Осенью 2023 года мы открыли рубрику про sci-fi малоизвестных широкому зрителю национальных кинематографий, начав, как и в случае с макабром, с Мексики, Бразилии, Аргентины и других стран Центральной и Южной Америки. Затем мы рассказали о кинофантастике Африки и Ближнего Востока, а в этом материале пойдет речь об индонезийских образцах жанра.
Несмотря на то, что общенациональная литература в Индонезии зародилась еще в конце 19-го века, фантастика пробилась к читателям лишь в 70-80-х двадцатого столетия. Пионером жанра в стране считается Джоколелоно. Его дебют «Падение на Солнце», опубликованный в 1976-м, является самым ранним индонезийским научно-фантастическим романом с сюжетом, выходящим далеко за пределы эпохи, в которую было создано произведение. Далее он написал «Черную звезду», продолжившую события «Падения», и серию «Исследователи космоса», насчитывающую семь книг. Последователями Джоколелоно стали Ахмад Алькадри, Ив Ши, Бонмедо Тамбунан, Р.Д. Виллам, а также целая плеяда авторов, предпочитающая работать в жанрах фэнтези и магического реализма.
В кинематографе первым дорогу к sci-fi проложил классик индонезийского кино Лилек Суджио, экранизировавший в 1981-м популярный комикс Хасми «Гундала: Сын молнии» с участием Вгино Дачрина Мочтара. В 90-е при содействии Индонезии выходил популярный сериал «Могучие рейнджеры». Однако из-за множества факторов, включая дороговизну компьютерных спецэффектов, полноценного фантастического кино в стране не было до 2010-х. Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда местными красотами заинтересовался выдающийся американский хоррормейкер Брайан Юзна. Сначала он собрал группу энтузиастов во главе с братьями Мо для съемок хоррор-альманаха «Такут: Лица страха», а в 2010-м выпустил собственный трэш-хоррор «Амфибия 3D» с элементами фантастики и фэнтези. В этой ленте Янна Фассаерт, Майкл Паре, Френсис Маджи и индонезийские актеры Моника Сайянгбати, Дорман Борисман и Верди Солайман сталкивались на океанских просторах с лавкрафтовским ужасом в лице древнего существа, и в целом местами сюжет увлекает, несмотря на большое количество нелепостей.
«Яйцеоид» (2019)
Основой для третьей полнометражной режиссерской работы популярной индонезийской телеведущей Наи Аниндиты послужил одноименный онлайн-комикс Красного Кота Арчи, впервые опубликованный в 2015-м. Это история яйцеоида — загадочного существа, которое прибывает из будущего и вылупляется из специальных яиц. Его миссия — присматривать за людьми и становиться их верным другом в моменты, когда они чувствуют себя одинокими и подавленными. Одной из таких подопечных становится девушка Рэн (Шейла Дара Айша), назвавшая своего яйцеоида Эгги (Морган Оей). Они вместе с тетей Дианой (Луна Майя) счастливо живут под одной крышей, пока парень внезапно не осознает, что влюбился в свою хозяйку.
Душещипательная драма с щепоткой юмора и отсылками к классике вроде «Назад в будущее» затрагивает темы депрессии, самопожертвования, осознанного выбора, любви, судьбы, жизни и смерти. Релиз фильма состоялся 5 декабря 2019-го, а спустя год он вышел на Netflix.
«Готовмэн» (2021)
Известный певец и видеоблогер Атта Халилинтар при содействии постановщика Херданиуса Ларобу дебютировал в режиссуре пародией на кинокомиксы про деревенского парня Зула, мечтающего стать супергероем и помогать людям бороться против зла. Деревню решают снести и построить на ее месте элитные дома. Айша (Аурел Хермансях) — единственная, кто всегда верила в мечты местного супергероя. Однажды Зул встречает таинственную девушку Киару (Нася Марселла), чья красота очаровывают его. Теперь ему предстоит преодолеть свои страхи, стать настоящим героем, сразиться со злодеями и выбрать, кому отдать свое сердце — верной Айше или загадочной Киаре.
Режиссерский дебют Халилинтара получился неровным, однако в нем соблюдены все сюжетные правила супергероики, включая трагическую смерть родственника и обретение злодеем суперсил. При этом сам титульный герой до конца остается обычным человеком, словно Бэтмен. Фильм должен был появиться в кинотеатрах 10 февраля 2022-го, но был отменен из-за пандемии Covid-19. Его премьера состоялась лишь спустя полгода, 17 ноября, исключительно на сервисе Prime Video.
«Мир без романтики» (2021)
События антиутопического остросюжетного детектива Ниа ДиНаты разворачивваются в 2030-м, через десять лет после начала пандемии. Три лучшие подруги — Салина (Аманда Роулз), Ульфа (Маизура) и Тара (Асмара Эбигейл) — успешно вступают в закрытую организацию The Light, где примерно через год в возрасте 17 лет они должны выйти замуж за своего идеального партнера. Главой этой своеобразной секты является харизматичный Али Хан (Чикко Джерико), а среди кураторов числится сам Джоко Анвар. Единственное условие, которое здесь запрещено нарушать, — романтические свидания. Они-то и разрушат в конце концов идеальную картину мира, построенную в этом сообществе.
Появление Анвара в данной ленте не случайно, поскольку именно ДиНата причастна к развитию его карьеры — в 2003-м он выступил соавтором сценария к ее трагикомедии «Арисан!». Здесь режиссеру досталось камео, которое, впрочем, оказало сильное влияние на сюжет в целом. Постановщица умело погружает зрителя в пугающую атмосферу небольшого мира, во многом циничного и лишенного чисто человеческих чувств, за фасадом которого скрываются тайны, а пребывание на территории The Light лишено приватности из-за вездесущих камер. Премьера картины состоялась на Netflix 14 октября 2021-го.
«Арини» (2022)
С «Миром без романтики» созвучна лента Адрианто Синаги, представляющая собой спин-офф дилогии ромкомов «Любовь на продажу». По сюжету Арини (Делла Дартян) принимает участие в проекте службы знакомств Love.inc, где людей обучают тому, как есть, говорить, танцевать и вести себя, чтобы преуспеть в свиданиях. По ходу дела выясняется, что героиня здесь находится уже много месяцев, а память ей периодически стирают. Но у нее есть боевая подруга Тиара (Келли Тандионо), которая помогает ей все вспомнить и сбежать из этой тюрьмы, руководимой властной Дианой (Марисса Анита).
В целом картина озадачивает тем, что создатели романтической комедии решились на такое странное ответвление известной истории, сочетающее жанры фантастики, детектива, техно-нуара и драмы. Однако эффектное использование пространства (удушающий, клаустрофобный и стерильный офис, неоновые огни), эффектный аппарат для удаления памяти (что-то вроде очков для VR), визуальные эффекты и небольшой хронометраж помогают освоиться в этом сумбуре. В Индонезии фильм вышел в феврале 2022-го, а на потоковом сервисе Netflix — летом 2023-го.
«24 часа с Гаспаром» (2023)
Йосеп Ангги Ноэн экранизировал одноименный роман Сабды Армандио для компании Visinema Pictures. Это история частного детектива (Реза Рахадьян), которому осталось жить всего 24 часа. Отрабатывая противоречивые версии расследования, он раскрывает причину таинственного исчезновения своей подруги детства и попутно организовывает ограбление с участием еще одной подруги (Лаура Басуки).
Режиссер мастерски обыгрывает расхожий сюжет про умирающего человека, ищущего своего убийцу, знакомый еще со времен классической ленты Рудольфа Мате «Мертв по прибытии». В его неонуре с элементами фэнтези, фантастики и триллера присутствуют роковые женщины, но нет ярко выраженных злодеев, как и самих понятий добра и зла. Главный герой цинично относится к жизни и окружающим, хорошо разбирается в человеческой психологии и честно предупреждает, что никакого хэппи-энда ждать не стоит. Sci-fi в фильме обозначен легким штрихом в виде дрона-полицейского, а в целом работа Ноэна наиболее близка к странным шедеврам Дэвида Линча. В 2022-м постановка получила премию CJ ENM на Азиатском рынке проектов, что позволило привлечь финансирование в размере 10 тысяч долларов. Основные съемки проходили в Семаранге, расположенном в Центральной Яве. Мировая премьера состоялась на 28-м Пусанском международном кинофестивале 6 октября 2023-го. Ленту планировали показать в индонезийских кинотеатрах в 2024-м, но релиз отменили, поскольку Netflix приобрел права на распространение и выпустил ее 14 марта этого года. Обладатель приза Индонезийского кинофестиваля за лучшую адаптацию.
«Дева и "Искорки"» (2023)
Молодежная музыкальная экшн-мелодрама Оди Харахапа, основанная на одноименном онлайн-комиксе, повествует о девушке-подростке Риани в исполнении певицы и бывшей участницы группы JKT48 Адхистри Зары, столкнувшейся с бурлящими чувствами и соперничеством в кругу друзей и коллег по девчачьей группе Усси (певица и автор песен Сатин Занета), Моники (певица Ашира Замита) и Сасми (модель Ребекка Клоппер). Но ее повседневная жизнь переплетается с тайнами огненной силы и магией цвета, которые она должна научиться контролировать. Внезапно Риани узнает о грозной угрозе и с помощью верных товарищей отправляется на борьбу с хаосом, чтобы остановить надвигающуюся катастрофу. В финале главной героине предстоит встреча с персонажами Лукмана Сарди и Абиманы Арьясатьи.
Третья часть первого тома кинематографической вселенной «Бумилангит», спродюсированная Джоко Анваром, предлагает свежий взгляд на супергероику, близкий по настроению не только к японским аниме и манге, но и к «Скотту Пилигриму». Веселое бездумное кино с забавным финальным баттлом между ГГ и суперзлодейкой вышло в индонезийский прокат 2 марта 2023-го.
«Однажды все закончится» (2023)
Сюжет романтической драмы Умая Шахаба сосредоточен на идеалистичной Дите (Прилли Латуконсина), работающей графическим дизайнером. Героиня сталкивается с любовью и потерями после встречи с загадочным архитектором Эдом (Брьян Домани). Несколько лет она ждала от него предложения руки и сердца, и это становится причиной их бурной ссоры. Уехав от нее парень погибает в аварии. Спустя некоторое время Дите, нашедшей покой в объятиях давнего друга Ифана (Рефал Хади), вручили запоздалый подарок погибшего — очки дополненной реальности с программой, имитирующей голос и внешность Эда. Девушка полностью погружается в переживания с неведимой остальным копией любимого и теряет чувство реальности.
Картина, вышедшая на большие экраны Индонезии 27 июля 2023-го, явно навеяна современными реалиями. Уже сейчас существуют технолологии, позволяющие «копировать» сознание и внешность умерших родных. Однако у Шахаба это все еще фантастическое допущение, которое, впрочем, в скором будущем станет обыденностью. Этот сюжетный ход позволяет задуматься о том, как справиться с горем, отпустить призраков прошлого и вновь обрести счастье. Ленте вручили четыре Премии индонезийских актеров за любимый фильм, лучшую актрису, главную героиню и полюбившуюся пару.
«Кошмары и грезы Джоко Анвара» (2024)
Завораживающий альманах выдающегося индонезийского режиссера состоит из семи взаимосвязанных эпизодов об обычных людях, столкнувшихся в Джакарте со сверхъестественным, мистическим и фантастическим на протяжении трех десятилетий. В серии «Старый дом» таксист Панджи (Арио Байю) натыкается на таинственный дом престарелых для сверхбогатых людей и обнаруживает, что он скрывает зловещую тайну. В «Сироте» живущая в нищете пара усыновляет мальчика, обладающего способностью приносить им богатство за шесть дней. Но на седьмой день их поджидает серьезная опасность. Эпизод «Стихи и боль» посвящен писательнице Рании (Марисса Анита), которая физически ощущает все, что происходит с главной героиней ее романа. В «Столкновении» община рыбаков, столкнувшись с угрозой выселения, ищет ответы у замкнутого Вахэя (Лукман Сарди), который сделал фотографию загадочного объекта в ночном небе. Главный герой «Другой стороны» Банди (Кики Нарендра) попадает в заброшенный кинотеатр, где когда-то работал, после чего его жизнь изменилась в худшую сторону. В «Загипнотизированном» электронщик Али (Фахри Альбар) в отчаянной попытке заработать на жизнь учится гипнотизировать других людей, но вскоре сталкивается с последствиями своих действий. И, наконец, «Почтовый ящик» представил публике профессиональную оценщицу алмазов Валдию (Асмара Эбигейл), которая из-за поисков пропавшей сестры оказывается в смертельной ловушке.
Анвар не был бы самим собой, если бы не привнес в свой сериал элементы хоррора, триллера и мистики. Тем самым он превратил свое шоу в оммаж классической «Сумеречной зоне», пусть и без обязательного рассказчика в духе Рода Серлинга. Вместе с тем режиссер объединил свои любимые темы с супергероикой и типичным лафравтовским ужасом. Сериал был анонсирован вместе с шестью другими оригинальными индонезийскими программами Netflix 2 сентября 2022-го во время мероприятия Netflix Waktu Netflix Indonesia. Помимо создания, Анвар выступил режиссером и автором нескольких эпизодов. В режиссерской команде числилась также Упи, но ее заменил Томми Дево. Основные съемки проходили в районе Джакарты, а «Сироту» снимали на свалке Бантар-Гебанг в Бекаси, что в Западной Яве. По словам Анвара, большинство визуальных эффектов было сделано с использованием комбинированных съемок, а истории вдохновлены социальными и политическими проблемами Индонезии. Премьера «Кошмаров и грез» состоялась в этом году 14 июня на Netflix.
P.S. В следующем материале пойдет рассказ о кинофантастике Индии.
Ссылки по теме
Ближневосточная кинофантастика: турецкие пародии, израильская адаптация Станислава Лема и арабский постапокалипсис
Африканская кинофантастика: от «Района № 9» Нила Бломкампа до нигерийского «Судьбоносного дня»
Латиноамериканская кинофантастика: от аргентинского нуара «Антенна» до перуанского боевика «Криминальная зона» с Шерилин Фенн
Латиноамериканская кинофантастика: от мексиканской «Шумихи на Луне» с Бастером Китоном до бразильского «Всеведущего» с Карлой Салли
Индонезийская кинофантастика: супергероика Джоко Анвара, запрещенная романтика и нео-нуар с Резой Рахадьяном
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии