На Netflix вышел «Пиноккио Гильермо дель Торо» — кукольный мультфильм от режиссера «Лабиринта Фавна», «Формы воды» и «Аллеи кошмаров», где герой сказки Карло Коллоди помещен в Италию времен расцвета фашизма. Алексей Филиппов рассказывает, почему это одна из лучших работ мексиканского фантазера и почему деревянный мальчик — образец для всех нас сегодня.
1916 год. В итальянском городке вместе с десятилетним сыном Карло (Грегори Манн) живет столяр Джепетто (Дэвид Брэдли) — мастер на все руки, которому доверили изваять фигуру Христа для местной церквушки. Эта богоугодная работа прервется в одночасье с семейным счастьем, когда погибнет от шальной (сброшенной как балласт) бомбы. Так, Первая мировая изранит душу Джепетто и итальянское жизнелюбие сказки.
Вслед за Уэсом Андерсоном, чья фетишистская скрупулезность достигла пика в кукольных мультфильмах «Бесподобный мистер Фокс» (2009) и «Остров собак» (2018), дель Торо тоже обрел здесь необходимый контроль за фантазиями и артефактами эпохи. При поддержке «ремесленника» Марка Густафсона он в очередной раз сопрягает морфологию трагедии и сказки. В лучшем его фильме, «Лабиринте Фавна» (2006), мистические народные поверья сулят спасение от сапога диктатуры Франко то ли девочке, то ли целой стране. В «Хеллбое» (2004-2008) — уживались фэнтези, фольклор и фантомы Аненербе. В «Хребте дьявола» (2001), где тоже важную роль играла упавшая с неба бомба, готическая сказка о призраке защища сирот от бенефициаров Гражданской войны.
В конце концов, мексиканец дель Торо, фанат хорроров, живописи и выразительных образов с вековой традицией, как никто понимает, что дети для адептов большой идеи — лишь дрова для костра, позволяющего раздуться в макабрическом самомнении их жалкой тени. Неслучайно центральным номером «Пиноккио» становится концерт для Муссолини, превращенный деревянным сорванцом и обезьяной-кукловодом Спаццатура (Кейт Бланшетт) в сатирическую издевку над карликом-деспотом. Из какой бы древесины ты ни был сделан, не позволяй никому превращать себя в предмет интерьера. И даже если вместо сердца наметилось, так сказать, дупло.
Мрачнее дуче: «Пиноккио Гильермо дель Торо» — сказочный пинок в сердце, который должен пережить каждый
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии