Краткая (или не совсем) история
«С 1995 года покатилась волна празднований 100-летия мирового кино. И тогда я задумался, а что вообще у нас с анимацией», – вспоминает Сергей Капков. Кстати, именно в это время в России появился прообраз нынешнего Фонда кино, на тот момент созданный в первую очередь именно для поддержки всевозможных юбилейных мероприятий, и зародился фестиваль анимации, который теперь ежегодно проходит в Суздале.
«У Татарского была «Книга совпадений» – вот и нам надо такую же писать, – смеется Александр Герасимов. – Я помню, как в 1995 году мы придумали Суздальфест. Это была идея не только моя, но и братьев Наумовых, которые в то время занимались первыми опытами в 3D. Мы получили заказ на изготовление трехмерной заставки к фестивалю «Киношок», который тогда проводился уже несколько раз. И мы пришли ее сдавать поздней осенью в офис «Киношока», который тогда находился где-то на задворках «Макдональдса» на Тверской в каком-то обшарпанном подъезде. Мы получили деньги и на детской площадке рядом с этим подъездом я – небольшого росточка – стал их делить между собой и двумя здоровыми братьями-близнецами. И тут Дима Наумов говорит: «Слушай, вот люди фестиваль делают, а чего бы нам свой фестиваль не организовать?» И дальше уже пошла история с только созданным Фондом кино, с Госкино, и мы в итоге получили «юбилейные» деньги на первый фестиваль, который тогда проводился в Тарусе. С этого всё и началось».
Тот же Дмитрий Наумов уже в конце «нулевых» в качестве одной из инициатив по празднованию 100-летия российской анимации предложил создать так называемую «Золотую сотню» отечественных мультфильмов, которую и по-прежнему можно найти в интернете. В составлении своеобразного рейтинга приняли участие 100 ведущих экспертов и создателей анимационного кино – Хитрук, Бардин, Норштейн, Шварцман, Назаров, Хржановский, Петров и многие другие. А результаты огласили на Суздальском фестивале. Александр Герасимов вспоминает, что зал тогда внимательно слушал и гадал, кто же окажется на первом месте, делая ставку, в основном, на «Ежика в тумане». Однако культовое произведение Юрия Норштейна заняло лишь вторую строчку, уступив пальму первенства народному мультфильму «Жил-был пес» Эдуарда Назарова.
«Золотую сотню, которая действительно оказалась очень классной акцией, мы опубликовали в 2012 году – когда, собственно, и отмечалось 100-летие отечественной анимации, – рассказывает Сергей Капков. – Но это было лишь одно из множества запланированных нами мероприятий, над которыми мы работали, пожалуй, начиная с кризиса 2007-2008 годов. После него все стало более-менее выпрямляться где-то в 2011-м, и мы думали, куда дальше идти. Тогда и возникла идея провести на государственном уровне празднование 100-летия анимации с целой программой, которая будет подразумевать не только какое-то отдельное торжество, но и некий набор мер по урегулированию проблем отрасли, привлечет внимание правительства, а впоследствии, может быть, и какие-то деньги. И когда мы стали думать о конкретной дате, я полез в архивы и нашел премьеру «Прекрасной Люканиды» Старевича, которая состоялась 8 апреля 1912 года».
Профессия, которой не было
Формальный повод для праздника нужен был и для того, чтобы наградить мэтров отечественной анимации, обычно остающихся в тени.
«У меня ощущение, что анимация в каком-то плане обезличена. Люди с детства знают, что дом строит человек, еду делает человек, транспорт водит человек, а мультики появляются сами по себе, как какое-то волшебство. И такое отношение у многих складывается к людям, которые анимацию делают: а вы разве существуете, вам что-то надо, а вы разве не розы нюхаете, а есть хотите?» – сетует Капков.
Леонид Шварцман, создатель того самого «Чебурашки», только в 2002 году получил звание Народного художника России. До него – аж в 1996 году – статус Народного артиста Российской Федерации – был присвоен Юрию Норштейну. Эдуард Назаров, снявший еще в 1982 году мультфильм «Жил-был пес», возглавивший «Золотую сотню», получил звание Народного артиста только в 2012 году.
«Мы увидели, что очень давно, да и до этого очень редко, аниматорам давали какие-то почетные звания и награды. Получалось, что, когда люди выходили на пенсию, у них даже никаких надбавок не было. В 2012-м звания удалось добиться только для Назарова, а остальным дали какие-то грамоты и благодарности, но это послужило тому, что потом по составленному нами списку еще человек 15 получили звания. Пусть этот результат наших бесконечных писем и растянулся на несколько лет, все равно было очень радостно за создателей мультфильмов», – говорит Капков.
Попытка на законодательном уровне закрепить День российской анимации и письма на эту тему хоть и не приводили к конкретике, но, казалось, заставляли чиновников хоть немного задуматься об этой отрасли, которая, к тому же, еще задолго до возрождения отечественного кино показывала свои плоды. В 2003-м появились первые «Смешарики», в 2006-м – «Лунтик и его друзья», в 2009-м – «Маша и медведь». Все эти сериалы, которые сегодня по праву можно считать изобретательной и суперуспешной коммерческой анимацией, обеспечили интерес к отечественным мультфильмам и российских, и зарубежных зрителей. Однако на бумаге, как выясняется, практически вся анимационная деятельность до поры-до времени все еще не была закреплена.
«Когда мы начали погружаться в проблему установления государственных праздников, то выяснили, что это настоящая эпопея, – рассказывает Александр Герасимов. – Система межведомственная, забюрократизированная. Мы обращались в Минкультуры и они, вроде, были и готовы помочь, но это не их компетенция, и нас отправляли то в Минтруд, то еще куда-то. Мы честно делали несколько попыток, бились и в какой-то момент сдались, потому что видели, что в какие бы двери мы ни стучались – повсюду стена. Начали заниматься своими делами, появился «Икар», а потом наступил 2017 год, когда Валентина Матвиенко собрала в Совете Федерации анимационную общественность. Мы решили, что это шанс снова на высоком уровне поднять тему праздника. Я в очередной раз выступил с этой инициативой, ее дружно подхватили, взяли на особый контроль, пошли письма от Совета Федерации в заинтересованные министерства. Мы опять активизировались, но как раз тогда из Минтруда прилетела дикая формулировка, что анимация у нас вообще только два года как существует, а до этого времени фигурировала как «монтажно-компоновочная деятельность». И мы тогда обалдели от того, на каком основании нас в очередной раз завернули! И только в конце 2021 года я узнал, что будет правительственный совет по кинематографии, который намечался на январь 2022-го. Снова написал Сереже, что, возможно, это наш шанс, хотя он уже относился к этим затеям довольно скептически. Но все-таки решили попробовать и в этот раз чуйка не подвела. На совет пошел Илья Попов и там выступил, в том числе и на эту тему. Председатель Правительства Мишустин сказал, что это отличная идея, давайте ее прорабатывать. Мы опять воспряли духом, Минкультуры получило прямое поручение от премьера, всё пришло в движение и в других министерствах тоже. Было непросто утвердить этот праздник, но в итоге они нашлись какие-то решения и появился Указ Президента. Так что эта эпопея продолжалась ровно 10 лет».
Создание премии «Икар»
Тем не менее за эти 10 (а по факту и даже больше) лет Сергей Капков не отчаялся и в 2014 году придумал национальную анимационную премию «Икар», первая церемония которой прошла 8 апреля 2015 года. Там главный приз получил хит Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», а использованный для оформления церемонии ролик «Совы нежные» сразу же стал очень популярным в интернете.
«Всё тот же Дима Наумов как-то сказал, что у нас нет собственной премии, и он где-то слышал, что кто-то затевает провести премию мультипликации. И зачем, чтобы какие-то неизвестные люди что-то проводили, когда есть мы. При этом всегда обидно, что в больших премиях «Ника» и «Золотой орел» для аниматоров была одна-единственная строчка. Особенно дико это выглядело на «Золотом орле», где порой соревновались полный метр, авторский короткий метр и сериал, и надо было из них выбрать лучший. В Суздале были профессиональные награды, но это была выездная история, а праздника в Москве не было. Эта мысль мне запала, и я пошел к Саше, чтобы договориться с ним распределить награды – в Суздале оставить за фильмы, а профессиональные призы вытащить на церемонию в Москве. Он поддержал идею. И тогда возникла мысль такой церемонией закрепить в сознании 8 апреля как наш анимационный праздник. И, когда спустя 2-3 года после начала «Икара», я стал читать в СМИ, что 8 апреля – День российской анимации, то понял, что наконец идея вырвалась за рамки профессионального сообщества», – отмечает Сергей Капков.
Первая премия «Икар» проводилась на собственные деньги – на церемонию «скинулись» четыре студии: «Мельница», «Анимаккорд», производящая сериал «Маша и медведь», «Рики», ответственная за «Смешариков», и «Мастер-Фильм» Александра Герасимова. Отдельную поддержку оказала друг аниматоров – телеведущая Ирина Муромцева, на собственные средства оплатившая изготовление статуэток. В этом году премия «Икар» пройдет в девятый раз и впервые в официально подтвержденный День российской анимации. Но что же может дать индустрии этот статус?
«Это праздник для тех людей, которые реально радеют за анимацию, которые хотят ее возрождения, для них это хороший повод активизироваться, делать какие-то проекты, ссылаться на него, ведь по большому счету официальный праздник исторически закрепляет статус российской анимации как уникального самобытного вида искусства, неотъемлемой части нашей культуры, а также наличие сложившейся полноценной креативной индустрии. И является залогом того, что эта индустрия будет дальше развиваться», – считает Герасимов.
«На мой взгляд, это лишний повод для средств массовой информации что-то рассказать про анимацию. Где-то благостный сюжет сделают, а где-то дадут возможность прокричать о чем-то важном и больном, – уверен Сергей Капков. – Но важно это и для самих аниматоров, которые всегда где-то на периферии, на задворках «большого» кино, а им приятно внимание, какими бы скромными они ни были, как бы их иногда трудно не было выковыривать из норы, где они сидят один на один с компьютером. В такой «красный день календаря» и из родственников кто-то позвонит и поздравит, а то же зачастую даже родители аниматоров не очень понимают, чем занимаются их дети. Так что праздник – в какой-то степени признание профессии, позволяющее поднять самооценку».
Изменения в индустрии и успех «Чебурашки»
За то время, что Капков с Герасимовым добивались праздника, анимационная индустрия существенно увеличилась и разрослась. «Уже лет семь-восемь на Суздальфест стабильно подаются от 15 новых сериалов. Конечно, многие из них так и остаются стартапами, многие развиваются, может быть, не так сильно, как хотелось бы, не оказываются на слуху, тем не менее это все происходит, и это для меня очень хороший индикатор развития рынка, – считает Герасимов. – И еще большой прорыв произошел в нашей отрасли с приходом нового руководства «Союзмультфильма». Поначалу появление команды Юлианы Слащевой было воспринято неоднозначно, но прошли пять лет, и мы видим более чем впечатляющие результаты. Если, например, раньше было четкое деление на авторские и коммерческие студии, то нынешний «Союзмультфильм» эту систему немного перемешал и объединил. На сегодняшний день это уникальная студия. Они запускают и кукольное производство, и много авторских фильмов, и мастерские Ковалева и Алдашина там существуют, студия берет студентов, которых бросает сразу на коммерческие проекты, причем зачастую это эксперимент. «Союзмультфильм» позволяет себе такую многофункциональную и разноплановую деятельность, которую не может позволить ни одна другая студия».
И даже в данном случае нельзя пройти мимо коммерческого успеха хоть и не анимационного, но игрового «Чебурашки», наследующего знаменитый мультипликационный образ.
«У «Союзмультфильма», как у студии Disney, есть такой дедушкин сундучок, из которого можно что-то вытащить, а у других студий нет такой возможности. Я не считаю, что это плохо. Но если ты вытащил какой-то бренд, то надо ему соответствовать, с уважением относиться к тому, что было, и не опускать эту планку, как случилось с некоторыми проектами – я сейчас не про «Чебурашку». В общем, главное – с уважением относиться к этому наследию и приглашать профессионалов для разработки основанных на этом наследии персонажей», – считает Сергей Капков.
А если говорить про разделение на коммерческую и авторскую анимацию, то, по его мнению, они могут достойно существовать вместе – это только расширяет возможности отечественной индустрии.
«На «Союзмультфильме» режиссер может поработать на сериале, а затем запуститься с авторским проектом, посвятить ему год или два, затем – вернуться на конвейер. Это отличная практика, благодаря которой происходит и перезагрузка организма, и кинематографу эта широта взглядов режиссеров идет на пользу. На «Икаре» наши эксперты не очень любят оценивать сериалы, ворчат на меня, что я расширяю число «коммерческих» номинаций, но для меня важно, чтобы эти два анимационных направления шли рядом и уважали друг друга. Эксперты оценивают сериалы с точки зрения высокой художественности, ну и на здоровье! Такой взгляд на индустрию тоже важен, а не только цифры рейтингов. Мне приятно, когда и сами мастера хотят узнать оценку своего творчества от коллег. Саша Петров присылал на «Икара» заставку к сериалу «Домашний арест», Костя Бронзит – ролик, который он бесплатно сделал для какого-то кафе, Дима Геллер – анимационную вставочку для документального фильма. Это приятно. А с другой стороны, появляются молодые, новые имена, которые за первый же фильм уже получают награды. «Икар» обычно не отбирает в конкурс студенческие работы, но если это какая-то выдающаяся картина, то почему бы и нет. Иногда они попадают в номинации, а, например, Аня Буданова у нас получила гран-при несколько лет назад. То есть дебютантка обошла множество профессионалов. Так что у нас демократия и все решается большинством голосов», – заключает Капков.
Что посмотреть, чтобы понять современную российскую анимацию:
«Мы не можем жить без космоса»
«Базилик Фэт-Фрумос и царская дочь»
«Хозяйка Медной горы»
«Два трамвая»
«Среди черных волн»
«Теория заката»
«Почему банан огрызается»
«Здравствуйте, родные»
Ссылки по теме
И даже в области балета: как проходит подготовка к анимационной премии «Икар»
Леонид Шварцман: «Самые лучшие люди – это кошки и собаки»
После войны они создавали самые добрые и гуманные мультфильмы
Вышла книга «О мышах и магии. История американского рисованного фильма», переведенная Федором Хитруком
Свежие комментарии