На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 831 подписчик

Свежие комментарии

  • Ирина Федорова
    Хороший актер!!!«Я не унижаться с...
  • Маша Глага
    Замечательный фильм. Смотрели с сыном 12 _ти лет. Впечатление оставил у ребёнка положительное. Все эти приставки авто...«Батя»: Окей, бумер
  • Сергей Oблезов
    Этим фильмом вы уже не сможете поднять авторитет Родниной, своими делами и действиями она скомпромитировала себя в гл...«Роднина»: Коньки...

Иван Китаев: «Каждый человек сталкивался с душевной болью, которая намного сильнее физической»

В онлайн-кинотеатре START выходит сериал «Опасная близость» – история об успешной семейной паре пластических хирургов (Елизавета Боярская и Артур Бесчастный), чья жизнь рушится из-за случайной аварии, в которую муж попадает с молодой любовницей. Снял новый потенциальный хит платформы режиссер Иван Китаев, ответственный за постановку трех сезонов «Бывших» и недавнего, тоже семейного, драмеди «Открытый брак». Однако карьеру Китаев начал еще с ситкомов «Счастливы вместе» и «Универ». Мы поговорили с режиссером о том, как он пришел в профессию уже в сознательном возрасте и попал в мастерскую Марка Захарова, как от ситкомов перешел к драматическим семейным сериалам, неизменно радующим звездным актерским составом, и почему «Опасная близость» – это история о душевной боли, которая всегда намного сильнее боли физической.

Иван Китаев: «Каждый человек сталкивался с душевной болью, которая намного сильнее физической»

Перед нашим разговором пыталась найти какие-то ваши интервью, но вы их, кажется, не давали. Так что хотелось бы начать издалека: как вы выбрали профессию режиссера и оказались уже в сознательном возрасте в мастерской Марка Захарова в РАТИ(ГИТИС)?

Я окончил в Ереване актерский факультет Художественно-театрального института, работал там актером в двух театрах и ведущим информационно-аналитической программы на телевидении. Это был период распада СССР – самое начало 1990-х. А потом я уехал в Москву, в которую всегда стремился. Когда мне было 12 лет, я убедил маму отвезти меня в Москву, по которой мы много гуляли, и тогда уже понял, что моя жизнь будет связана с этим городом. Я влюбился в Москву с первого взгляда.

Мама поддержала вас?

Она мне привила любовь к театру. В Ереван на гастроли постоянно приезжали московские и петербургские труппы. Детям до 16 лет на вечерние спектакли вход был запрещен, но мама туда ходила и приносила оттуда все программки, где я читал имена актеров, которых видел в кино: Михаил Ульянов в «Ричарде III», Ирина Муравьева в «На полпути к вершине». Я все эти программки хранил.

В Москву вы, получается, переехали в 1990-е?

Да, и надо было как-то выживать. Я шесть лет работал директором обувных магазинов, так что хорошо понимал Гену Букина, когда снимал «Счастливы вместе». И, кстати, в «Бывших» первый секс героев Любы Аксеновой и Дениса Шведова происходит тоже в обувном магазине — такие неожиданные совпадения! В 1995-м я узнал, что мой любимый режиссер Марк Анатольевич Захаров набирает актерско-режиссерский курс, и моя подруга меня убеждала, что нужно попробовать поступить туда. Но я зарабатывал деньги в меняющейся на глазах Москве. И только спустя несколько лет снова задумался над тем, ради чего так хотел в столицу. Подал документы в ГИТИС, не прошел, но узнал, что в следующем году мастерскую снова набирает Захаров, чьи спектакли я обожал, особенно «Женитьбу Фигаро», которую смотрел постоянно — нам сотрудница «Ленкома» по блату (я же всё еще работал в обувном магазине) выставляла приставные стульчики. Как у Пушкина: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Только я не перечитывал, а в моменты грусти шел на спектакль Марка Анатольевича Захарова, который пересмотрел раз 40.

Иван Китаев: «Каждый человек сталкивался с душевной болью, которая намного сильнее физической»

Вы что-то играли или ставили для поступления?

Я пришел практически в последний день, и Юрий Аркадьевич Махаев, который долгие годы был соратником Захарова, сказал, что к завтрашнему дню нужно показать отрывок на три-четыре минуты, причем чтобы в нем участвовали минимум два-три человека. Я не спал всю ночь, а так как жил в съемной квартире, то книг у меня было немного. И я вспомнил про пьесу Евгения Шварца «Тень». Не потому, что Захаров любит Шварца, просто так сложилось, что под рукой у меня не было других пьес, которые я знаю. Я попросил приятеля из ВГИКа и абитуриента ГИТИСа поучаствовать в моей «постановке», которая во время показа неожиданно приглянулась Марку Анатольевичу. Помню, что он смеялся.

Не жалеете, что променяли карьеру бизнесмена на творчество?

Ни секунды! Я учился у любимого режиссера, в театре потом сотрудничал с Арменом Джигарханяном, в кино начал работать с Кириллом Серебренниковым, где был ассистентом режиссера на картине «Рагин». А потом так случилось, что образовались два больших телепродакшна «Амедиа» и «Леан-М», которым были нужны начинающие режиссеры с театральным образованием. Мне удалось туда попасть. Я работал в режиссерской группе сериала «Адъютанты любви» и снимал много серий ситкомов «Счастливы вместе» и «Универ».

Тяжело ли было от ситкомов уйти в другой формат?

Продюсер Тимур Вайнштейн мне как-то сказал, что знает много хороших режиссеров, но по пальцам одной руки может перечислить хороших режиссеров ситкомов, и я у него на первом месте. Мне был приятен этот комплимент, но в какой-то момент я понял, что мне нужно менять амплуа. Однако здесь я столкнулся с тем, что продюсеры, с которыми мы уже работали, просят от меня нарезку из не ситкомовских работ. То есть они, наверное, предполагали, что я, сняв больше трех сотен серий ситкомов, могу развести сцену только перед четырьмя камерами в трехстенных декорациях, а перед одной камерой в четырехстенной локации, скорее всего, не смогу. Тогда это было обидно, но сейчас я уже, конечно, понимаю причины их фобий и отношусь к этому с иронией.

Первой вашей уже драматической работой стала «Неслучайная встреча»?

Да, мы снимали в Петербурге, и там я столкнулся с тем, что на площадке мне вдруг стали говорить, что сериалы так не снимают, так снимают кино. И тогда во мне — при всей моей воспитанности и интеллигентности — вдруг начал просыпаться какой-то монстр, без которого, как оказалось, в этой индустрии невозможно ничего сделать. Иначе люди просто сядут тебе на шею, и ты окажешься зажат в рамках стереотипов. Режиссура — это в первую очередь точка зрения, умение убедить, повести за собой. А для этого нужна определенная смелость и свобода.

Иван Китаев: «Каждый человек сталкивался с душевной болью, которая намного сильнее физической»

Потом появились «Бывшие»?

Нет, сначала я снял первый сезон сериала «Что и требовалось доказать» с Тимофеем Трибунцевым и Денисом Шведовым. Причем перед этим проектом мне позвонил продюсер Алексей Троцюк и предложил снять пилот «Бывших». Я прочитал сценарий, даже встретился с авторами, с которыми мы нашли общий язык, но потом мне сообщили, что рассматривают другого режиссера. Я совершенно спокойно к этому отнесся, уехал немного отдохнуть в Финляндию — это было летом 2014 года. И на второй день моего отпуска мне звонят и говорят, что с другим режиссером не получилось, так что возвращайся снимать пилот «Бывших». И я вернулся, начал подготовку, тогда было понятно, что главную мужскую роль сыграет Денис Шведов, а на женскую я попросил кастинг-директора пригласить на пробы в числе других и «девочку из «Рассказов» – Любу Аксенову. Но так случилось, что моя мама в Армении попала в больницу, и я улетел к ней. В итоге пилот сняли без меня. И вдруг — уже в 2016-м — мне звонит продюсер Миша Ткаченко, напоминает про «Бывших» и говорит, что они готовы запустить сезон — и хотят видеть меня в качестве режиссера. Я к тому времени как раз уже снял «Что и требовалось доказать» и подружился с Денисом Шведовым, а у «Бывших» был только отснятый пилот. И если перед запуском пилота у продюсеров было точное решение только по Шведову, то перед запуском всего сериала к касту добавился Виталий Хаев, который снялся в пилоте, и Любовь Аксенова, с которой к тому моменту Денис уже снялся в «Мажоре». И тогда я наконец познакомился с прекрасной Любой, с оператором пилота Генрихом Медером, и у меня всё начало складываться.

Причем не на один сезон.

Первых «Бывших» высоко оценили продюсеры Start и Yellow, black and white — даже стали предлагать мне другие проекты, но там были уже не первые сезоны, а я взял себе за правило не снимать продолжения сериалов, над которыми изначально не работал. Мне интереснее создавать мир с нуля — в тандеме со сценаристами. Я еще снимал пилот «Нулевого мира», который, к сожалению, не получил продолжения, но именно там я познакомился с талантливым сценаристом Владимиром Батрамеевым, которого потом позвал поработать на сериал «Без правил» и сейчас в проект «Опасная близость».



Роль любовницы героя Артура Бесчастного, певицы исполнила при этом дебютантка в кино Евгения Леонова. Как вы ее нашли?

На эту роль прекрасно попробовалась одна замечательная актриса, восходящая звезда, но пока мы готовились к съемкам, про нее стали очень много говорить, она стала появляться во многих проектах — и как-то мне было от этого неспокойно, тем более у нас переносились сроки, и я опасался, что мы не сойдемся по графику. Тогда же мой приятель Егор Ковалев, который снимался в «Без правил», оканчивал курс Бутусова в моем любимом ГИТИСе и пригласил меня на свой дипломный спектакль «Вишневый сад». И вдруг я вижу совершенно потрясающую, невероятной красоты молодую актрису, которая играет Раневскую. Это была Евгения Леонова. Она прошла блестящие, в том числе ансамблевые пробы, и в итоге вместе с нами оказалась в «Опасной близости». Несмотря на то, что это её кинодебют, на площадке она ни разу нас не подвела, вообще не было ощущения, что работаешь с новичком, она удивительно точно и классно все сделала.

Иван Китаев: «Каждый человек сталкивался с душевной болью, которая намного сильнее физической»

Вы даете на площадке свободу актерам?

Я стараюсь выбирать умных и талантливых актеров, с которыми мне самому интересно взаимодействовать. На площадке главное — слышать друг друга и быть открытым к новым идеям. Если актер хочет дубль, обязательно дай ему это сделать. Актеры — все разные, но очень часто им их животная природа подсказывает какие-то вещи, которые я как режиссер придумать не могу. Актера может повести тело, интуиция, партнер, и если ты веришь в их талант, приглашаешь в свой фильм, то ты должен быть открыт к предложениям. Именно тогда рождается настоящий ансамбль или оркестр, если мы проведем параллель с профессией дирижера. Режиссура — профессия эфемерная и в ней важно уметь слышать. Можно перечитать всего Станиславского или Мейерхольда, но прийти на съемочную площадку или на сцену театра — и не суметь развести сцену, объяснить актеру, что ты хочешь получить от него. В этой профессии множество нюансов. Есть замечательная фраза: режиссером может быть любой, кто пока не доказал обратного.

Можно ли «Опасную близость» назвать драматическим триллером о жертвах и абьюзерах?

Мне кажется, эта тема всё-таки является побочной. Когда мы только начали разминать сценарий вместе с Володей Батрамеевым, я понял, что главная тема этого сериала — душевная боль, которая бывает гораздо сильнее физической, особенно если эту боль нам причиняют самые близкие люди. Думаю, каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с подобной болью, а значит, и с проблемой, как с этой болью дальше жить. Простить ли того, кто сделал больно, или пойти по тому же пути и тоже причинить боль? Это касается и отношений между друзьями, и между влюбленными, и между родителями и детьми. Причем и боль, и ответная реакция на нее часто еще и основана на лжи: можно солгать, что простил, можно погружаться в еще большую ложь в попытке скрыть свои не самые приятные поступки. Ложь имеет свойство множиться, превращаться в паутину лжи, в которую могут попасть как люди, пытающиеся побороть боль, так и те, кто ее причиняют. Она одинаково затягивает все стороны, что может привести к катастрофе, к той самой опасной близости между любовью и ненавистью. И в этом сериале мы видим, на первый взгляд, приличных, интеллигентных, успешных талантливых людей, которые увязли в этой беспросветной паутине лжи и даже не заметили, как сделали больно родной дочери или случайно чуть не погубили жизнь ни в чем не повинного молодого парня.

Последний вопрос, который я задаю всем. Чего вам сейчас не хватает в российской киноиндустрии?

Очевидно, свободы. Нам не нужно бояться сложных историй и сложных интересных персонажей. Жизнь не черно-белая, а разноцветная и разнообразная. Федерико Феллини когда-то сказал, что режиссер — как Колумб: он хочет открыть Америку, а экипаж хочет домой. К счастью, еще встречаются единомышленники, которые вместе с тобой хотят открыть Америку, но бывает и так, что ты видишь, как вся команда банально просто хочет отработать проект, получить зарплату и без всякой Америки вернуться домой. Мне повезло – в нашей команде почти не было равнодушных людей. Свобода же вовсе не в том, чтобы делать только то, что хочешь, а в том, чтобы не делать того, чего не хочешь.

Смотрите сериал «Опасная близость» в онлайн-кинотеатре START с 20 марта.



Ссылки по теме

«Опасная близость»: Мама, папа, я — дисфункциональная семья
«Я так никогда не делаю»: Елизавета Боярская мстит неверному мужу в трейлере сериала «Опасная близость»
Елизавета Боярская выбрала путь мести в остросюжетной драме «Опасная близость»
Пластический хирург Елизавета Боярская вступит на дорогу мести в драме «Опасная близость»
«Бывшие-3»: Трезвость и порок
«Бывшие-2»: Новые зависимые
Ссылка на первоисточник
наверх