На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 847 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Солдатов
    В том, что знаменитости "пропихивают" своих(порой бездарных) детей все убедились на примере дочки Алсу Микелы Абрамов...Елена Ханга объяс...
  • Маша Глага
    Кто это смотрит? Полная деградация .«Папины дочки. Но...
  • Сергей О
    А ему то что боятся свои бы не тронули«Это был ад»: Сер...

Южноафриканский макабр: монстр в прачечной, спятившие аниматоры, рабы из могил и многое другое

Продолжаем рассказ о хоррорах национальных кинематографий, с которыми обычные зрители мало знакомы. Мы начали с двух материалов о фильмах ужасов Латинской Америки, а нашим новым гостем стал южноафриканский макабр со всеми его особенностями и странностями.

Южноафриканский макабр: монстр в прачечной, спятившие аниматоры, рабы из могил и многое другое

Среди кинематографистов Южно-Африканской республики есть немало заметных имен, известных всему миру. Уроженка Бенони Шарлиз Терон стала звездой мирового уровня, Нил Бломкамп обратил на себя внимание фантастическим «Районом № 9», а Гэвин Худ — картиной «Цоци», получившей «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Однако никто из них не причастен к продвижению пугающего жанра у себя на родине, хотя Терон на заре карьеры снималась в фильмах ужасов, а Бломкамп недавно снял малоудачный «Демоник».

Первый фильм в ЮАР сняли в 1911-м, а первая киностудия — Killarney Film Studios — появилась в Йоханнесбурге спустя четыре года. В период освоения кинематографа большинство кинолент снималось недалеко от Дурбана, поскольку требовалась характерная сельская местность. В 1931-м вышла первая звуковая картина — мюзикл «Сари Марэ». Поначалу фильмы выпускались на языке африкаанс, а затем южноафриканские кинематографисты почти полностью перешли на английский. Тем самым местное кино в большинстве своем стало тенью Голливуда — практически вся продукция предназначена для американского и международного потребителя. Тем более, в эпоху апартеида, длившегося с конца 1940-х до 1990-х. В Южной Африке снято большое количество низкобюджетных боевиков, комедий и лент других жанров, включая хоррор.

Южноафриканский макабр: монстр в прачечной, спятившие аниматоры, рабы из могил и многое другое

К макабру режиссеры ЮАР впервые обратились в 70-е. Первым национальным фильмом ужасов стала лента Янса Раутенбаха «До свидания, Янни», вышедшая в 1970-м, а следом — в 1974-м — снял свой «Дом живых мертвецов» британец Рэй Остин. Последняя лента принесла исполнителю главной роли Марку Бёрнсу приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Ситжесе. Долгое время жанр хоррора в стране находился на низком уровне, выходили поделки вроде бестолкового ужастика «Не смыкая глаз», но в новом тысячелетии дела пошли на поправку — не без содействия главного южноафриканского хоррормейкера Аластера Орра. Свой вклад в пугающий жанр также внесли Персивал Рубенс, Уильям Эй Леви, Даррелл Рудт и Ричард Стэнли. Оказали влияние на развитие южноафриканского хоррора и такие признанные мастера, как Тоуб Хупер и Джек Шолдер. Из-за особенностей местности, фауны и обычаев многие фильмы посвящены противостоянию природе и схватке с аборигенами и колдунами. Разумеется, до сих пор выходят низкопробные работы наподобие комедии ужасов «Змеиный остров» и «Заклинательницы акул» с Холли Берри, но, тем не менее, качество с каждым годом повышается, да и национальная специфика наконец-то представлена во весь рост. В Южной Африке уже даже появились собственные мистические сериалы — два года назад Netflix показал молодежную драму «Кровь и вода».

Для знакомства с южноафриканским макабром предлагаем вашему вниманию 25 картин.


«Демон» (1979)



В одном из первых национальных хорроров Южной Африки, поставленном Персивалем Рубенсом, перед зрителем разворачиваются две сюжетные линии, одна из которых является обманкой. Пока полковник в отставке Билл Карсон (Кэмерон Митчелл), обладающий экстрасенсорными способностями, занимается поиском похищенной девушки, в большом городе сестры Мэри (Дженнифер Холмс) и Джо (Золи Марки) замечают, что за ними следит незнакомец. История Карсона обрывается практически на полуслове, а на героинь в конце концов нападает маньяк. Картина явно навеяна успехом карпентеровского «Хэллоуина» и «Яростью» Брайана Де Пальмы, но в нагнетании жуткой атмосферы Рубенсу не откажешь.


«Врата Ада» (1989)



Типичный ужастик 80-х от Уильяма Эй Леви впервые представили публике на Каннском кинофестивале, однако от этого он не лишился своей бестолковости, пусть и очаровательной. Картина отличается от себе подобных своеобразной подачей материала, поскольку выстроена вокруг ночных страшилок у костра (в данном случае у камина). Группа друзей, включая Петреа Керран и Джоэнн Уорд, в ожидании приезда четвертого (Рон Палилло) травит друг другу байки о местных краях, в которых фигурирует погибшая девушка в исполнении Эбигейл Уолкотт и ее спятивший отец Карел Тричард. Они и представить себе не могли, что совсем скоро сами окажутся героями этих страшных историй о городке Хеллгейт. Кино понравится прежде всего тем, кто до сих пор скучает по ярким 80-м.


«Незримый враг» (1989)



За макабр и национальный колорит в средненьком приключенческом боевике Грега Лэттера отвечают ритуалы и обычаи скрытного африканского племени, похитившего Анджелу О'Нилл. На ее поиски отправился отряд наемников во главе с Верноном Уэллсом (тот самый злодей из «Коммандо»). Выйдя на след аборигенов, они обнаруживают, что похитители поклоняются крокодилу, а девушка им нужна не только для жертвоприношения, но и для повышения демографии. Крокодилы, конечно же, не побрезговали очередным обедом.


«Заключённая» (1991)



Дженнифер О'Нилл, Роберт Форстер, Сидни Лэссик, Уильям Уиндом и Палилло сыграли в экранизации романа Сьюзэн Клаудия, поставленном все тем же Уильямом Эй Леви. События разворачиваются в психиатрической лечебнице, куда устраивается медсестрой героиня О'Нилл, после чего выясняет, что сама стала пациенткой. Закрученный сюжет и хорошие актерские работы обеспечены, да и финал может изрядно удивить. Разумеется, без влияния Эдгара Аллана По не обошлось. Как и без отсылок к его экранизациям.




«Хорошая хозяйка» (2021)



Завершается наш рассказ остросоциальным хоррором Дженны Като Басс об апартеиде и превосходстве белых господ над черными рабами. С этими страхами прошлого столкнулась Чумиса Коса, приехавшая с дочерью к своей маме Носифо Мтебе, много лет работающей в богатом доме. Вскоре она обнаруживает странное поведение матери, работающей даже по ночам, таинственные знаки и фразы о проклятии, а в саду натыкается на несколько могил, в которых похоронены бывшие чернокожие работники. Героиня начинает осознавать, что белая мадам не такая добрая, как ей твердили всю жизнь. Хозяйка всего лишь ведьма, паразитирующая на жизни своих рабов. Перед нами хорошая последовательница идей американского хоррормейкера Джордана Пила, способная даже переплюнуть его работы.


P.S. В следующем материале мы продолжим рассказ об африканском макабре и его представителях из Нигерии, Сенегала и других стран Черного континента.

Ссылки по теме

Латиноамериканский макабр: от аргентинской «Чумы зомби» до уругвайского «Последнего сеанса»
Латиноамериканский макабр: от мексиканской Ла Йороны и котов-людоедов до бразильского дона Зе-из-Гроба
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх