Французская комедия «Новая игрушка» — ремейк культовой и во Франции, и в Советском Союзе картины «Игрушка» Франсиса Вебера 1976 года, которую показывали по телевизору примерно раз в год… да и сейчас показывают. Как режиссер Джеймс Ют переосмыслил фильм с Пьером Ришаром, заменив его комиком Жамелем Деббузом, рассказывает Екатерина Визгалова, сверстница оригинальной ленты.
Выходец из Марокко Сами (Деббуз) живет с беременной женой в иммигрантском квартале Парижа, в многоквартирном доме с очень тонкими стенами, и вполне счастлив, несмотря на многочисленные долги и отсутствие постоянной работы. Все его друзья и соседи работают на заводе овдовевшего год назад миллиардера Филиппа Этьена (в его роли звезда французского кино Даниэль Отёй). Сын богача 12-летний Александр (Симон Фалию) ужасно одинок во дворце скупого на эмоции отца, хотя у него есть все, чего только можно пожелать. В очередной день рождения мальчик идет со свитой в принадлежащий семье магазин игрушек, чтобы выбрать себе подарок. И выбирает Сами, который буквально только что устроился туда работать ночным охранником. За 3208 евро (сумма его долга) Сами дает себя упаковать и отвезти в поместье Этьенов, где он соглашается до утра побыть игрушкой избалованного мальчика и откликаться на имя Гюнтер.
Повторяющая многие мизансцены и даже жесты, «Новая игрушка» все же не точный ремейк фильма великого Вебера, а новый взгляд на те же самые темы, не растерявшие актуальности поныне. В фокусе все то же детское одиночество, социальное неравенство, усугубленное межнациональными вопросами, и дилемма: все ли проблемы можно решить с помощью денег. Для нового поколения зрителей авторы придумывают как другие обстоятельства жизни героев, так и обновленный декор. Например, для капиталиста больше не актуальны символы роскоши 1970-х — бассейн в саду и богатый дом, — нынче этим никого не удивишь. Поэтому герой Отёя владеет огромной загородной усадьбой с вертолетной площадкой, полями для гольфа, а во дворце у него есть кинозал, музыкальная гостиная и, скорее всего, комната для грязи. Чтобы придать его материальному миру оттенок вульгарности и бесполезности, Этьена сделали почитателем высокой французской кухни и коллекционером современного искусства: в одном зале из стены торчит зад зебры, а рядом располагается на постаменте писуар (инcталляция стоит за два миллиона евро). У наследника всего в изобилии: помимо маленькой машины (почти такой же, как в старом фильме), чтобы ездить по дому и выписывать штраф прислуге, есть несколько огромных комнат. Одна — с игровыми автоматами, вторая — с настольными играми, а интерактивная спальня с летающей кроватью при желании превращается в элегантный планетарий по голосовой команде. Пацан, разумеется, блогер, ведет канал про астрофизику, но подписчики почему-то над ним смеются — и вообще у него нет друзей.
Драматургические изменения тоже имеются. И вроде бы происходит усиление контрастов, но фильм от этого не становится эмоциональнее. Смотрите: в оригинале человек-игрушка в исполнении Пьера Ришара был безработным журналистом, человеком нищим, но интеллектуалом, с мощным чувством собственного достоинства. Здесь это мигрант-неудачник, успевший поработать курьером, парковщиком и продавцом нелепых двуносых чайников. Вдобавок он еще и увечный — и хотя это реальная травма Жамеля Дебуза, здесь она тоже используется для подчеркивания образа вечно нелепого, немного даже жалкого человека. Беременная жена Сами, вкалывающая на заводе и возглавляющая там профсоюз, умоляет супруга найти нормальную работу, но учитывая весь его опыт к 45 годам, долги и приводы в полицию, работа Гюнтером не самое большое из пережитых унижений. У Этьенов в доме полно и другой прислуги, которым Сами щедро раздает прозвища: называет повара «Рататуй», а гувернантку — «Мэри Поппинс», отпускает шутки в адрес работника, скрывающего арабское происхождение.
Ремейк вообще стремится уйти от резкости оригинала в сторону большей человечности, отказавшись от жестких устаревших шуток, вроде торта в лицо, падения ведра с водой на голову или падения женщины в бассейн, чтоб ее опозорить перед обществом. Правда и той женщины больше нет, что сильно упрощает конфликт между персонажами. В старом фильме мотивом покупки себе живого человека для мальчика был бунт против неприятной ему мачехи — своего рода тоже красивой и дорогой игрушки, которую отец «купил» для себя. Ставший собственностью ребенка, герой Ришара вступал на тропу классовой вoйны, бунтуя против собственного унижения и презрения богачей к людям другого социального статуса. Он даже подговаривал мальчика выпускать левацкую газету, направленную против отца. В ремейке нет ни мачехи, ни бунта. Александр просто скучает по маме, и ему не хватает эмоциональной связи с Филиппом. Он подсознательно пытается спровоцировать отца, добиться внимания. Нет здесь и сопротивления человека-игрушки, который ощущает себя униженным только после того, как видео его «распаковки» попадает в ютюб, и все соседи с друзьями начинают над ним смеяться. Сами не гордый парень, и он не только не держит зла на богатого Этьена, но даже изо всех сил помогает ему стать хорошим отцом. Например, дает советы, как обниматься или выражать эмоции.
Несмотря на то, что оба фильма говорят об одном — достоинстве, искренности, доверии и необходимости для ребенка увидеть во взрослом человеке понимающего друга, — «Новая игрушка», фильм, в общем-то, неплохой, уступает оригиналу, политкорректно предлагая испытывать уважение и сочувствие решительно ко всем героям. Включая персонажа Отёя, у которого есть все, кроме самого необходимого – способности чувствовать и проявлять эмоции. Его прототип — высокомерный Пьер Ромбаль-Коше, блестяще сыгранный 50 лет назад Мишелем Буке, однозначно вызывал неприязнь. Кроме того, в финале Вебер обходился без хеппи-энда — фильм вообще не имел конца. Ремейк же слишком прямолинейно и до упора несется по проложенным сценаристами рельсам добра. Решение закрыть нерентабельный завод Этьен отменяет, рабочие места мигрантам сохраняет, профсоюзные деятели торжествуют, жена Сами едет рожать, а вместе с ней весь квартал и оба Этьена. В конце отец и сын идут по своим полям для гольфа, счастливо держась за руки.
И последний важный секрет, почему так много людей любило «Игрушку», — гениальная музыка Владимира Космы. Она начинает звучать в голове сразу, как только вспоминаешь героя Ришара — симпатичного, смешного невротика, попавшего в неловкую ситуацию и пытающегося сохранить лицо. Мы не просто сочувствовали ему, а готовы были бежать под эту музыку за ним за следом, как делал это юный Ромбаль-Коше. Позднее мелодия зажила и отдельно от фильма. Ничего такого в ремейке нет, вялый саундтрек ничуть не вдохновляет, как и вся картина в целом. Да что там картина, вся ныняшняя жизнь.
Ссылки по теме
Ремейк на ремейке: Филипп Киркоров, Анна Старшенбаум и Михаил Галустян
«Подарок с характером»: Малыш и Панда
Не стало французского актера Мишеля Буке
Пьер Ришар оставил автограф на именной звезде для московской Аллеи славы
Франсис Вебер
«Новая игрушка»: Что подарить человеку, у которого все есть
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии