
В фильмах Андрея Малюкова война всегда случается внезапно, разрезая завязку на простоватое бытовое «До» и суровое «После». Она обрывает мысли об ужине («В зоне особого внимания»), не дает времени почистить гимнастерку («Я — русский солдат»), приходит в мирный город под видом Деда Мороза («Грозовые ворота») и отрезвляет взрывами после распития паленой водки («Мы из будущего»). Столкнувшись с войной, герои Малюкова замирают, надеясь, что артиллерийская канонада им послышалась, пуля — привиделась, и скоро этот морок обязательно спадет. Но он не спадает, раз к разу напоминая, что война — это хаос, выжить в котором уготовано не профессионалам, а везунчикам. «Диверсант» не становится исключением. Когда выпускники разведшколы Бобриков (Алексей Солончев) и Филатов (Алексей Бардуков) прибывают в прифронтовую зону, войны в ее привычном понимании еще не видно. Так, обычная буря в полустанке: раненые и целые, медсестры и комиссары. Наивно верится, что скоро этот ужас закончится, и юные младшие сержанты стремятся от души повоевать — чтобы встретить Победу в звании как минимум полковников.
Неловкая попытка создать «Диверсанту» открытый финал, конечно, продиктована желанием хронологически продолжать франшизу — правда, смерть Владислава Галкина и сценариста Владимира Валуцкого зарубили эту идею на корню. С годами из многоточия синтезировался еще один трагический мета-вопрос: а может ли человек вообще вернуться с войны? Или же она, вроде бы давно законченная, продолжается где-то внутри, раз к разу призывая снова взяться за оружие и отправиться на выполнение новой миссии. Андрей Малюков, некогда начавший историю «Диверсанта», пожалуй, вселил бы надежду на то, что ветеранский ПТСР можно вылечить — дайте только срок. Однако появившиеся впоследствии мидквелы — «Крым» и «Идеальный штурм» — не оставляют причин думать, что излечение от войны возможно в принципе. Единожды попав в ее лапы, будешь обречен на вечное возвращение. И даже смерть, как оказалось, не повод отставить службу: выбывшего бойца с радостью заменят нейросети.
Ссылки по теме
Звоните Фишеру: как изменились российские сериалы за пять лет
Исполнилось 50 лет со дня рождения Владислава Галкина
Кирилл Плетнёв и Алексей Бардуков отправятся в Крым в новом «Диверсанте»
Свежие комментарии