Радиожанр, возвысивший Орсона Уэллса

Считается, что понятие «докудрамы» придумал и ввел в обиход американский драматург Филипп К. Льюис, прославившийся документальными спектаклями на актуальные темы. В частности, именно так он характеризовал постановку «Мы призываем к разуму» — критический памфлет, требующий разрешить проблему нехватки финансирования школ в штате Нью-Джерси. Формат, в котором журналистское расследование снабжалось драматичными диалогами, к тому моменту уже не был нов для американской культуры — Льюису же повезло стать первым человеком, догадавшимся превратить его в бренд: студия DocuDrama просуществовала полвека, а после закрытия передала название целому жанру. Описать его границы и сегодня довольно сложно: это произведение, в котором происходит сочетание подтвержденных фактов и исторической реконструкции. Пропорции каждый выбирае сам — и потому докудрамами в разные годы называли космический фильм-катастрофу «Аполлон-13», «Линкольна» Стивена Спилберга и даже «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. «Вместо поиска точного определения полезнее рассматривать эту форму как спектр, который простирается от журналистской реконструкции до актуальной драмы с бесконечными градациями на этом пути», — так докудраму охарактеризовал режиссер Лесли Вудхед.
Российское историческое кино регулярно оказывается на перепутье между исторической правдой и зрительским интересом: дотошное исследование личности и деяний монархов усыпляет аудиторию не хуже лекций, а вольная интерпретация биографий вызывает раздражение и подозрения в переписывании истории. В поисках ультимативного решения, которое устроит всех, докудрама кажется единственно верным форматом для изображения сложных тем и коллизий российской истории. Пройдя путь от аудиоспектаклей и телеэкспериментов до масштабных постановок о судьбах монархов, жанр, похоже, всё же нашел золотую середину между развлечением и пользой.
«Екатерина Великая» в кинотеатрах с 20 февраля.
Ссылки по теме
Словарь императрицы: Спецпроект «Грамоты.ру» к премьере фильма «Екатерина Великая»
«Сент-Экзюпери», «Екатерина Великая», «Пророк. История Александра Пушкина» и еще 12 фильмов февраля
«Виват, императрица!»: Анна Михалкова и Ольга Лерман в трейлере исторического фильма «Екатерина Великая»
Руки вверх, или Панические атаки Лунтика: 100 российских фильмов 2024 года
Свежие комментарии