На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 848 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Солдатов
    В том, что знаменитости "пропихивают" своих(порой бездарных) детей все убедились на примере дочки Алсу Микелы Абрамов...Елена Ханга объяс...
  • Маша Глага
    Кто это смотрит? Полная деградация .«Папины дочки. Но...
  • Сергей О
    А ему то что боятся свои бы не тронули«Это был ад»: Сер...

«Энола Холмс»: Краткий курс счастливой леди

Еще одна из рода Холмсов



— «С чего же начать?» — разбивая зыбкую материю экрана, четвертую стену и зрительскую дистанцию, спрашивает Энола Холмс, резво крутя педали велосипеда на фоне пасторали зеленеющих далей. Началось все, конечно, уже давным-давно, когда появляться на людях без перчаток считалось дурным тоном, под платья надевали корсеты, а в моде были чепчики и детективы (увековеченные на страницах истории как викторианские).

Слава Артура Конан Дойла и главного его детища Шерлока Холмса не дает покоя кинематографистам уже второй век, но что еще поразительнее — до сих пор не утомила и зрителей. Серия приключений и расследований сыщика с Бейкер-стрит стала бесконечным источником вдохновления для фанфиков, которые снискали популярность задолго до появления интернета. Герой настолько любимый не мог принадлежать всего лишь одному человеку, пусть и собственному автору-отцу: каждому второму хватало воображения, чтобы нарисовать новое полотно загадок для детектива. Так появлялись рукописи безымянных авторов вроде дела Джека Потрошителя, а писатель Сергей Борисов не удержался и выдал «мистификацию»: Холмс и Ватсон пытаются разгадать загадочную русскую душу «Братьев Карамазовых».



Спустя почти 130 лет после выхода «Этюда в багровых тонах» дело эпигонов живет и процветает. В 2006 году отправилась в печать первая из шести книг Нэнси Спрингер об Эноле Холмс — младшей сестре Шерлока и Майкрофта — «Дело пропавшего маркиза». Если верить в непогрешимость праотца Конан Дойла — персонаж она «вымышленный», однако Стивен Моффат и Марк Геттис тоже поддержали легенду на свой лад: в семье Холмсов нашлось место для младшей — гениальной злодейки-социопатки. Подросток Энола выступает на зеркальном поле противоположностей, пусть одиночество и ей не чуждо.

Мать (как всегда великая Хелена Бонэм Картер) воспитывает Энолу (бесстрашная Милли Бобби Браун) в одиночку — и совершенно некстати пропадает в утро ее 16-го дня рождения, оставив в подарок ларец с карандашами и парочкой загадок. В одночасье уроки химии, домашнего шифрования и самообороны в саду остаются позади, а опека над нерадивым подростком переходит в введение старшего брата — девчонке светит краткий курс счастливой леди в пансионе благородных девиц. Майкрофт (застегнутый на все пуговицы Сэм Клафлин) и Шерлок (улыбчивый Генри Кавилл) играют роли хорошего и плохого полицейского в мятежной одиссее Энолы. Хотя Майкрофт не то чтобы однозначно плохой, всего навсего консервативный, а для этого достаточно родиться британцем. И Шерлок, впрочем, не полярно хороший, его гениальность обозначена лишь репутацией, на деле он одаривает сестру понимающими взглядами и дает пару советов из самоучителя по детективному делу.



Если осмотреться по сторонам, то ближайшей героиней, синонимичной Эноле, за последние пару лет станет мисс Джо Марч из «Маленьких Женщин» Греты Гервиг — обеим проще перелезть через забор, чем станцевать вальс на балу. Воспитание по миссис Холмс вообще избегает любых традиционно женских учений в быту вроде шитья или вышивки на пяльцах. Вместо этого Энола перечитывает всю домашнюю библиотеку, осваивает стрельбу из лука по мишеням и даже не помышляет о замужестве: мама научила, что она у себя одна. Хотя едва ли в этом одиночестве есть место для скуки — мамы и родового поместья девочке хватает с головой для ежедневного открытия новых планет. В этом трепетном, пусть и пунктирно обозначенном союзе дочки-матери вновь угадываются настроения, очерченные Гервиг — уже в «Леди Берд». Там тоже для героини основополагающей была связь с матерью (в сказочном изводе, куда привычнее, что «принцесса» — сирота).

Обильное количество референсов и общих мест нисколько не мешает «Эноле Холмс» состояться самостоятельно — как и фильму, так и героине. Она предлагает взглянуть с другого угла на вселенную Шерлока, Лондон конца XIX века в аккордах Гая Ричи и исхоженные тропы — глазами несовершеннолетней девочки. Сокрушенная четвертая стена, как и в «Дряни», которую режиссер «Энолы» Гарри Брэдбир снял на 90%, здесь становится распахнутым окном для зрителя-собеседника. Героиня рефреном повторяет, что ее имя означает, что она одна (Enola = alone; как тебе такое, Нолан?). Каждому ребенку нужен друг, пусть поначалу и воображаемый — такую роль и предложено сыграть подросткам по ту сторону экрана.



«Энола» несомненно и беззастенчиво феминистская инкарнация саги о Холмсах, но феминизм в данном случае — не выверенная маркетологами вывеска и не ребут классики с женским лицом, как «Охотницы за приведениями» или «8 подруг Оушена». Органично вписанная в Викторианское полотно Энола напоминает скорее девчонок, вылетевших из-под пера Астрид Линдгрен вроде Пеппи или Рони, дочери разбойника (в данном случае — разбойницы), чем женщин-функций, порой, увы, безликих аватаров идеологии. Выбор Милли Бобби Браун на роль юной леди-детектива более чем оправдан: в 2017-2018 годах журнал Time признал ее самым влиятельным подростком, хотя и статуэтки не нужны для подсчета популярности Одиннадцатой. Почти 36 миллионов подписчиков в Инстаграме — больше чем у Трампа или Барака Обамы. Если Netflix и взялся проповедовать мир открытых возможностей для юных девочек, то Милли — самый подходящий рупор.

В отличие от многих фем-ориентированных проектов (в том числе только что вышедшей диснеевской «Мулан») любовный интерес и романтические переживания Энолы не стерты опасливо с карты подросткового бытия. Как только девочка отправляется на поиски матери, в купе поезда на Лондон она находит того самого пропавшего маркиза из заглавия книги (Луис Патридж), который страстно увлечен ботаникой, а позже увлечется и юной сыщицей. Подростковая влюбленность намечена аккуратными полутонами, но несомненно станет отправной точкой для новых фанфиков и зачином для продолжения. В запасе еще пять романов: у Энолы есть все шансы не остановиться на первом деле, а у Netflix — стать родоначальником успешной кинофраншизы. Первые отклики публики и критиков благосклонны, а фанаты Милли полюбили героиню авансом.



«Энола Холмс» — coming of age история с простым посылом о будущем, которое мы (вы/я/они) выбираем сами и которое в состоянии изменить во многих плоскостях как личное, так и будущее целой страны. Релиз фильма состоялся в правильное время и, пожалуй, в правильном месте. Первое дело начинающей сыщицы связано с биллем о реформе порядка голосования: с экрана раз за разом повторяют, что каждый голос важен и может склонить чашу весов. Более чем актуальное заявление накануне президентских выборов в Штатах (даром, что фильм британский).

В совокупности «Энола», разукрашенная цветочными вензелями, занимает блаженную нишу того самого семейного кино, которое обычно подбирается к прокату вместе с ярмарочными новогодними огоньками и запахом хвои. Это кино, которое можно бесконечно ожидать от Disney, но которое снова и снова приходит от британцев (вроде «Приключений Паддингтона»). Кино, которое звенит и отзывается эхом в волшебном слове «приключения».

«Энола Холмс» на Netflix c 23 сентября.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх