Мексиканский макабр

Мексиканская культура хорошо знакома российскому зрителю благодаря многосерийным мелодрамам и кинематографистам вроде визионера Гильермо Дель Торо, чье имя открыло миру американском кино. Но и без него хоррор в этой красивой стране занимает почетное место. Главными же фигурами среди местных мастеров пугающего жанра являются Хуан Бустильо Оро, Чано Уруэта, Рафаэль Баледон и Карлос Энрике Табоада.
На возникновение и становление жанра в Мексике оказала большое влияние испаноязычная версия «Дракулы» Тода Браунинга, которую поставил в 1931 году Джордж Мелфорд. Буквально через два года появилась «Плачущая женщина» Романа Пеона, в которой дебютировала Плакальщица (она же Ла Йорона), ставшая одним из атрибутов национальной культуры. Эстафетную палочку от Пеона приняли Оро, снявший «Двух монахов» и «Тайну призрачного лица», и сценарист «Плачущей женщины» Фернандо Де Фуэнтес, в 1934-м представивший публике «Призрака монастыря». Под занавес десятилетия к ним присоединился Уруэта с лентой «Знак смерти».
Помимо Ла Йороны, особое место в мексиканском кино и, в частности, в хорроре заняла борьба луча либре, сочетающая маски и рестлинг. Лучадоры с 50-х стали местными супергероями, среди которых на первом плане, конечно же, Санто, в миру Родольфо Гусман Уэрта. Им посвящено множество фильмов, включая хорроры, фантастику и эксплотейшн, из-за своей специфики получивший название «мексплуатейшн». На 1950-е пришлась и золотая эра кошмара. Вышли «Ведьма» Чано Уруэты, «Похитители тел» и «Вампир» Фернандо Мендеса, ставший одной из вершин макабра не без помощи звезды мексиканского кино Абеля Салазара. Вампирской тематике Мендес затем посвятил картины «Гроб вампира» и «Тайна из могилы», а в 1963-м обрела новую популярность и Ла Йорона благодаря выходу «Проклятья плакальщицы» Рафаэля Баледона. В конце 60-х наступила эпоха маэстро Карлоса Энрике Табоады, а в 70-е заявил о себе Хуан Лопес Моктесума.

Среди других профессионалов, работавших в пугающем жанре, можно назвать Гилберто Мартинеса Солареса, Рене Кардону и его сына, Бенито Алазраки, Альфредо Саласара, Альфредо Закариаса и Рубена Галиндо-младшего. В 1989-м к макабру обратился знаменитый Алехандро Ходоровски, сняв совместно с итальянцами сюрреалистический триллер «Святая кровь». Спустя три года состоялся дебют Дель Торо «Хронос», с которым теперь связано понятие мексиканского кино, хотя режиссер имеет с ним мало общего, поскольку, как и «От заката до рассвета» Роберта Родригеса, обращается к более широкой аудитории.
В новом тысячелетии мексиканские кинематографисты почти не используют местные легенды и преимущественно сосредоточились на хорошо знакомых сюжетах о детской жестокости («Недетские игры»), призраках («31-й км»), каннибализме («Мы то, что мы есть») и одержимости («Кукла. Последнее проклятье»). Спасают сложившееся положение лишь приезжие режиссеры вроде аргентинца Адриана Гарсии Больяно и чилийца Гильермо Амоэдо, привнесших свое видение в местный фольклор с фильмами «И явился дьявол», «Кукла» и «Убежище дьявола».
«Череп: Маска» (2020)
Главное достижение бразильского хоррора последних лет появилось на свет благодаря Армандо Фонсеке и Капелу Фурману. Режиссерский дуэт поставил очаровывающий олдскульный слэшер с незабываемым монстром, сочетающим в себе Джейсона из «Пятницы, 13-го» и Пинхэда из «Восставшего из ада». Фильм, сосредоточенный на местном фольклоре, сыплет цитатами из классических хорроров, боевиков и эксплотейшна, попутно вызывая киноманский восторг и уважение к проделанной работе. История начинается во времена Третьего Рейха, когда нацисты обнаружили древний артефакт доколумбовой эпохи — маску Анханги, палача Тахавантинсупая, которая обладает разрушительной магией. Затем мы оказываемся в Сан-Паулу наших дней, где артефакт нашел себе подходящего носителя, из-за чего полились реки крови. В битву со злом ввязалась полицейская Беатрис Обдиас (Наталия Родригес), но местный олигарх (Иво Мюллер), преследующий свои темные цели, пустил ее по ложному следу. В итоге она обзавелась союзником (Уилтон Андраде), знающим как справиться с демоном, и зло было повержено.
P. S. В следующей публикации мы расскажем о ярких представителях хоррора Аргентины, Колумбии, Чили и других стран Латинской Америки.
Ссылки по теме
Ловцы кошмаров
Автопрогон по кино-вселенной
fast forward >> Выпуск #5
«2-in-1». Победители
«2-in-1». День второй
От «Франкенштейна» до «Мертвых дочерей»
Свежие комментарии