Сегодня, 9 апреля, исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося итальянского актера театра и кино Джана Марии Волонте.
Будущий мастер родился 9 апреля 1933 года в Милане. Его детство прошло в Турине. Отец Марио Волонте был родом из Саронно, а мать Каролина Бьянки происходила из богатой миланской семьи промышленников.
Будучи убежденным коммунистом, Волонте не любил сниматься в коммерческом кино. Лишь на старте карьеры он согласился сыграть в двух спагетти-вестернах из «долларовой» трилогии Серджо Леоне — знаменитых фильмах «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше», а также в нескольких приключенческих лентах и комедиях. Отказавшись от весьма выгодного двухгодичного контракта на четыре года с продюсером Дино Де Лаурентисом, он навсегда расстался с развлекательной киноиндустрией и стал бесспорным ведущим актером «политического кино». Волонте виртуозно играл героев-полицейских и полицейских-убийц, рабочих, крестьян, педагогов, бандитов и философов. Его героев били, убивали, похищали, шантажировали. Они смирялись и не смирялись, побеждали и проигрывали. Если на театральных подмостках и на телевидении он чаще появлялся в ролях классического репертуара (граф Моска в «Пармской обители»), то в кино практически каждый созданный им образ связан с реальностью. Даже те из них, что удалены во времени. Таков, к примеру, пошедший во имя истины и верности убеждениям на костер Джордано Бруно, который в трактовке актера в фильме Джулиано Монтальдо «Джордано Бруно» перерастает рамки чисто исторической реконструкции.
Снимался у братьев Паоло и Витторио Тавиани, Карло Лидзани, Марио Моничелли, Валерио Дзурлини, Дамиано Дамиани и других знаменитых режиссеров. Наиболее запоминающиеся образы создал в картинах Элио Петри. В фантастическом памфлете «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» предстал в качестве начальника политической полиции Рима Дотторе, фашиста и человеконенавистника, а в политической драме с элементами комедии «Рабочий класс идёт в рай» сыграл рабочего-металлиста Людовико Массу по прозвищу «Лулу», который с головой уходит в работу. В социальной драме Франческо Рози «Дело Маттеи» ему досталась роль реального человека – президента крупной итальянской топливной компании «ЭНИ» Энрико Маттеи, чей самолёт взорвался в 1962-м на подлете к миланскому аэропорту. В экранизации романа Карло Леви «Христос остановился в Эболи», поставленной Рози, превратился в молодого врача, впоследствии ставшего писателем-антифашистом и художником. Еще одной незабываемой работой можно назвать торговца оружием Чунчо Муноса в вестерне Дамиани «Золотая пуля». Всего за свою жизнь успел сыграть 67 ролей в кино и на телевидении. В 1972-м снял документальный фильм о римских забастовщиках «Палатка на площади».
Состоял в браке с режиссером Арменией Балдуччи, для одного из фильмов которой сам написал сценарий. Обладатель 30 престижных наград, включая два приза Канн и Мостры, «Серебряный медведь» Берлинале, две премии «Давид ди Донатело» и статуэтку смотра в Локарно. Умер 6 декабря 1994-го в греческой Флорине на съемках картины Тео Ангелопулоса «Взгляд Одиссея», в которой его заменил Эрланд Юзефссон. Фильм, премированный на Каннском кинофестивале, вышел с посвящением Джану Марии Волонте.
Ссылки по теме
100 лет со дня рождения Чарльза Бронсона
Последний герой: Клинту Иствуду — 90!
Юбилей Серджо Леоне
Эннио Морриконе исполнилось 90 лет
Свежие комментарии