
Вопрос о том, может ли считаться кинодокумент историческим свидетельством, до сих пор является спорным, тем не менее по фильму Вертова, представляющему из себя хронику событий военных лет в период с 1918 по 1922 годы, можно написать не одно научное исследование. По сути этот период жизни нашей страны известен нам хуже всего – в первой половине двадцатого века история неоднократно стиралась и пересматривалась так, что ее приходится восстанавливать по крупицам.
Широта географии поражает: вся страна, все мужское население, кажется, включено в войну. По лицам в кадре не сказать, что им это нравится, хотя в основном на них вообще нет никаких эмоций. В отличие, кстати, от восстановленной картины Питера Джексона «Они никогда не станут старше». Мирные эпизоды очень короткие, один называется «Возвращение беженцев» — по дороге едут повозки, в которые впряжены ослы и верблюды, второй — «Беженцы от деникинских банд», в нем нищие дети танцуют на камеру.

Есть внутренние истории, не очень понятные сейчас, но, вероятно, резонансные в те времена. Малоизвестные нам люди. Некий товарищ Ян Полуян показан очень подробно, затем портреты совсем незнакомых руководителей различных операций. Вот товарищ Кожевников, а с ним атаман Миронов, командир красных казаков, который отказался подчиниться, и потому его отряд был окружен и разоружен, а сам он отправлен в суд – об этом говорит титр. Сцена в зале суда, где с речами выступают защитники и обвинители. Что именно они говорят – очень интересно, но выяснить нельзя. В конце появляется надпись, что Миронова приговорили к смерти, но помиловали из-за былых заслуг. От этого становится еще интереснее аргументация участников процесса, но – увы. Отсутствие устных реплик при достаточном количестве непосредственных реакций включает воображение и ассоциативное мышление, что и превращает, собственно, набор кадров в кино.
Что есть «История гражданской войны» – дополнительный кирпичик в наше понимание истории, шаг в сторону ее демифологизации или, наоборот, укрепление мифа – сложно ответить однозначно. Но фильм не просто оживляет наши представления о тех временах, а погружает в давно прошедшую эпоху, заставляет проводить исторические параллели с сегодняшним днем, делает далекое близким, понуждает задаваться вопросами: что двигало всеми этими людьми, у которых была уже сто лет назад такая развитая техника, корабли, первые неуклюжие английские танки, грузовые поезда, ничуть не изменившие с тех пор. Зачем они, как дикари, убивали друг друга, зачем дербанили страну, во имя чего? Кому задавать эти вопросы? Людей этих нет, и детей их нет, и внуков почти нет, и правнуки уже на пенсии. Видимо, нужно задавать их себе.
«История гражданской войны» в кино с 13 октября.
Ссылки по теме
Дикарь, мятежник, одинокий беглец: Марлон Брандо до «Крестного отца»
Три российских фильма покажут на крупнейшем в Европе фестивале документального кино IDFA
В «Золотой коллекции неигрового кино» появился фильм «Весной» Михаила Кауфмана
В мае состоится мировая премьера фильма Дзиги Вертова «Три героини»
Человек с машиной времени: почему обязательно нужно посмотреть «Годовщину революции»
В Москве пройдёт Второй Международный зрительский фестиваль авторского кино
Историк кино Николай Изволов рассказал о «Годовщине революции» Дзиги Вертова
«Годовщину революции» в сопровождении живой музыки покажут в Москве
Пятый «Рэмбо», «Щегол» и ещё 15 фильмов сентября
«Годовщину революции» Дзиги Вертова покажут в Санкт-Петербурге
ММКФ-2019: 30 самых титулованных фильмов Московского кинофестиваля
Объявлены первые фильмы внеконкурсных программ ММКФ
«Послание к человеку»-2017: Гармония. Инструкция по применению
Тьерри Фремо: «Люмьеры были не только изобретателями кино, но еще и настоящими режиссерами»
Свежие комментарии