На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 832 подписчика

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Сняли очередную хню и обернули в благопристойную обертку...Мы рождены, чтоб ...
  • Анфиса Иванова
    Буду смотреть!!!Телепремьера сери...
  • Владимир Алтайцев
    Сомневаюсь, ч то он снимет  что-то  хорошее.Илья Учитель сним...

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

Закончился 44-й Московский международный фестиваль, на котором за 8 дней показали 245 фильмов, среди которых более 20 премьер новых российских картин. «Золотые Георгии» отправились к победителям, а мы рассказываем о некоторых заинтересовавших нас новых лентах, показанных в рамках смотра.

Сердце Пармы, фильм открытия

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

Фестиваль отрывался экранизацией образного и яркого романа Алексея Иванова «Сердце Пармы», живописующего кровавую и сложную историю становления государственности в древней и языческой Парме — Пермском крае. Сюжетно фильм следует книге: исторический сюжет разбавлен древними мифами и легендами, бесконечная смена времен года, множество героев. Главный из них – князь Михан (Александр Кузнецов), рано потерявший родителей и связавший свою жизнь с ведьмой-ламией (Елена Ербакова), дочерью хантыйского хана. Михан желает огородить родную Чердынь от московского влияния и даже стать государем, равным московскому. Но прежде всего ему вместе с наставником Полюдом (Сергей Пускепалис) приходится уживаться с местными племенами. Среди них как мирные ханты, так и жестокие вогулы, вырезающие сердца завоевателей за то, что те уничтожают их богов и навязывают им иную веру (за последнее отвечает митрополит Иона в исполнении Евгения Миронова). Вогульский хан Асыка (Валентин Цзин), сражающийся верхом на боевом лосе, также претендует и на жену Михана Тичу, которая обладает сверхъестественной силой и тоже, к ужасу Ионы, не желает принимать христианство. Но рано или поздно врем разрозненным княжествам придется объединиться в попытке одолеть совсем уж обнаглевших московитов.



Киноформат картине совершенно не подходит – слишком эпохально, многофигурно и продолжительно по времени изначальное произведение. Поскольку нет времени на размеренный рассказ, повествование получается сбивчивым. К тому же в пересказе режиссера «Движения вверх» Антона Мегердичева и продюсеров телеканала Россия, на котором фильм выйдет в виде сериала, роман обретает новые, но вполне ожидаемые акценты. Предлагается смотреть на события под другим углом: теперь это история о величии и о том, что «земля русская кровью прирастает», говоря словами одного из эпизодических, но ключевых персонажей царя Иоанна (Федор Бондарчук). Завоевания земель путем войны и строительство сильного государства, под которое хочешь-не хочешь лягут даже самые отважные и независимые, — таков общий смысл произведения, выглядящий как артикуляция генеральной линии российской власти на все времена. Конечно, магия кино не выдерживает политической эксплуатации, и, хотя технически «Сердце Пармы» сделано дорого-богато, особенно сцены сражений, оно скатывается по духу к сериалу «Годунов» с кучей ряженых известных артистов. Не везет Иванову с экранизациями исторических романов. (Е.В.)



Молодость, основной конкурс

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

Самый яркий и не получивший ни одной официальной награды фильм основной конкурсной программы, где по итогам победу одержало иранское кино о возвращении домой и к традиционным истокам «Без предварительной договоренности». В якутской «Молодости», снятой победителем «Кинотавра» Дмитрием Давыдовым, речь, кстати, об этом же. 40-летний Василий 20 лет пытался найти счастье в большом городе. Но обжегся, стал алиментщиком и вернулся в родную якутскую деревню. Где его уже никто не ждет. Родители умерли, соседи и оставшиеся родственники укоряют Василия, что тот даже не явился на похороны и не почтил могилы, одноклассники либо разъехались, либо давно живут своей жизнью. Благо, полицейский, к которому загремел во время драки Василий, помнит его еще маленького и хоть как-то помогает снова обустроиться на малой родине – устраивает на работу кочегаром. Василий заливает одиночество водкой с «Саха-колой» и бесконечными метаниями по знакомым и незнакомым домам и тропам – свой среди чужих, чужой среди своих.

«Молодость» совершенно не похожа на предыдущие работы Давыдова, сменившего якутскую поэтику на народную сатиру, начатую им еще в альманахе «Ыт», который он снимал вместе с другим активным якутским кинематографистом Степаном Бурнашевым. В «Молодости» не только живописно (снимали при температуре -56) и музыкально (под якутских рокеров 1990-х, группы «Хардыы») показаны быт и нравы местной деревни в купе с тоской по былым временам, но есть место и самоиронии – чего только стоят рекламные ролики про парики и подснежниковую настойку, помогающую от всего, с участием самого режиссера, или якутский «Дракула», которого теперь тоже хочется посмотреть от начала до конца. Такая вот вечная молодость. (М.Т.)



Здоровый человек, конкурс «Русские премьеры»

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

Победителя конкурса «Русские премьеры» вполне можно считать полноценным полнометражным дебютом режиссера и сценариста, выходца знаменитой династии Петра Тодоровского-мл., чей первый фильм «Лавстори» в свое время так и не вышел в прокат – добирается лишь сейчас, в эпоху кинотеатрального малокартинья. После подзабытой «Лавстори» Тодоровский успел снять и выпустить сериал «Полет», где перед лицом трагической ситуации пытался исследовать возможность «второго шанса». Эту же тему он по сути и продолжает в «Здоровом человеке» с Никитой Ефремовым в роли успешного телеведущего спортивных новостей Егора, который после случайного желания заступиться за соседку, избиваемую разбушевавшимся знакомым, вдруг решает полностью изменить свою жизнь. Идет волонтерить в спасательный отряд и детскую онкологическую клинику. Дыра ли это в душе, как говорит жена Егора (Ирина Старшенбаум), кризис среднего возраста, как подшучивают коллеги во главе с циничным начальником (Евгений Ткачук), или и впрямь искреннее желание помочь окружающим людям, в чем себя пытается убедить сам Егор.

«Здоровый человек» – кино морального беспокойства. Своя правда здесь есть у каждого из героев. Не только Егора, которому порой легче (но проще ли?) решиться на разговор с мальчиком, доживающим свои последние дни, чем с женой, друзьями или с самим собой. Но и его жены (лучшая роль Ирины Старшенбаум), которая пытается думать о будущем себя и своих детей. Да, даже у начальника в исполнении Ткачева, который обещает пытается увести ее у Егора и обещает «никакой духовки, одни жлобские интересы». И каждый из них представляет собой срез относительно успешный срез поколения 35-летних, которое выросло, придумало себе определенные (моральные и/или материальные ценности), но так, кажется, и не решилось на откровенный разговор с самими собой. (М.Т.)



Похожий человек, конкурс «Русские премьеры»

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

Второй полный метр Семена Серзина снят, как и его дебют «Человек из Подольска», по пьесе драматурга Дмитрия Данилова. Обе картины спродюсированы студией «Новые люди» Натальи Мокрицкой, открывшей в свое время режиссеров Кирилла Серебренникова и Ивана И. Твердовского. Герой фильма следователь (сам Серзин) собирает свидетельские показания, пытаясь разобраться в причинах смерти некоего мужчины с обычным именем – Александр Иванов. Он выбросился из окна обычной питерской окраинной панельки и разбился, но более ничего не ясно. «Живут люди рядом годами и друг друга не знают», — говорит один из персонажей. Действительно, соседи, сослуживцы, бывшая девушка, старые товарищи и даже духовник храма рассказывают о погибшем вроде немало, но словно бы и ничего – образ реального человека из их обрывочных сведений никак не хочет складываться. Как будто они говорят не столько об Иванове, сколько о самих себе. Да можно ли вообще описать человека словами?

Фильм получился красивый, неглупый и довольно смешной. Серзин завидной легкостью преобразует в кино пьесу, всю состоявшую из монологов. Он использует черно-белое изображение, в отличии от множества монохромных фильмов здесь оно уместно, поскольку трансформирует описываемую Даниловым повседневность в гипнотический морок. Следователь (в пьесе главный герой был невидим) бредет и едет на старой ауди по этому царству сна под музыку Баха и Моцарта, в потоке дождя или в тумане, внезапно засыпая и просыпаясь, путая сновидения с явью. Для каждой сцены выбран свой стиль и техника съемки, например, эпизод на кладбище, включающий множество проходов, беседу с тремя сотрудниками и небольшую перестрелку, снят одним планом без склеек. В других сценах работают статичная камера, широкоугольный объектив, камера наблюдения, используется субъективная съемка и, разумеется, кадры, сделанные с дрона. Такое техническое разнообразие и внимание к деталям делает зрелище визуально нескучным. По всему фильму разбросаны визуальные рифмы: если в начале будет вскользь упомянут некий писатель, то рано или поздно в других обстоятельствах всплывет его портрет. Все роли, кроме главной, маленькие, но кастинг обстоятельный: Ольга Лапшина варит холодец, Сергей Дрейден пьет пивко после общественной бани, Максим Виторган заправляет похоронным делом, а Виктория Исакова – издательским. (Е.В.)



Земля больших возможностей, конкурс документального кино

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

Документальный фильм Андрея Ананина о сибирском фермере Джастасе Уолкере, который мечтает возродить фермерскую культуру в России, прошел долгий путь от студенческой короткометражки «Американская мечта» в 2015 году до участия в альманахе «Хендмейд», и вот теперь – полнометражного фильма и одновременно трехсерийного проекта KION. Когда-то Джастас вместе с большой американской семьей миссионеров перебрался из Соединенных Штатов в русскую Сибирь и обосновался в поселке Такучет Красноярского края. Со временем родители Уолкера вернулись в Америку, но Джастас остался, начав адаптироваться в новых условиях. К нему приехала его американская подруга Ребекка, ставшая впоследствии женой, с которой они вместе воспитывают уже трех дочерей. Российской аудитории американец из далекой Сибири запомнился как герой интернет-мема — однажды он попал в объектив камеры федерального телеканала и отличился от других спикеров новостного выпуска ироничным взглядом на жизнь и взрывным заразительным смехом. Они обустроили в Такучете фермерское хозяйство и начали добиваться поставленных целей.



Фильм Ананина становится больше, чем просто история приспособления «веселого молочника» к суровым российским реалиям, поскольку в нем появляются и другие герои. Это прибившиеся к семье Уолкер двое мужчин с трудными судьбами – Андрей и Владимир. Джастас для них — наставник, ментор, человек, который через призму труда дает им новый вектор развития, возможность начать новую жизнь, не оглядываясь на травматическое прошлое. Через взаимоотношения и противопоставление иностранца и его учеников выстраивается и основной драматургический конфликт фильма. Почему-то у русских мужиков, даже обладающих желанием что-то создать, все хозяйство разваливается, стоит Джастасу уехать в другой регион. Преодолевая неудачи и потери, американец становится сильнее и не теряет веры в себя, а вот его братья русские, вопреки расхожей поговорке, — сдаются. (Е.В.)



Что видел Джосая, программа «Дикие ночи»

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

Одной из самых сильных и любопытных внеконкурсных программ ММКФ в этом году можно считать «Дикие ночи» — сборник авторских ужастиков и прочего неконвенциального жанрового кино, что-то наподобие секции Midnight Madness на кинофестивале в Торонто. Открывалась она фильмом «Что видел Джосая» Винсента Грэшоу, хитом всевозможных хоррор- и фантастических смотров в США и других странах мира. Герои этой разбитой на главы мистической семейной драмы — члены семьи Грэм, отец Джосая (Роберт Патрик) и трое его детей, сыновья Элай (Ник Стал) и Томас (Скотт Хейз) и дочь Мэри (Келли Гарнер). Старшие — Элай и Мэри — давно покинули родовое поместье, Томас же, по крайней мере, так кажется в начале фильма, все еще живет на ферме с папой. Место это пользуется у жителей соседнего городка дурной славой, однако расположено на потенциального богатом месторождении — и нефтяная компания планирует выкупить землю. Получив письма с щедрым предложением, братья и сестра впервые за долгие годы собираются вместе — тут-то и выясняются весьма жуткие подробности их прошлого.



В качестве самого очевидного референса — сериал «Призраки дома на холме», столь же умело маскирующий тяжелую семейную драму под мистический хоррор. Погруженный в полумрак особняк, висельник на дереве во дворе, захоронение в огороде — все эти атрибуты «американской истории ужасов» в итоге оказываются менее шокирующими и пугающими, чем реальная история героев, как прошлая, так и настоящая, рассказанная глава за главой. Неврозы, зависимости, галлюцинации, травмированные дети, выросшие в морально искалеченных взрослых, так и не отпустивших прошлое. Режиссер Грэшоу создает поистине эпическую сагу, выдержанную, несмотря на разные места действия и временные отрезы, в общей стилистике, где паранормальное перемешено с ненормальным. (Н.Г.)



Стоян, программа «Дикие ночи»

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

Болгарско-испанский триллер Роберто Руиса Сеспедеса — кино из разряда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ну или не видеть никогда, так как советовать фильм одновременно и хочется, и боязно. Примечательно, что с «Джосаей» этот формально детективный триллер роднит проходящая красной нитью тема детской драмы и травмы и болезненных попыток справиться с ними во взрослом возрасте. Тревожная женщина Майка отправляется на прогулку с сыном по имени Стоян. Стоит ей отвлечься на телефонный звонок от мужа, который ушел (и в этом причина фрустрированного состояния женщины), как рядом с мальчиком материализуется бледный юноша с испещренными черными венами лицом и уводит его в Бардо — буддистское место-состояние между двумя жизнями.



Тем временем сыщик Исраэль, почесывая татутировку с буддистским символом на шее (она чем дальше, тем больше будет зудеть, а потом и вовсе кровоточить), отправляется на очередное место преступления — на заброшенном складе, разрисованными сценами из жизни Будды, найден труп женщины, из глаза которой растет дерево. Постепенно истории Майки и Исраэля сплетаются в одну религиозно-криминальную мистерию, бессюжетности и видеоряду которой, кажется, аплодировал бы стоя сам Дэвид Линч. Классические приемы ужастиков, вроде рваного, резкого монтажа и скримеров со стариком, у которого во лбу глаз горит, — ничто по сравнению с неописуемым ужасом от витиеватого религиозно-мистического сюжета про педофилов, переселение душ и буддистов-сектантов. Какое там Бардо, творящееся на экране — уже потусторонний мир, где в декорациях болгарских трущоб говорящие на испанском герои ищут местный «черный вигвам», хижину в лесу, то и дело натыкаясь на проросших бонсаями покойников и деда с третьим оком. (Н.Г.)



Нечто в доме, программа «Дикие ночи»

Новые дикие: Восемь примечательных фильмов ММКФ-2022

В случае с этим фильмом по крайней мере было ясно, чего ожидать. Его режиссеры, самые многообещающие современные хоррормейкеры Аарон Мурхед и Джастин Бенсон, зарекомендовали себя несколькими инди-ужастиками, вроде «Паранормального», и более высокобюджетными проектами — «Архив 81» и «Лунный рыцарь». Новая работа, в которой они по заведенной в начале карьеры традиции, — и режиссеры, и сценаристы, и продюсеры, и исполнители главных ролей, отсылает к раннему, тому самому, что перевернуло представление о жанре, творчеству дуэта. В двухэтажной трущобе у аэропорта Лос-Анджелеса встречаются два одиночества: свадебный фотограф и оператор Джон (Аарон Мурхед) расстался с мужем, бармен Левай (Джастин Бенсон) переживает не менее тяжелые времена — не так давно он по пьяни помочился на стену детского сада, после чего был занесен в базу сексуальных преступников. Джон, прозябающий в этом богом забытом месте давно, делится с новым соседом ненужной мебелью. В процессе ее расстановки и неспешной беседы ни о чем за сигаретой, они становятся свидетелями сверхъестественного происшествия — тяжелая кристальная пепельница начинает парить в воздухе. На увиденном грех не заработать, так что парни вооружаются камерами.



Даже в сравнении со «Стояном» у кино Бенсона и Мурхеда нет никаких признаков ужастика — разве что немного атмосферы поджанра «найденные пленки» за счет кадров с камер видеонаблюдения. Зато вдоволь актуальной тревожности — от боязни одиночества и неприкаянности до страха перед тайными сообществами и прочими теориями заговора. Распутывая, как им кажется, клубок паранормальных событий, заставляющих предметы летать, свет мигать, а пол ходить ходуном, и находя им кое-где рациональные, кое-где иррациональные объяснения, герои вязнут в пучине притянутых за уши совпадений, видений и фейков. Цепляясь за них, как за ниточку, удерживающую их вместе — и не дающую выйти из окна. Выходит смешно, а к финалу — пронзительно грустно, с посвящением кино и работе над ним с друзьями. Об этом, а вовсе не о тайных ложах и полтергейсте, и фильм — о дружбе, об одиночестве, о кинематографе. И о Лос-Анджелесе, невозможно прекрасном городе, в котором невозможно жить — разве что улететь в стратосферу. (Н.Г.)

Ссылки по теме

ММКФ-2022: Глеб Калюжный, Филипп Киркоров и Фёдор Добронравов
ММКФ-2022: Екатерина Климова, Анна Снаткина и Регина Тодоренко
Иранский фильм «Без предварительной договоренности» стал победителем ММКФ
ММКФ-2022: Агата Муцениеце, Юлия Паршута и Алёна Бабенко
ММКФ-2022: Маньяк, порноактриса, каратисты, узница ГУЛАГА и другие герои питчинга дебютантов
ММКФ-2022: Никита Ефремов, Алёна Бабенко и Дмитрий Дюжев
Никита Михалков объяснил, чем отличаются уехавшие из России артисты от белой эмиграции
Константин Хабенский получил спецприз ММКФ «Верю. Константин Станиславский»
Московский питчинг дебютантов пройдет в конце августа
Московский международный кинофестиваль откроется премьерой исторической драмы «Сердце пармы»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх