На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 832 подписчика

Свежие комментарии

Казанский излом: образы перестроечного кино в «Слове пацана»

В четверг, 23 ноября, на сервисах Wink и START выйдет четвертый эпизод сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» — жестокой социальной драмы Жоры Крыжовникова об эпохе расцвета уличной преступности в Казани, случившейся аккурат к зачину Перестройки. В центре сюжета — несколько поколений советских граждан, подростки и их родители, пытающиеся выжить в период «войны за асфальт» (так впоследствии назовут деятельность банд, делящих территории своего «кормления»). Одна из вероятных причин популярности «Слова пацана» на стримингах — непричесанная эстетика советского быта, роднящая сериал с перестроечным кино. Из фильмов той поры в проект «переехали» не только декорации советских квартир, но и социальные архетипы. Рассказываем о том, как герои сериала воспроизводят (сознательно или по наитию) образы из известных советских фильмов.


ЧУШПАНАМ ТУТ НЕ МЕСТО

кадр из сериала Слово пацана. Кровь на асфальте

Одной из причин возникновения «казанского феномена» молодежных банд Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», называет самоликвидацию социальных механизмов в советском обществе. От эпохи Застоя СССР досталось малоприятное наследство: неработающие социальные лифты, расслоение городского общества на «местных» и «приезжих» — жителей сельской местности, приехавших в областной центр и ставших ядром спальных районов. Неблагоприятная среда усугублялась тем, что молодое поколение фактически лишилось авторитетов: в условиях участившихся разводов процветала «безотцовщина», резко увеличилось потребление спиртных напитков. Есть версия, что социальная депрессия была также следствием своеобразного протеста населения, разочаровавшегося в идеалах развитого социализма, объявленного взамен обещанного, но так и не построенного, коммунистического проекта.

Школьник Андрей (Леон Кемстач) — плоть от плоти брежневской поры. Подросток из благополучной, но неполной семьи, воспитываемый правильной мамой (Юлия Александрова), он выражает парадокс того «потерянного поколения». Отличник, пионер в красном галстуке, к тому же подающий надежды музыкант (в СССР той поры — настоящий бум музыкального образования). Будущее подростка расписано в соответствии с идеалами плановой экономики: комсомол, институт, первая работа по распределению на предприятии, где он должен быть наиболее полезен. Но светлого будущего и перспектив обычной жизни окружение Андрея не демонстрирует: учителя третируют воспитанников, устраивая истерики из-за музыки «Ласкового мая» (музыка «мотальщиков» — ей не место в советской школе), старшее поколение комсомольцев раздражает своим бросовым энтузиазмом. В такой пыльной обстановке знакомство Андрея с уличной эстетикой банды «Универсам» оказывается спасательным кругом: кроме чувства плеча, он получает возможность реализовать себя в пока что малопонятной, но явно куда более работоспособной иерархии. Кодекс уличной шпаны хоть и основан на маргинальных представлениях о воровском укладе, но явно опирается на идеалы коллектива: где все на самом деле друг за друга горой, и готовы бороться за своих не на жизнь, а на смерть.


Милиция — не столько про справедливость, сколько про узаконенный институт насилия. В туалете районного отделения МВД всегда дежурят валенок и кирпич, финальный аргумент в споре власти и малолетних бандитов (следов не оставляет). Автор локальной воспитательной философии — милиционер Ильдар (Антон Васильев), в прошлом тоже болтавшийся с пацанами «первого выпуска», но повзрослевший и выбравший другую сторону. Балансируя между методами Макаренко и печально известного казанского ОВД «Дальний» — даст поиграть в компьютер, потом изобьет до бессознательного состояния — Ильдар разговаривает с подростками «по-взрослому», на их собственном языке. Подобными методами (с поправкой на консервативность) промышлял Валерий Приёмыхов, изобразивший в ленфильмовском романе воспитания «Пацаны» строгого, но справедливого воспитателя трудных подростков. Хотя, в отличие от него, смирному и покладистому в быту мужичку Ильдару, пытающемуся заменить отца главному герою «Слова пацана», есть куда падать: не ровен час, и он, перегнув палку, качнется в сторону асоциального маньяка, получившего от государства лицензию на убийство. Путь, который он выберет, будет это «Груз 200» или «Волчья яма», пока не определен — но все может измениться уже завтра, в новой серии.

Смотрите сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» в онлайн-кинотеатрах Wink и START.



Ссылки по теме

«Это не может случиться здесь»: Глеб Панфилов – режиссер сильных «слабых героев»
«Убойная сила»: Карбюратор – купить, Родину – не опозорить
«Кино про бандитов»: Квентин, может, ты и не заметил
Советские игровые фильмы 1969-1984 на школьную тему
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх