуть ли не на 70%, а с телевидения ушли практически все рекламодатели. Рост доли традиционной для анимации детско-семейной аудитории и длительности кинопроката играют на руку российским релизам, но хватит ли кинотеатрам устойчивости дождаться, когда через три-четыре года на него хлынут новые российские релизы, созданные для заполнения открывшейся бреши? Вопрос, на который сложно пока найти позитивный ответ. Возможно, киносети не дождутся, и коллапс проката не позволит насладиться нам новейшими качественными релизами, которые еще только предстоит снять.
Между тем российский зритель все сильнее будет требовать от аниматоров развлечений, которые будут помогать уходить, даже бежать от реальности. Простые и бесхитростные истории, которые и так доминировали на рынке, станут единственно возможными в пространстве полнометражной и сериальной анимации, а сложные сюжеты будут маргинализироваться в среде авторского короткого метра. Причем авторское кино начнет очищаться от знака орла и мигрировать в инди-состояния, будучи представленным в интернете и на зарубежных кинофестивалях. Стратегии Ай ВэйВэя или Джафара Панахи становятся для нее все более реальными.
Значит ли это, что, находясь на краю все расширяющегося каньона и наблюдая за отдалением остального мира, российская анимация становится бесперспективной? Наверное, столь однозначно сказать об этом нельзя. Анимационная индустрия, достигнув вполне определенных высот в полнометражном и сериальном спектрах (отличными примерами являются «Финник» и «Умка»), будет стремиться работать на российский рынок, потакая как контролирующим органам, так и зрителю (у этих двух полюсов — совершенно разный запрос к контенту). И в качестве странного миража перед глазами российских продюсеров анимации будут маячить азиатские рынки: денег на них не заработать, но хотя бы мышцы копродукции и продвижения на альтернативные территории не закостенеют.
Является ли для российской анимационной индустрии 2022 год годом краха? Нет, не является, но теперь она будет сильнее завязана на отечественного зрителя, развитие российских тем (привет, фольклор!) и даже, возможно, давно обсуждаемую регионализацию индустрии. Будет ли этот путь успешным — покажет время.
Российская анимация на краю штормового каньона: итоги 2022 года
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии