На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 832 подписчика

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Сняли очередную хню и обернули в благопристойную обертку...Мы рождены, чтоб ...
  • Анфиса Иванова
    Буду смотреть!!!Телепремьера сери...
  • Владимир Алтайцев
    Сомневаюсь, ч то он снимет  что-то  хорошее.Илья Учитель сним...

Статистические данные посещаемости советских фильмов: 1950-1990

В данном справочном издании приводятся статистические данные посещаемости советских полнометражных игровых фильмов, демонстрировавшихся в кинопрокате с 1950 по 1990 год. К сожалению, прокатные данные не по всем советским полнометражным игровым фильмам (а их было свыше семи тысяч) доступны (есть, к примеру, серьезные пробелы в прокатных данных 1920-х - 1960-х годов). Поэтому в данном справочном издании приводятся сведения о количестве зрителей, просмотревших советские игровые фильмы (всего указаны данные посещаемости более чем по трём тысячам названий кинолент) за 12 месяцев демонстрации с 1950 по 1990 год.
Данное справочное издание предназначено для исследователей в области кинематографа и медиа, кинокритиков, киноведов, журналистов, преподавателей высшей школы, студентов, аспирантов, а также для круга читателей, которые интересуются киностатистикой и киносоциологией.
Статистические данные посещаемости советских фильмов: 1950-1990
Долгое время данные кинопосещаемости многих советских фильмов были недоступны массовой аудитории и содержались в основном в брошюрах Госкино, выпускавшихся минимальными тиражами под грифом «Для служебного пользования» (полный список использованных источников приводится мной в разделе в конце составленного мною списка). Я долгие годы собирал данные киностатистики, но только в 2022 году, благодаря помощи профессора Александра Кубышкина, профессора Сергея Корконосенко, киноведа Евгения Нефёдова, Ангелины Рогальской и РГАЛИ, получил возможность доступа к данным киностатистики Госкино СССР 1960-х-1980-х, которые существенно повлияли на дополнения и изменения цифровых показателей, содержавшихся в моих книгах о советском кинематографе, опубликованных ранее. Полученные данные позволили исправить ряд ошибок и опечаток, которые содержались в ряде публикаций прошлых лет у разных авторов (характерные примеры: были существенно завышены данные посещаемости фильмов «Учитель пения» и «Достояние республики», «Дачная поездка сержанта Цыбули» и др.).
Из нескольких тысяч полнометражных игровых фильмов, снятых в СССР с 1950 по 1990 год в первую тысячу самых популярных фильмов смогли войти только те из них, кому удалось преодолеть барьер в 15 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах. И это с учетом того, что многие статистические данные по советским фильмам 1950-х – 1960-х годов до сих пор остаются недоступными. Полагаю, что реальный «порог» входа в первую тысячу самых популярных фильмов при полных киностатистических данных был бы выше: быть может, 18-20 млн. зрителей за первый год демонстрации. Таким образом, мной приводятся самые полные (из доступных) статистические данные посещаемости советских полнометражных игровых фильмов, демонстрировавшихся в кинопрокате СССР с 1950 по 1990 год.
Всего в список советских игровых фильмов, собравших в советском кинопрокате 1950-1990 годов от нескольких сотен тысяч до 87,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации в кинозалах, вошло свыше трех тысяч названий.
Эти новые данные вошли также в третье издание моей книги «Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей» (М.: ОД «Информация для всех», 2023. 1270 с.), где читатели могут найти также данные о кинопосещаемости (увы, далекие от полноты) советских игровых фильмов 1920-х – 1940-х годов. Данные статистики показывают, что динамика кинопосещаемости советских и зарубежных фильмов на душу населения СССР (указано число посещений кинозалов за год) выглядела так (Таб. 1): 15,1 (1957), 17,0 (1960), 17,9 (1963), 18,7 (1965), 19,0 (1966), 19,8 (1968), 19,4 (1970), 18,4 (1972), 17,5 (1976), 15,5 (1983), 13,5 (1987), 12,0 (1991).
При этом «средняя посещаемость одного игрового советского фильма за год проката в период наивысшей зрительской активности населения СССР составляла: 1962-й — 12,0 млн.зрителей, 1965-й — 13,2 млн., 1969-й — 15,8 млн., 1973-й — 11,7 млн.» (Жабский, 2012).
Статистические данные посещаемости советских фильмов: 1950-1990
В самом деле, падение кинопосещаемости в СССР во второй половине 1980-х приняло «хроническую форму, а до нее можно было не доводить. Ведь у советского кино связь со зрителем была. Вот, скажем, лидеры проката 1980 года: «Пираты XX века» — 87,6 миллиона зрителей, «Москва слезам не верит» — 84,5 миллиона на каждую серию, «Экипаж» — 71,1 миллиона на каждую серию. И это без учета посещаемости в последующие годы. При средней цене билета 24 копейки и средней цене производства 450 тысяч рублей на серию доход от каждого из этих фильмов превышал затраты более чем в тридцать пять раз!!! Удельный вес зрелищных картин стал уменьшаться с 1986 года. Тогда меньше 5 миллионов зрителей собрали 55,6 процента картин, в 1987-м — уже 62,9 процента, в 1988-м — 75,9 процента, в 1989-м — 86,3 процента, в 1990-м по неполным данным — 95 процентов. Аутсайдеры проката превратились в агрессивное большинство» (Фуриков, 1998).

Таблица 1. Динамика производства советских полнометражных игровых фильмов и ежегодной кинопосещаемости
Статистические данные посещаемости советских фильмов: 1950-1990
* Эти данные несколько отличаются в зависимости от источника информации, но тенденция к неуклонному росту числа телевизоров на 100 советских семей остается неизменной.

Статистические данные о тысяче самых популярных советских полнометражных игровых фильмов, демонстрировавшихся в кинопрокате СССР с 1950 по 1990 год
Последовательность данных в списке: место в рейтинге, количество миллионов зрителей за первый год демонстрации (в среднем на одну серию, если их было несколько), название фильма, киностудия, режиссер(ы). При этом в списках, как правило, указан не год производства того или иного фильма, а основной год его массового кинопроката. В случае, если фильм выпускался в советский кинопрокат с существенной задержкой (а это происходило в основном в двух случаях: 1) картина отправлялась «на полку» по цензурным соображениям и в итоге демонстрировалась на экранах с большим временным отрывом от съемочного периода, 2) спустя несколько лет после успешной ТВ-премьеры в прокат выходил киновариант телевизионного фильма), это также отмечается.
Что касается фильмов республик СССР, которые изначально снимались не на русском языке, то их путь на широкий экран (по причине дубляжа) занимал, как правило, полтора-два года, и в данном издании указывается именно основной год всесоюзного кинопроката этих лент.

Статистические данные о советских полнометражных игровых фильмов, демонстрировавшихся в кинопрокате СССР с 1950 по 1990 год, но не вошедших в тысячу самых популярных (стр.25-62)
Последовательность данных в списке: количество миллионов зрителей за первый год демонстрации (в среднем на одну серию, если их было несколько), название фильма, киностудия, режиссер(ы). При этом в списках, как правило, указан не год производства того или иного фильма, а основной год его массового кинопроката. В случае, если фильм выпускался в советский кинопрокат с существенной задержкой (а это происходило в основном в двух случаях: 1) картина отправлялась «на полку» по цензурным соображениям и в итоге демонстрировалась на экранах с большим временным отрывом от съемочного периода, 2) спустя несколько лет после успешной ТВ-премьеры в прокат выходил киновариант телевизионного фильма), это также отмечается. Что касается фильмов республик СССР, которые изначально снимались не на русском языке, то их путь на широкий экран (по причине дубляжа) занимал, как правило, полтора-два года, и в данном издании указывается именно основной год всесоюзного кинопроката этих лент. Всего в данный список советских игровых фильмов, собравших в советском кинопрокате 1950-1990 годов от 15,5 млн. и менее зрителей за первый год демонстрации в кинозалах, вошло свыше двух тысяч названий.

Статистические данные посещаемости советских фильмов: 1950-1990
Кроме того использовались следующие источники:
Бейлин Б. Когда-то телевизор был роскошью // Вести ФМ. 22.10.2015.
Беленький И. История кино. Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. М.: Альпина, 2019.
Березин О.С. Большие циклы и конъюнктура рынка кинотеатрального показа. СПб.: Реноме, 2014. 240 с.
Большая советская энциклопедия. М., 1941. С. 335.
Большая советская энциклопедия. Т. 24. Ч. 2. М., 1977.
Волков А.Г. Брак и семья // Население СССР. Справочник. М.: Политиздат, 1983. С.79-101.
Вопросы истории. М., 1951.
Головской В.С. Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х. М.: Материк, 2004. 388 с.
Дукельский С.С. Докладная записка В.М. Молотову о работе Комитета по делам кинематографии при СНК СССР над историческими и историко-революционными темами 15 апреля 1939 г.
Емельянов Ю. Важнейшее из искусств // Советская Россия. 20.03.2014.
Жабский М.И. Как возможно «свое» конкурентоспособное кино // Вестник ВГИК. 2012. № 14. С. 119-134.
Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005 гг. М.: Канон+, Реабилитация, 2009. 775 с.
За успех! // Искусство кино. 1967. № 2. С. 1-2.
За успех! // Искусство кино. 1968. № 1. 4-5.
Землянухин С., Сегида М. Домашняя синематека. Отечественное кино. 1918-1996. М.: Дубль «Д», 1996. 520 с.
История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат / Под ред. В.И. Фомина. М.: Минкульт РФ, ВГИК, 2012. 2759 с.
Киногод в цифрах // Экран 1969-1970. М.: Искусство, 1970. С. 73.
Косинова М.И. Активизация телевидения и видео в период «застоя» как один из факторов снижения кинопосещаемости // Вестник университета. 2016. № 11. C. 248-251.
Косинова М.И. Падение кинопосещаемости в эпоху «застоя». Причины и следствия // Вестник университета. 2016. № 7-8. С. 271-276.
Косинова М.И. Падение кинопосещаемости в эпоху «застоя». Причины и следствия // Вестник университета. 2016. № 7-8. С. 271-276.
Косинова М.И., Аракелян А.М. Советский кинопрокат и кинопоказ в эпоху «оттепели». возрождение киноотрасли // Cервис plus. 2015. 9(4). С. 17-26.
Кудрявцев С. Свое кино. М.: Дубль «Д», 1998. С. 410-443.
Кузяев Ф. У одного фильма – сорок миллионов зрителей, у другого – полтора миллиона. О чем говорят цифры // Сов. культура. 7.07. 1959. С. 2.
Лебедев Н.А. Внимание: кинематограф! О кино и киноведении. Статьи, исследования, выступления. М.: Искусство, 1974. 439 с.
Народное хозяйство СССР 1922—1972 гг.: юбилейный стат. сб. М.: Статистика, 1972. Народное хозяйство СССР в 1958 году: стат. сб. М.: Гос. стат. изд-во, 1959. Народное хозяйство СССР в 1963 году: стат. сб. М.: Статистика, 1965. 760 с. Народное хозяйство СССР в 1967 году: стат. сб. М.: Статистика, 1968.
Народное хозяйство СССР в 1969 г.: стат. ежегодник. М.: Статистика, 1970. Народное хозяйство СССР в 1974 г.: стат. ежегодник. М.: Статистика, 1975. Народное хозяйство СССР в 1977 г.: стат. ежегодник. М.: Статистика, 1978. Народное хозяйство СССР в 1980 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и Статистика, 1981.
Народное хозяйство СССР в 1985 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1986.
Народное хозяйство СССР в 1987 году: стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1988. Народное хозяйство СССР в 1988 году: стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1989. Народное хозяйство СССР в 1989 г.: стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1990.
Народное хозяйство СССР в 1990 году: стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1991. Народное хозяйство СССР за 70 лет: юбилейный стат. ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1987.
Народное хозяйство СССР: стат. сб. М.: Гос. статист. изд-во, 1956.
Разлогов К. Парадоксы или хозрасчет? // Экран и сцена. 1990. № 10. С.3. Фильмы – лидеры зрительского успеха, бывшие в прокате в 1989 году // Экран и сцена. №47. 22.11.1990. С. 10.
Фомин В.И., Гращенкова И.Н., Зиборова О.П., Косинова М.Р. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат. М. ВГИК, 2012. 2759 с.
Фуриков Л. «Режиссура как вид самоубийства» // Искусство кино. 1998. № 12. Фуриков Л. Зритель, а-у! // Экран. 1991. № 8. С. 22-23.
Фуриков Л. Мифы и реальность кинозрительских предпочтений // Киномеханик. 1990. № 3. С. 13-16. № 4. С. 10-13. № 5. С. 15-17. № 6. С. 14-17.
Что смотрят зрители // Советский экран. 1987. № 22. С.5. 1988. № 14. С.19. 1988. № 19. С.9. 1988. № 4. С.10. 1988. № 9. С. 5. 1989. № 15. С.19. 1989. № 4. С. 26. 1989. № 8. С.19.

Справочное электронное издание
Издатель: ОД «Информация для всех»
E-mail contact(at)ifap.ru
http://www.ifap.ru


Полный текст монографии в свободном доступе можно скачать по адресу:
https://ifap.ru/library/book655.pdf
http://www.mediagram.ru/library/

Ссылки по теме

Федоров А.В. 100 самых популярных советских телефильмов и сериалов: мнения кинокритиков и зрителей. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 146 с.
Федоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов. М.: МОО «Информация для всех», 2012. 182 с.
Федоров А.В. Видеоспор : кино - видео – молодежь. М.: Директ-медиа, 2014.
Федоров А.В. «За» и «против». Кино и школа. М.: Директ-медиа, 2014. 95 с.
Федоров А.В. Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики. М.: МОО «Информация для всех», 2016. 228 с.
Федоров А.В. Лучшие и худшие фильмы советского кинопроката: мнения читателей журнала «Советский экран» (1958-1991). М.: ОД «Информация для всех», 2022. 330 с.
Федоров А.В. Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. 111 c.
Федоров А.В. Отражения: Запад о России / Россия о Западе. Кинообразы стран и людей. М.: МОО «Информация для всех», 2017. 389 c.
Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. М.: Директ-медиа, 2015. 501 с.
Федоров А.В. Рекордсмены запрещенного советского кино (1951-1991) в зеркале кинокритики и зрительских мнений. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 120 с.
Федоров А.В. Советская кинофантастика в зеркале кинокритики и зрительских мнений. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 170 с.
Федоров А.В. Советская кинофантастика о войне и космосе: герменевтический анализ // Вопросы культурологии. 2011. № 11.
Федоров А.В. Структурный анализ медиатекста: стереотипы советского кинематографического образа войны и фильм В. Виноградова «Восточный коридор» (1966) // Вопросы культурологии. 2011. № 6.

Федоров А.В. Трансформации образа западного мира на советском и российском экранах: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2016). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2016. 216 c.
Федоров А.В. Трудно быть молодым : кино и школа. М.: Директ-медиа, 2013. 115 с.
Федоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. М.: ОД «Информация для всех», 2023. 1270 с.
Федоров А.В. Эволюция образа Белого движения в отечественном и зарубежном игровом кинематографе звукового периода. М., 2017.
Федоров А.В. Экологическая тема в российском игровом киноискусстве звукового периода : проблемы и тенденции. М.: Директ-медиа, 2013.
Федоров А.В. и др. Школа и вуз в зеркале западного и отечественного кинематографа. М., 2019.
Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Михалева Г.В., Сальный Р.В., Шаханская А.Ю. Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа. М.: МОО «Информация для всех», 2018. 224 c.
Fedorov, A. Film criticism. Moscow: ICO "Information for all". 2015. 382 p.
Fedorov, А. 100 most popular Soviet television movies and TV series: opinions of film critics and viewers. Moscow: Information for all, 2021. 144 p.
Fedorov, А. Record holders of the banned Soviet cinema (1951-1991) in the mirror of film criticism and viewers' opinions. Moscow: Information for all, 2021. 102 p.
Fedorov, А. Soviet science fiction movies in the mirror of film criticism and viewers’ opinions. Moscow: Information for all, 2021ю 162 p.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх