Продолжаем рассказ о хоррорах национальных кинематографий, малознакомых широкому зрителю. Мы начали с двух материалов о фильмах ужасов Латинской Америки, продолжили тему макабром ЮАР и других африканских стран, после чего поведали о кино Ближнего Востока и Турции. В прошлом году мы рассказали о классических и современных образцах жанра из Индии.
А сегодня пойдет речь о пяти даровитых хоррормейкерах из Индонезии.
История индонезийского кино насчитывает 98 лет. Первой лентой, созданной на территории страны, было часовое немое фэнтези «Зачарованная обезьяна», снятое голландским режиссером Л. Хейведорпом и оператором Г. Крюгером по сундской народной сказке «Последний лутунг». Съемки с участием индонезийских актеров велись компанией NV Java Film Company в Бандунге, а премьера состоялась в том же городе 31 декабря 1926-го. За почти 100 лет местные кинематографисты поставили более 2200 игровых фильмов. Во время японской оккупации страны в период Второй мировой войны оккупационные власти использовали кинематограф как инструмент пропаганды, а после обретения независимости в 1945-м правительство Сукарно воспользовалось кино как эффектным орудием националистической, антизападной политики — при этом импорт иностранных кинолент запретили. Во времена «Нового порядка» Сухарто правительство ввело цензуру. Огромный вклад в национальный кинематограф 1950-1960-х внес режиссер с Западной Суматры Усмар Исмаил.
Пика развития индонезийская киноиндустрия достигла в 1980-х, когда на экраны вышли картины «Нага Бонар», «Записки парня» и комедийные работы группы Warkop, снятые Аризалем, пользовавшиеся большим успехом. А подростковой аудитории 80-х приглянулись картины вроде «Умного-умного глупого». Среди звезд этого периода — Эва Арназ, Дедди Мизвар, Лидия Kенду, Онки Александр, Мериам Беллина, Рано Карно, Парамита Русади и другие актеры. Военная драма «Тьоет Нья' Дьен» в 1988-м получила национальную кинематографическую премию Citra Awards и стала первым индонезийским фильмом, который выбрали для показа на Каннском кинофестивале. В 1990-х возобновился импорт зарубежного кино, и это существенно отразилось на местной индустрии — спрос на отечественные работы упал, из-за чего студии сократили их производство. Если в 1990-м количество национальных лент составило 115, то через два года их уже было в три раза меньше — 37. Ущерб местному кинематографу нанесли также развитие телевидения и пиратство. На кинорынке доминирующее положение заняла компания Multivision Plus Раама Панджаби, занимавшаяся производством сериалов. Большинство фильмов, снимавшихся в Индонезии тех лет, представляли собой второсортные фильмы категории B любовной тематики, которые показывали на открытом воздухе или по телевидению. В 1996-м в стране вышли 33 ленты, а в 1999-м — только семь.
Когда президентство Сухарто подошло к концу, отечественный кинематограф Индонезии получил второе дыхание, а в фильмах появились ранее «закрытые» темы, затрагивающие религиозные, расовые и сексуальные проблемы. Возрождение привело к росту кинопроизводства: в 2000-м и 2001-м на экраны вышло по шесть фильмов, а спустя год — десять. В нулевых зрителей порадовали картины «Что случилось с любовью?» Руди Седжарво, «Элиана Элиана» и «Джи» Рири Ризы, «Арисан!» с Тора Судиро и первый индонезийский мультфильм «Красота и воин». Мелодрама «Стихи о любви» Ханунга Брамантьо в 2008-м сумела привлечь в кинотеатры мусульман. В 2009-м вышла «Песня рассвета» — первый полнометражный мультфильм компании Infinite FrameWorks, который, несмотря на участие иностранцев, был практически полностью индонезийского производства. В начале 2010-х из-за протекционистской политики в отношении национальной кинематографии (существенное увеличение налога на прокат иностранных фильмов) кинотеатры остались без зарубежного кино. Киношники стали снимать фильмы категорий C, D и E с участием иностранных порнозвезд вроде Саши Грэй, Соры Аой, Марии Одзавы и Рин Сакураги. Именно тогда вышло много плохих малобюджетных хорроров. Тем не менее, в 2012-м появился целый ряд картин, получивших международное признание. Среди них «Рейд» Гарета Эванса, «5 см» Ризала Мантовани и «Аномальный вид» Джоко Анвара.
Помимо вышеназванных, в стране большой популярностью пользуются такие актеры, как Кристин Хаким, Барри Прима, Сюзанна, Лаура Басуки, Ико Уайс, Арифин Путра, Марисса Хак, Джаджанг Ноер, Фахрани и Лис Нур. Значимый вклад в индонезийский кинематограф внесли также режиссеры Джаякусума, Арифин Х. Нур, Вим Умбох, Ами Прийоно, Асрул Сани, Черул Умам, Джамалуддин Малик, Эрос Джарот, Гарин Нугрохо, Мира Лесмана, Нан Ачнас, Ниа Дината, Тегу Карья, Риналду Пуспойо, Адилла Димитрий, Юди Датау, Роберт Ронни, Ария Кусумадева, Бенни Сетьяван, Робби Эртанто Сёдискам и Ифа Исфансиах.
Первым фильмом с пугающими элементами в Индонезии стал «Живой череп» Тана Тджоя Хока, вышедший в 1941-м, а полноценные хорроры появились спустя два десятилетия. Однако более подробно о дальнейшем развитии индонезийского макабра мы расскажем в следующем материале, а здесь и сейчас перед вами 15 фильмов ужасов от мастеров жанра Сисворо Гаутамы Путры, Тьюта Джалиля, Джоко Анвара и братьев Мо.
Сисворо Гаутама Путра
Один из родоначальников пугающего жанра в Индонезии родился в Кисаране, расположенной в Северной Суматре. В 1962-м, через год после получения режиссерского образования, начал работать на студии Gema Period Film. Был руководителем сценарного отдела и производства, ассистентом режиссера. Дебют в качестве режиссера состоялся в 1972-м с фильмом «Месть внебрачного ребенка». Был успешным режиссером во время золотого века индонезийского кино с 1970-х до начала 1990-х годов. Скончался в Джакарте зимой 1993-го.
К хоррору Путра впервые обратился в 1978-м, сняв средний приключенческий ужастик «Первобытные» с Барри Примой, Эвой Арназ, Энни Харьоно и Рукманом Германом. По сюжету трое студентов и их руководители прибывают в джунгли для изучения первобытных племен, отделенных от цивилизации. После посещения одного племени незадачливые исследователи решили, что оно не слишком примитивное, и захотели найти несколько настоящих дикарей, чтобы затем отыскать легендарное племя людоедов. В итоге двух студентов схватили каннибалы, а остальные блуждают по джунглям либо помешавшись от страха, либо в поисках своих потерявшихся товарищей. До подслащенного финала, разумеется, доживут не все. Вдохновением для режиссера послужили итальянские ленты «Человек с глубокой реки» Умберто Ленци, «Бог людоедов» Серджо Мартино и «Последний мир каннибалов» Руджеро Деодато. Некоторые сцены из этих фильмов почти напрямую использованы в «Первобытных», которые, как и многие каннибальские хорроры тех лет, якобы сняты по реальным событиям.
Поняв, что у него неплохо получается работать в макабрическом антураже, Путра увлекся и другими поджанрами хоррора. В 1980-м вышел его «Раб Сатаны», еще через год — классическая «Дьявольская женщина» с индонезийской «королевой крика» Сюзанной в образе погибшей женщины, которая после смерти восстала из склепа как Сундел Болонг — так называется местный призрак мести. Эта же актриса возглавила вместе с Барри Примой фэнтези-хоррор Путры «Королева змей», разросшийся до трилогии после выхода сиквелов «Свадьба королевы змей» и «Голодная королева змей». Ближе к концу 80-х Сюзанна также сыграла в его дилогии «Колдовство». Незадолго до смерти мастер успел снять «Пакт в сакральную ночь» и мистическую картину «Возвращение цветочной вдовы», а в 1993-м вышла «Тайна брачной ночи», основанная на его сценарии. За свою жизнь постановщик создал более 20 фильмов, а некоторые придуманные им сюжеты получили второе дыхание в виде ремейков.
Предлагаем вам ознакомиться с двумя фильмами Сисворо Гаутамы Путры.
«Раб Сатаны» (1980)
Классический хоррор повествует об отвернувшемся от мусульманской веры семействе чиновника Мунарто (Вгино Дачрин Мочтар), которое после смерти матери и жены Мавати (Диана Суарком) пытается справиться с потерей. Младшему сыну Томми (Фахрул Рози) является призрак матери, поэтому он по совету друга обращается к шаманке, а на следующий день отец берет в дом экономку Дармину (Рут Пелупесси). С появлением этой женщины видения парня становятся все более ужасающими, да и его старшая сестра Рита (Сиска Вдовати) начинает чувствовать неладное.
Поскольку в Индонезии ислам занимает первое место среди религий, то Путра счел своим долгом обратиться в своем фильме ужасов к мусульманским традициям и страхам. В итоге у него получился интригующий хоррор с любопытным гримом о схватке отдельно взятой семьи с темными силами, которые, как и в ближневосточных и турецких хоррорах, тесно связаны с женщиной. Однако среди любителей азиатского макабра лента обрела культовый статус не из-за сюжета или спецэффектов, а из-за того, что в течение многих лет была недоступна для просмотра, если не считать мало кому известную японскую VHS-версию без английских субтитров. Все изменилось в 2006-м, когда американский лейбл Brentwood Home Video выпустил неразрезанную версию DVD в рамках своей серии «Восточные ужасы». В новом тысячелетии интерес к фильму возобновился после выхода ремейка, поставленного Джоко Анваром.
P.S. В следующем материале мы вернемся к индонезийскому макабру.
Ссылки по теме
Как мистические ужасы из Японии покорили мир
Тыквенный не спас: больше 300 хорроров на все случаи жизни
Современный индийский макабр: зомби, чурелы и Ифрит
Турецкий макабр: «Дракула из Стамбула», иблисы и джинны
Африканский макабр: шина-убийца, бугимен и ведьма с коровьими копытами
Южноафриканский макабр: Спятившие аниматроники, рабы из могил и монстр в прачечной
Латиноамериканский макабр: от аргентинской «Чумы зомби» до уругвайского «Последнего сеанса»
Латиноамериканский макабр: от мексиканской Ла Йороны и котов-людоедов до бразильского дона Зе-из-Гроба
Индонезийский макабр: Пять лиц страха
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии