Подводя итоги прошлого, 2022 года для документального кино, мы писали про шизофренический раскол индустрии, повторяющий в целом разобщение всего общества. Ничего нового на этот счет сказать не можем: одновременно у нас и «всё идет по плану» и «всё катится в тартарары» — в зависимости от вашей оптики и мировоззрения.
Происходит рост всего: фестивалей, количества неигрового контента и его зрителей, а также цензуры и тревожности. Каждый участник большого процесса ориентирован на свои цели, и мы попробуем зафиксировать, что происходит с документальным кино в цифрах и описать всё простыми словами.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
В 2023 году Министерство культуры поддержало 105 неигровых фильмов: 45 полнометражных и 60 короткометражных (среди них — только семь дебютов). Год назад их было 202. Общий объем субсидии на неигровое кино составил 534,5 миллиона рублей (на 200 миллионов меньше, чем в предыдущем). Появившийся в 2022 году Фонд поддержки регионального кино (ФПРК) в этом году профинансировал тот же объем картин: десять альманахов и 50 короткометражных документальных фильмов на сумму 150 миллионов рублей. Фонд культурных инициатив в 2023 году поддержал около 120 документальных аудиовизуальных произведений: фильмов, передач, сериалов. Сумма финансирования составила 690 миллионов рублей. Большие бюджеты на производство документального кино выделяет Институт развития интернета – ИРИ. Основная часть – телефильмы и интернет-ролики, но авторский док тоже попадается: в этом году таких работ было 15, а общий размер грантов составил также несколько сотен миллионов рублей. Так что в целом господдержка неигрового кино в 2023 году составила более двух миллиардов рублей.
Тенденция на сокращение финансирования министерством культуры продолжается (уже почти на треть по сравнению с предыдущими годами), хотя оно и так маленькое. Всем уже понятно, что хорошее документальное кино стоит не сильно меньше игрового, а на полтора миллиона рублей можно снять только халтуру. Тем более теперь, когда финансирование Министерства культуры стало 100%-м. Можно ли этому радоваться? Ведь это означает, что производитель не имеет права привлекать другие финансы, а вынужден делать кино только на тот небольшой бюджет, что дало ему государство. Посмотрим, что представят авторы в конце года, будет ли там хоть пять стоящих фильмов. Учитывая еще и то, что новая электронная система конкурсов на субсидии случайно или намерено оставила за бортом половину поданных проектов.
Так выглядят, к примеру, итоги года в ФПРК:
ЦЕНЗУРА СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Разумеется, источники финансирования оказывают влияние на тематику и формат фильмов: количество авторских работ неумолимо сокращается, цензурный контроль за выходящими фильмами усиливается, и в новом году эти тенденции будут только прогрессировать. Очевидно, что государственные деньги отпускаться будут исключительно на дистиллированный как физраствор контент, рассказывающий о человеке труда, успешных успехах и величии страны. А ведь документальное кино, да и вообще искусство, служит не только утешением или инструментом для воспитания граждан. Вообще, спорный вопрос, насколько искусство меняет нашу жизнь, можно ли хоть кого-то сделать лучше, показывая лишь красивое и величественное. Зачем-то ведь есть Босх, Гойя, Ремарк и еще тысяча примеров в мировой живописи, литературе, где произведения становятся зеркалом других сторон нашей жизни, отражают что-то страшное или печальное, дабы человек мог оценить свою духовную нищету и несправедливость мира. В нашей стране такие неигровые фильмы пока еще есть, но делаются они за счет каких-то других денег, а не государственных грошей.
Не менее — а может, и более — печальна ситуация с цензурой не государственной, но общественной, рождающейся из охоты на ведьм, ставшей традиционной ценностью. В последние дни года, например, случился внутренний цеховой конфликт вокруг фильма Евгения Милых «Артем и Ева», благополучно показанном на ряде российских (не говоря уж про международные) фестивалях. Картина о взаимоотношении двух очень молодых людей, решивших посвятить себя работе в порноиндустрии, поделила документалистов на два лагеря после того, как получила номинацию на премию им. Дзиги Вертова. Противниками этого дока была высказана мысль, что раз Министерство Культуры отказало фильму в выдаче прокатного удостоверения, то негоже его номинировать на премию профессионального сообщества. Забывая, видимо, что в этом году министерство не выдало ПУ таким фильмам, как «Сказка» Александра Сокурова, а также отобрало уже выданные прокатки у целого ряда проектов по принципу «кабы чего не вышло» или по указанию чиновников, стоящих выше министерских. Так что в документальном сообществе царит такой же разлад, как и повсюду. Одни ради нравственности на экране не возражают против усиления проверок и ограничений, иные от несвободы и давления вынуждены уезжать в другие страны или менять вид деятельности.
ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ
Можно ли назвать зоной свободы онлайн-платформы, открывающие свои док-линейки? К сожалению, тоже нет. Хотя по сравнению с 2022-м количество так называемых originals сильно выросло. Правда, отечественные стриминги не спешат порадовать зрителей авторскими документальными фильмами, хотя у подобных игровых проектов всегда есть шанс. Что хотят сервисы? Во что они сами готовы вкладывать деньги? Это фильмы про музыкантов или известных людей («Дуров», «Мавроди» и прочие), а также документальные сериалы телевизионного формата: расследования, исследования каких-то сфер жизни с участием экспертов («Баня», «Право на выстрел», «Анонимная телега»). Подобно грибам растут мотивационные сериалы о том, как стать счастливым, богатым, здоровым и так далее, представляющие из себя совершенно невыносимый «белый шум» (в одном из таких проектов, кстати, рассказывают, как избежать «белого шума» в интернете). Надо сказать, что принципиально это не российская беда, а общемировая тенденция: платформы во всем мире предпочитают такого рода контент, по неведомой причине называемый документальным. Исключение – специализированные сервисы, которые создаются энтузиастами и денег много не приносят, зато там легально можно посмотреть хорошее кино. В России такой есть — «Пилигрим». Кроме того, популяризацией хорошего дока занимаются отдельные сайты. В частности, прямо сейчас, до 12 января «Новая газета» вновь проводит онлайн-фестиваль неигрового кино в формате «один день – один фильм». Это очень редкая возможность посмотреть действительно хорошие и даже редкие авторские фильмы, правда, не упускайте её.
Положительное влияние платформ – рост научно-популярного кино. По счастью, они тоже попадают в область интересов онлайн-сервисов и способствуют его популяризации. Государство также к научпопу благоволит и хорошо выделяет деньги на специальные обучающие лаборатории для авторов контента на научные темы.
ДОК НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ
19 отечественных неигровых картин добралось до больших экранов. Их посмотрело около 100 тысяч человек, а общие сборы составили около 38 миллионов рублей (30 из которых – сборы двух прокатных компаний). Смешные цифры, скажете вы. Да, но всё же это в три раза больше, чем в 2022-м. Правда, 60 тысяч зрителей из 100 приходится на лидера проката: картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг» — про Соловки. Но и в прошлом году — как и в позапрошлом — также всего по одному фильму сделали 50% сборов. В 2022-м это были «Ласточки Христовы», а два года назад – «Где ты, Адам». Вывод: во всех случаях, не исключая минувший год, в кинотеатры на док люди пошли исключительно за духовным. А всего прокатные удостоверения (документ, разрешающий публичные показы вне международных кинофестивалей) в 2023-м получило более 360 документальных и научно-популярных фильмов. Получается, что разрешение на показ совсем не означает, что фильмы будут где-то демонстрировать.
Вот так выглядит список фильмов, которые посмотрели за год в кинотеатрах более 5000 зрителей (данные ЕАИС): «Святой архипелаг» - 59550, «Где проходит граница» - 42451, «Медведева VS Медведева» - 9447, «Боже! Чувствую приближение твое» - 7573, «Алексей Балабанов. Послесловие» - 6847, «Путь за мечтой» - 5217. Зарабатывать на показе документального кино, даже предпринимать подобные попытки рискуют лишь избранные прокатчики. Собирающие специальные программы и придумывающие сложные стратегии для продвижения: например, второй год работает очень крутой проект «Страна.DOC», в рамках которого идут показы действительно лучшего отечественного дока. Среди них «Отцы», «Последний теплоход», «Колбаса Митрофана Аксенова», «Опытным путем» и другие. Меж тем, на рынке занято не менее 100 активных производственных компаний. 13 из них произвели за год четыре и более картин. Лидеры – региональные студии: Краснодарская с семью проектами, по шесть — у «Пермской синематики», Студии им. Горького и «Точки зрения». Дальше в списке в основном компании, занимающиеся производством телевизионных передач: «Голд Медиум», «Единая Медиа Группа», «БМП» и прочие.
Вдумчивому зрителю остаются лишь кинофестивали, которые проходят практически во всех регионах страны. На многих есть документальный конкурс или неигровые фильмы в общей конкурсной программе. Если фестиваль международный, у него есть право показать картину без прокатного удостоверения. Количество фестивалей тоже растет, в этом году появился даже фестиваль документального не кино, а документального контента стриминговых платформ — ORIGINAL+Doc. Что уж говорить о традиционных смотрах, число которых растет прежде всего за счет новых патриотических смотров. Не везде идеально, однако, несмотря на зашкаливающий градус всеобщей нервной бдительности, именно в программы фестивалей чаще всего пробиваются картины, которые невозможно увидеть в свободном доступе больше нигде в нашей стране. Хорошее кино в любом случае пробьет себе дорогу. Надо только успевать его смотреть, пока эти ростки не вытоптали тяжелыми сапогами.
Ссылки по теме
«Ежииик!.. Ааааааааааоооууу…»: Российская анимация в розыске будущего
Сказочное дно: 15 лучших фильмов 2023 года
Без даты: 33 фестивальных хита, не добравшихся до России
Миядзаки и все-все-все в поисках рая: самое любимое аниме 2023 года
Глас народа: Самые популярные и рейтинговые сериалы 2023 года
Загадки, заговоры и немного надежды: 10 лучших иностранных сериалов 2023-го
Лучшие российские сериалы 2023 года. Выбор критиков
«Отцы»: А муха тоже вертолет
«Вызов» обошел «Чебурашку», но «Слово пацана» не победить: самые популярные фильмы и сериалы среди пользователей сайта Кино-Театр.Ру
Смартфон на лопате и сказочная страна эльфов: отец и сын снимают кино в эксклюзивном отрывке из фильма «Отцы»
Десятые «Ёлки», «Крецул» с Никитой Волковым, «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки и еще 5 фильмов декабря
«Джейн глазами Шарлотты»: Поговори со мною, мама
Кифер Сазерленд озвучит документальный сериал об убийстве Джона Леннона
Один день — один фильм: гид по «Посланию к человеку» для тех, кто хочет увидеть главное
Док небесный: неигровое кино в 2022 году
Окружающая нереальность: Документальное кино в 2023 году
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии