Мальчик из религиозной семьи

Пока обычные американские дети смотрели мультфильмы студии Уолта Диснея, Пол Шредер, родившийся в семье голландских кальвинистов, штудировал Библию под строгим надзором отца и получал уколы иголкой (мама так объясняла малолетнему сыну особенности адских мук). Широко известна история его первого знакомства с кино — оно состоялось, когда парню было 17 лет. Втайне от родителей, у которых по религиозным соображениям даже телевизора дома не было, Пол отправился на фантастическую комедию «Отмороженный профессор». Несмотря на синдром «первой рюмки», навсегда определивший дальнейший путь Шредера, позже он будет утверждать, что картина Роберта Стивенсона впечатлила его не сильно, а гораздо больше увлек другой фильм — драма «Одиночка» с Элвисом Пресли в главной роли.
Снимать медленное кино о кризисе и мучениках — позиция стоическая, хотя и всё более архаичная в мире, который семимильными шагами несется куда-то вперед — к теперь уже не факт, что светлому будущему. И всё же Шредер не отступает от метода, который, возможно, всё чаще выходит сценаристу-режиссеру боком. Герои «Дневника пастыря», «Холодного расчета», «Тихого садовника» и «О, Канады» переживают крах маскулинности, разными способами доходя до границы, за которой безраздельно правит отчаяние, а затем перерождаются. Звучит знакомо, правда?

Последнее время Шредера регулярно обвиняют в самоповторах, но трудно сказать, возможно ли избавиться от такого художественного и жизненного багажа, как у автора «Таксиста» с «Бешеным быком». В конце концов, его работы служат ориентиром даже для кинокомиксов с антигеройским гримом, как сам Шредер — для нескольких поколений кинематографистов, взращенных неистовой энергетикой Нового Голливуда, который невозможно без него представить. В новейшем на сегодня фильме — медлительной драме «О, Канада» — он вновь работает с Ричардом Гиром и затрагивает тему памяти: документалист Леонард вспоминает жизнь и выясняет, что многие события отложились в головах окружающих совсем иначе. Учитывая биографию Шредера, легко предположить, что это своеобразная попытка исповеди, разговора об ошибках молодости и, может быть, даже раскаяния с вершины колоссального опыта. Возможно, Пол, как и его герои, просто близок к границе, через которую с грузом прошлого не пускают. Остается верить, что легендарный автор не выбрал в качестве ролевой модели Трэвиса Бикла.
«О, Канада» в кинотеатрах с 20 февраля.
Ссылки по теме
«Сент-Экзюпери», «Екатерина Великая», «Пророк. История Александра Пушкина» и еще 12 фильмов февраля
«Хватит снимать!»: Ричард Гир раскрывает всю правду о своей жизни в дублированном трейлере фильма Пола Шредера «О, Канада»
На клеточном уровне: невыносимо талантливый мистер Кейдж
«Тихий садовник»: Кожа да корни
Свежие комментарии