Во французском городе Анси завершился крупнейший в мире фестиваль анимационного кино. Через призму конкурса можно увидеть не только лучшее анимационное кино, но и попробовать представить основные тенденции в мире авторской и зрительской анимации. И основная дилемма перед проведением фестиваля была связана с искусственным интеллектом и применением нейросетей в анимации.
Рассказывает Павел Шведов.
Незадолго до начала смотра его художественный руководитель Марсель Жан выступил с заявлением, что фестиваль в Анси, являясь глобальным обзором мирового анимационного кино, включит несколько работ, созданных с применением искусственного интеллекта, в свой конкурс. Это вызвало шквал комментариев в мировом сообществе — по большому счёту негативных. Являясь лишь инструментом, искусственный интеллект воспринимается угрозой многим творческим профессиям, и пришествие ИИ и нейросетей в анимацию критикуется столь же яростно, как в своё время появление компьютерной графики и анимации вызвало шок у адептов аналоговых технологий. Сейчас 3D CGI стал визуальным каноном, и его воспринимают как индустриальный мейнстрим. Но компьютерная графика не убила крафтовые методы, и такие визуально близкие технологии, как кукольное кино, продолжают своё существование и даже приобретают новых адептов в среде статусных кинематографистов (примером этому является творчество Гильермо дель Торо и Уэса Андерсона).
Кристалл Анси в полнометражной анимации — де-факто главной номинации фестиваля — в этом году завоевал австралийский мастер стоп-моушна Адам Эллиот фильм «Мемуары улитки» / Memoir of a Snail. Это второй полнометражный Кристалл в карьере режиссёра, и новое кино полностью продолжает эстетику «Мэри и Макса» — нуар, готический юмор, абсурдизм социума, красота «изнанки» и девиаций общества. Его герои всегда экстравагантны, одиночки, аутсайдеры, но с какой-то потрясающей внутренней вселенной и тягой к жизни.
Главная героиня фильма Грейс Пудель — одинокая неудачница, фанатка улиток. Весь фильм — это ее исповедальный рассказ о жизни. В юном возрасте, когда Грейс разлучают с ее братом-близнецом Гилбертом, она попадает в спираль тревог и страхов. Но на плаву её удерживает переписка с братом, появление пожилой эксцентричной подруги Пинки, улитки и любовь. Очень хороший образец независимого кино, несколько лимитированного, с избытком закадрового голоса, но обаятельного и гротескного.
Вторую награду полнометражного конкурса — Приз жюри — завоевал Гинтс Зилбалодис за свой новый фильм «Поток» / Flow. Главный герой фильма Кот просыпается в мире, покрытом водой, где, похоже, исчезла вся человеческая раса. Он ищет убежище на лодке вместе с очень разномастной группой других животных. Но ужиться с ними оказывается задачей сложнейшей, чем даже побороть страх перед водой! Всем в братстве (ведь у животных может быть братство, фильм нам это демонстрирует) приходится научиться преодолевать свои различия и приспосабливаться к новому неудобному миру, в котором они оказались.
Гимн катастрофе (пусть и климатической), ода созданию братства — фильм-«котострофа» буквально течёт вперёд, увлекая за собой и героев, и зрителей. Являясь фильмом без слов, «Поток» выдвигает на важные позиции музыку, и она, в дуэте с визуальным пространством, гипнотически затягивает. Герои не пытаются пройти квест, найти решение какой-то глобальной проблемы. Они просто живут рутинной жизнью, борются с повседневными угрозами, находясь друг с другом в одной лодке. Написал, и живо представил себя на ковчеге с другими героями, у которых полностью исчезли прошлое, и будущее совершенно не очевидно. Но жизнь продолжается… Кино — как бы про котика, но и про всех нас в эти последние годы.
Зилбалодис использует в новой картине тот же визуальный приём, что и в феноменальном «Таинственном острове» (Away) (главный приз альтернативного конкурса Анси в категории полнометражных работ в 2019 году). Зритель наблюдает за бездиалоговым путешествием главного героя, как будто проходящем в какой-то неведомой и необычайно красивой компьютерной игре. Собственно, авторы фильма использовали во время производства программные комплексы, использующиеся для создания компьютерных игр. И это ещё один вызов анимации, который и индустрии, и зрителю предстоит осознать и проработать. В случае Зилбалодиса профессиональная аудитория Анси в нему оказалась благосклонна — фильму был вручён также и Приз публики. Всего картина завоевала четыре награды фестиваля, что практически немыслимо для очень конкурентной среды Анси.
Приз Поля Гримо (третью по значимости награду конкурса полных метров) завоевала работа из Японии «Тотто у окна» / Totto-Chan: The Little Girl at the Window Синносуке Якувы — наверное, самый по-хорошему зрительский фильм из участников полнометражного конкурса Анси. Маленькая Тотто-тян — жутко непоседливый ребёнок, очень экстраверный и непосредственный. В государственной школе от неё отказываются, не выдерживает традиционная система образования столь свободных детей. И родители отдают дочку в «академию Томоэ» — школу с либеральными традициями обучения, где детям позволяется буквально всё, а уроки проходят в старом трамвайном вагоне!
В стенах новой школы Тотто-тян узнает, что такое дружба и взаимоподдержка, привязанность и смерть, расизм и нетерпимость, и сталкивается с обществом перед и во время Второй мировой войны — с ростом национализма, ксенофобии, консерватизма…
Фильм основан на автобиографических мемуарах, написанных японской телеведущей и послом доброй воли ЮНИСЕФ Тэцуко Куроянаги. Книга вышла в 1981 году и стала бестселлером. В ней рассказывается о ценностях нетрадиционного образования, которое Куроянаги получила в той самой Томоэ Гакуэн — токийской начальной школе, основанной педагогом Сосаку Кобаяси. Интересно отметить, что японское название книги — это выражение, используемое для описания людей-аутсайдеров, потерпевших неудачу. В школе все дети равны и важны, независимо от своих физических данных или ментальных особенностей. Например, лучшим другом Тотто-тян становится мальчик-христианин, больной полиомиелитом, и за развитием их дружбы в фильме хочется наблюдать бесконечно.
Все дети в этой школе живут счастливой жизнью, не подозревая о том, что происходит в мире. Начало Второй мировой войны не меняет привычного уклада школы, да и всей жизни вокруг. Изменения начинают происходить как бы исподволь, незаметно. То в автомате по дороге в школу заканчиваются столь любимые Тотто-тян карамельные конфеты, то родителям становится сложно готовить детям разнообразные и насыщенные обеды. Однажды школа попала под бомбёжку и так и не была восстановлена. Фильм заканчивается на обещании директора восстановить школу и на переезде девочки в другую местность.
Кино хорошо показывает дальнейший транзит классического аниме в сторону визуальных авторских экспериментов. В нескольких эпизодах — фантазиях Тотто-тян — авторы позволяют себе уйти в феерический отрыв. Лиричное, одновременно и грустное, и радостное кино о взрослении и дружбе. И о том, как важно сберегать человечность себе и видеть друзей вокруг.
Несколько фильмов полнометражного конкурса оказались обделёнными вниманием жюри, но о них, всё равно, невозможно умолчать. Не одни Эллиот и Зилбалодис оказались в конкурсе верны своей эстетике. Патриарх французской анимации Жан-Франсуа Лагиони также продолжает создавать новые фильмы, и достаточно часто они оказываются достойными внимания. В этом году фестиваль включил в конкурс его «Лодку в саду» / A Boat in the Garden — полнометражный мультфильм о жизни в послевоенной Франции. В нем папа главного героя, рассудительный мужчина, вдруг начинает увлечённо строить в придомовом саду лодку — копию парусника знаменитого моряка Джошуа Слокама. Пока родители строят лодку, мальчик наблюдает за их нежными отношениями и проникается любовью к морю и рисованию.
Лагиони — живой классик, буквально мастодонт французской анимации. Доказательством этому является гран-при Анси за короткометражку «Мадемуазель и виолончелист», врученный в далеком 1965 году. Нечасто мастерам удаётся столь долгое время оставаться на вершине, сохраняя бодрость и адекватность режиссуры. Их ждёт либо экранное графоманство, либо фееричное несовпадение с контекстом. В новой работе Лагиони проявляется как живой классик, пусть и с несколько сентиментальным, ностальгическим взглядом на жизнь.
Ещё один обделённый призами, но достойный полнометражный фильм — «Дикие» / Sauvages Клода Барра. В тропическом лесу Борнео девочка Керия спасает детеныша орангутанга на плантации пальмового масла, где работает ее отец. На следующий день к ним приезжает двоюродный брат Керии Селай, родители которого живут в лесу и участвуют в конфликте с лесозаготовительной компанией. Селаю не нравится городская жизнь, и он решает вернуться к родителям в лес, а Керия пытается его остановить и теряется в джунглях.
Зал в Анси предрасположен к приёму французских фильмов. Особенно таких, как «Дикие» — крафтовых арт-мейнстримов, объединяющих в себе черты зрительского и некоммерческого кино. Правда, во Франции такие фильмы идут в кинотеатрах и пользуются любовью аудитории, но для России, например, картина будет довольно сильным арт-хаусом. Какие-то дикие звери, дети гуляют одни в джунглях, левацкие подрывы бульдозеров, ядовитые змеи и пауки — всё это далеко от нормы детского кино для многих стран, но не для Франции, где предыдущий фильм Клода Барра «Жизнь кабачка» (полнометражный Кристалл Анси в 2016 году) стал заметной картиной. Кино, действительно, смотрится диптихом с Кабачком. В центре сюжета — история детей, их взросления и «обретения имени», понимания своего места в этом мире — непростом, полным опасностей и невзгод, но и одновременно прекрасном.
И последняя работа полнометражного конкурса, которую невозможно не упомянуть — «Воображение» / The Imaginary Ëсиюке Момосе. Главный герой фильма Раджер кажется обычным мальчиком, но на самом деле является воображаемым другом девочки Аманды — мечтательницы, фантазёрки, создающей сказочные миры вокруг. Раджера никто вокруг не видит, и, кажется, их дружбе ничего не угрожает, до тех пор, пока в дом не постучится мистер Батлинг — охотник за воображениями.
Чрезвычайно симпатичное кино от японской Studio Ponoc — студии, основанной Ёсиаки Нисимурой, до этого работавшим на Studio Ghibli. Я стремлюсь следить за работами Studio Ponoc, они достойны внимания. И создатели «Воображения »это оправдывают с лихвой. Драматургически фильм выглядит здраво, не заставляет скучать. Борьбу воображений с их уничтожающей силой авторы картины не стали прямо возводить во вселенское противостояние. Кажется, что мы видим сюжет, посвящённый жизни отдельной семьи, таких Малыша и Карлсона, только вместо мальчика — девочка, да и воображаемый друг не настолько токсичный и нарциссический товарищ, как у Астрид Линдгрен. Как это уже неоднократно происходит с хорошим кино, фильм выйдет в мировой прокат не в кинотеатрах, а на Netflix — с 5 июля.
Кстати, лидирующие полнометражные фильмы из конкурса Анси достигают и российских киноазлов. Одни из лидеров Анси прошлого года - «Четыре души Койота» Арона Гаудера (Приз жюри) и «Сирокко из страны ветров» Бенуа Шьё (Приз публики) в июне выходит в российский прокат. Думаю, дождутся своей череды и фильмы, принявшие участие в фестивале в Анси в этом году.
Анси-2024: Фильм-котострофа, «Мемуары улитки» и другие образцы авторской анимации в тени мейджоров
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии