ЧУШПАНАМ ТУТ НЕ МЕСТО

Одной из причин возникновения «казанского феномена» молодежных банд Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», называет самоликвидацию социальных механизмов в советском обществе. От эпохи Застоя СССР досталось малоприятное наследство: неработающие социальные лифты, расслоение городского общества на «местных» и «приезжих» — жителей сельской местности, приехавших в областной центр и ставших ядром спальных районов. Неблагоприятная среда усугублялась тем, что молодое поколение фактически лишилось авторитетов: в условиях участившихся разводов процветала «безотцовщина», резко увеличилось потребление спиртных напитков. Есть версия, что социальная депрессия была также следствием своеобразного протеста населения, разочаровавшегося в идеалах развитого социализма, объявленного взамен обещанного, но так и не построенного, коммунистического проекта.
Школьник Андрей (Леон Кемстач) — плоть от плоти брежневской поры. Подросток из благополучной, но неполной семьи, воспитываемый правильной мамой (Юлия Александрова), он выражает парадокс того «потерянного поколения». Отличник, пионер в красном галстуке, к тому же подающий надежды музыкант (в СССР той поры — настоящий бум музыкального образования). Будущее подростка расписано в соответствии с идеалами плановой экономики: комсомол, институт, первая работа по распределению на предприятии, где он должен быть наиболее полезен. Но светлого будущего и перспектив обычной жизни окружение Андрея не демонстрирует: учителя третируют воспитанников, устраивая истерики из-за музыки «Ласкового мая» (музыка «мотальщиков» — ей не место в советской школе), старшее поколение комсомольцев раздражает своим бросовым энтузиазмом. В такой пыльной обстановке знакомство Андрея с уличной эстетикой банды «Универсам» оказывается спасательным кругом: кроме чувства плеча, он получает возможность реализовать себя в пока что малопонятной, но явно куда более работоспособной иерархии. Кодекс уличной шпаны хоть и основан на маргинальных представлениях о воровском укладе, но явно опирается на идеалы коллектива: где все на самом деле друг за друга горой, и готовы бороться за своих не на жизнь, а на смерть.
Милиция — не столько про справедливость, сколько про узаконенный институт насилия. В туалете районного отделения МВД всегда дежурят валенок и кирпич, финальный аргумент в споре власти и малолетних бандитов (следов не оставляет). Автор локальной воспитательной философии — милиционер Ильдар (Антон Васильев), в прошлом тоже болтавшийся с пацанами «первого выпуска», но повзрослевший и выбравший другую сторону. Балансируя между методами Макаренко и печально известного казанского ОВД «Дальний» — даст поиграть в компьютер, потом изобьет до бессознательного состояния — Ильдар разговаривает с подростками «по-взрослому», на их собственном языке. Подобными методами (с поправкой на консервативность) промышлял Валерий Приёмыхов, изобразивший в ленфильмовском романе воспитания «Пацаны» строгого, но справедливого воспитателя трудных подростков. Хотя, в отличие от него, смирному и покладистому в быту мужичку Ильдару, пытающемуся заменить отца главному герою «Слова пацана», есть куда падать: не ровен час, и он, перегнув палку, качнется в сторону асоциального маньяка, получившего от государства лицензию на убийство. Путь, который он выберет, будет это «Груз 200» или «Волчья яма», пока не определен — но все может измениться уже завтра, в новой серии.
Смотрите сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» в онлайн-кинотеатрах Wink и START.
Ссылки по теме
«Это не может случиться здесь»: Глеб Панфилов – режиссер сильных «слабых героев»
«Убойная сила»: Карбюратор – купить, Родину – не опозорить
«Кино про бандитов»: Квентин, может, ты и не заметил
Советские игровые фильмы 1969-1984 на школьную тему
Свежие комментарии