ММКФ-2018: Чем интересна программа «Русский след»
Среди программ ММКФ есть те, что стабильно вызывают зрительский интерес - вроде дайджестов мировых премьер последнего времени или ретроспектив крупнейших мировых режиссеров. Регулярный блок «Русский след» - не хитовый. Но важность его со временем растет. Особенно это заметно в этом году. Для зрителей «Русский след» - возможность, с одной стороны, увидеть редкие фильмы, не настолько масскультовые, чтобы быть хитами проката.
С другой - есть у программы идеологическая функция. Лишний раз напомнить о том, что русская культура всё еще вызывает интерес во всем мире и Россия остается источником вдохновения для многих художников. Чем жестче политическая риторика, чем выше панические настроения, чем туманнее завтрашний день - тем важнее кино в целом. Тем необходимее напоминать о том, что мы живем в большом и очень разном мире. Где «Русский след» может оказаться очень разным и очень длинным. Вполне ожидаемо в программе этого года есть место теме «глобального отечества». Людей, говорящих по-русски, но живущих в самых разных уголках света. О них, например, снята «Into-нация большой Одессы» Александра Бруньковского. Документальная лента про одесситов, которых можно встретить и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Лондоне - где угодно. Герои - те, кто родился в городе у Черного моря: Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Валерий Тодоровский, Иосиф Рейхельгауз. Бруньковский использует, с одной стороны, простой и лобовой приём, много раз испытанный. Монологи уроженцев прекрасного города, разбавленные его видами. Одесса, которая остается навсегда с каждым одесситом, где бы он ни жил. С другой - говорят тут не только о бычках, местном колоритном наречии и пляжах. О том, как жить вместе очень разным людям. Как научиться понимать и уважать другого. Какой школой оказывается многонациональный город для тех, кто в нём родился. В общем, это разговор куда более серьезный, чем можно ожидать. В исчерпанной, казалось бы, теме Бруньковский смог открыть новые уровни и подтексты. Пожалуй, самый живой интерес у зрителей должна бы вызвать лента NO-ONE, русскоязычная копродукция Украины и Израиля, действие которой разворачивается в Крыму. Политическая составляющая в ленте есть, но вовсе не такая, какой стоит ждать от сочетания Крыма, Украины и России. Фильм мало похож на демарш и вообще на остросовременную публицистику. Действие картины разворачивается в Крыму в момент крушения советской империи, летом 1991 года. Главные герои - члены семьи советского же аристократа, генерала КГБ. Отношения между ними рушатся на глазах. Глава семейства звереет и чувствует, что его с родными людьми ничего не объединяет. На берегу моря разыгрывается курортный роман со страстями и тайнами. Семейная драма тут ожидаемо становится метафорой трагедии, которая разворачивается в обществе. Крушения огромной страны, её социального устройства, иерархии, правил, по которым она жила много десятилетий. «Русский след» тут - даже в биографии создателей. NO-ONE – «семейный» проект, сценарий написал отец режиссера, Владимир Прудкин. В свою очередь, сын МХАТовского корифея Марка Прудкина, Федора Павловича из «Братьев Карамазовых» Ивана Пырьева. Для режиссера Льва Прудкина NO-ONE - дебют, и лента обладает всеми лучшими свойствами первого фильма. Яркостью, экспериментаторским задором, играми с визуальным решением и построением сюжета. Тут почти нет ретро и ностальгии. Очень мало намеков на политические события, которые происходят на фоне семейной драмы - в телевизоре мелькают Ельцин на танке, сама память зрителя подсказывает, что где-то рядом с персонажами заперт на своей даче в Форосе Горбачев. Прудкину удалось минимумом средств добиться максимума выразительности: герои похожи на барельефы или статуи, пространство лишено теплоты и курортности. Это скорее такой позднесоветский Эльсинор. В самой фактуре ленты вскрывается двойное дно, подвох. Драматургия держится на напряжении между ласково-курортным местом действия и мрачным сюжетом. NO-ONE - важный сигнал: к советской фактуре теперь обращаются не только соотечественники. СССР - источник вдохновения для многих кинематографий. О нём будут и дальше спорить, снимать, в его декорациях будут и дальше разворачиваться драмы, трагедии и комедии. Пусть актеры - наши соотечественники: жену главного героя, того самого генерала КГБ, играет Наталья Вдовина (многие помнят её по удачнейшим «Какракам» Ильи Демичева). Но сам NO-ONE - именно взгляд на советское наследие извне, большая часть съемочной группы израильская. О русских в мире и о русском сюжете в мировом кино, так или иначе - все фильмы программы. И «Другая мать» британца Кристофера Менола - история русского солдата, которого прячет у себя жительница британского острова Джерси. И жуткое «Сатанинское семя» Дезе Жигмонда - история из оккупированного советскими войсками Прикарпатья. И южноафриканская версия «Чайки» Чехова. И биография дирижера-эмигранта Юрия Ароновича. Все они - про наших соотечественников и родившиеся в России идеи, разлетевшиеся по миру, вдохновляющие и волнующие. Кино с самого начала было искусством, не имеющим границ. Лингва франка, который ясен каждому зрителю. Если какое-то время назад напоминать об этом казалось необязательным, сегодня это жизненно важно. Мы живём на одной планете. Чтобы договариваться, нам нужно понимать и слышать друг друга. «Русский след» в этом смысле выходит на первый план в программе фестиваля, оказывается его лицом и выполняет важнейшую функцию. Расписание показов программы «Русский след» INTO_НАЦИЯ БОЛЬШОЙ ОДЕССЫ 23 апреля 22:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 8 NO-ONE 23 апреля 22:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 5 25 апреля 14:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 7 ДЕВСТВЕННИЦЫ 23 апреля 17:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 4 22 апреля 13:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 5 ДРУГАЯ МАТЬ 23 апреля 14:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 7 25 апреля 15:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 10 НАШ МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ 25 апреля 12:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 11 21 апреля 14:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 4 САТАНИНСКОЕ СЕМЯ 24 апреля 17:45, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 10 ЧАЙКА 23 апреля 14:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 10 26 апреля 13:30, Государственная Третьяковская Галерея, Зал 1 ЮРИЙ. ПО СЛЕДАМ ЮРИЯ АРОНОВИЧА 20 апреля 22:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 10
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии