На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 847 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Солдатов
    В том, что знаменитости "пропихивают" своих(порой бездарных) детей все убедились на примере дочки Алсу Микелы Абрамов...Елена Ханга объяс...
  • Маша Глага
    Кто это смотрит? Полная деградация .«Папины дочки. Но...
  • Сергей О
    А ему то что боятся свои бы не тронули«Это был ад»: Сер...

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Основной темой конкурса короткого метра 2020-го стали всевозможные травмы, как душевные, так и физические: от обиды до предательства, от отрезанного пальца до отрезанной же головы. Программа вызвала много вопросов. Настолько, что сам Александр Роднянский озвучил на брифинге основные претензии отборщиков — отсутствие свободы, как художественной, так и гражданской, социально-политической. Создатели короткого метра оказались словно на перепутье, когда фильмы в формате журнала «Ералаш» уже безнадежно устарели, не только по форме, но и по содержанию, а кроме них рассказать новому поколению, как выясняется, и нечего. Было много случаев самобытной рефлексии, которой не хватило выразительных средств, чтобы истории получились глубокими по содержанию. Хотя из 31 фильма программы коротышей 31-ого «Кинотавра» случились и интересные работы. Мы расскажем по традиции обо всех.


«#Этоневажно», режиссер Резо Гигинеишвили

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Эту работу отправил на «Кинотавр» автор сценария Саша Цыпкин. Картина попала в конкурс, и в то же время фильм стал участником благотворительного аукциона Светланы Бондарчук и Евгении Поповой «Action!», где она победила в другой «номинации» — собрала больше всего средств и попала в частные руки. Новый владелец не стал возражать против участия фильма в фестивале, но не факт, что это кино можно будет увидеть еще где-либо, поэтому перескажем сюжет подробно. Это жанровый перевертыш, в начале которого актриса Ксения Раппопорт произносит монолог о беспощадной старости красивой женщины («Да, я боюсь стареть. Красивой женщине есть, что терять»), содрогаясь сопоставлением снимков прежних красавиц-актрис и их нынешних лиц. Она объясняет мужчинам, чтобы они ее поняли: «Представьте, что ваш член начинает уменьшаться с каждым днем, и это заметно всем… Да вы через месяц не захотите выйти из дома». Внезапно вспыхивают софиты и Ксения оказывается на съемочной площадке рекламы средства от морщин. Потом ей звонят и сообщают, что она не прошла пробы, потому что выглядит слишком молодо. Драма оборачивается комедией, когда актриса начинает убеждать агента, что ей надоело играть старлеток и она готова к ролям нормальных взрослых женщин. Третий и последний раз жанр меняется, придавая фильму мелодраматический финал, когда на пороге трейлера актрисы появляется влюбленный в нее молодой человек (Риналь Мухаметов), который приглашает Ксению на завтрак, обед и ужин и заверяет ее, что возраст – это не важно.


Kljaksy, режиссер Дмитрий Новиков

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Фильм студента режиссерского отделения Санкт-Петербургской Школы Нового Кино, монтажера-самоучки, – привет всем арт-хаусным авторам, которые снимают кино без базового образования, вдохновившись Годаром, Трюффо, французской «новой волной», а может быть изобретая для себя заново отказ от классической сюжетной драматургии в пользу летучей атмосферности. В фильме три героя – два парня, которые произносят поочередно бессодержательные монологи, и девушка, разговаривающая по видеосвязи с невидимыми собеседниками, реплик которых мы не слышим. Кажется, этот фильм посвящен неумению коммуницировать, но, может быть, и нет.


«One mango, please», режиссер Надежда Михалкова

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Надежда Михалкова в представлении не нуждается. Как режиссер она дебютировала в 2016-м сериалом «Чурросы», а два года спустя сняла свой первый полный метр – триллер «Проигранное место». Короткометражная работа Надежды рассказывает о рабочей мигрантке из Тайланда, которая работает няней у московской бизнес-леди (Анна Михалкова), силясь прокормить семью – мужа-игромана, двоих детей и еще кучу сидящих на ее шее родственников супруга. Условия жизни у женщины не очень, да еще и свекровь-кровопийца выносит ей мозг по скайпу, а чтобы изменить положение, нужно набраться сил и сбросить весь этот безрадостный балласт. Тема положения мигрантов из третьего мира не теряет своей актуальности, как и тема подчиненного положения женщины, вынужденной тащить на себе кучу иждивенцев. Есть много хороших картин на эту тему. Из последних – немецкая документальная лента «Счастливый» (2016), рассказывающая, что жениться на тайке – это жениться на всей ее многочисленной родне. А на тему трудовых мигрантов нет лучше фильма, чем «Айка» Сергея Дворцевого.


«Бубен верхнего мира», режиссер Сергей Годин

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

В прологе фильма мы наблюдаем позднесоветскую психиатрическую больницу, где пациенты смотрят по телеку выступление Сахарова, а юная особа лежит в коме. Смена дислокации: две девушки и старуха-шаманка едут куда-то в электричке, отбивающей сердечный ритм. Затем они идут по шпалам, по лесу и, наконец, достигают конечной точки пути – обломков немецкого самолета времен Второй мировой. Выясняется и цель путешествия: Яга сейчас будет камлать и вызывать из нижнего мира погибшего немецкого солдата, того самого, что находится в кабине пилота.

Эту экранизацию одноименного рассказа Виктора Пелевина снял популярный актер театра и кино, а теперь и режиссер-дебютант, студент ВКСР (мастерская Хотиненко, Фенченко, Финна) Сергей Годин. Фильм атмосферный, визуально интересный, а особенно удачно авторы поработали со звуком.


«Был ли кофе», режиссер Яна Сариади

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Два героя, одна локация. Девушка и бариста. Он готовит напиток, она ждет и смотрит, как медленно просачивается вода. Какие мысли лезут в голову, когда совершенно нечем заняться? Конечно, о сексе.
Вторая режиссерская работа выпускницы факультета неигровой режиссуры ВГИКа лаконичная, статичная, минималистичная. Сдержанный фильм о сдержанности.


«Варя», режиссер Ника Горбушина

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Талантливая конкурсантка из Самары, получившая на этом Кинотавре за свою работу диплом жюри, обучалась в Школе-студии Александра Митты, а затем поступила на операторский курс в школу «Индустрия». Ее картина рассказывает о девушке Варе, которая хочет стать пожарным. Она попадает на стажировку в пожарную часть, где ей предстоит доказать, что она достойна быть здесь, не только коллегам, но, в первую очередь, своему отцу, который и возглавляет это отделение и благодаря которому она и выбрала эту «мужскую» профессию. Главную роль в картине замечательно исполнила Варвара Шмыкова.


«Высотка», режиссер Серафим Ореханов

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Платону (Дмитрий Кузнецов ака Хаски) 24 года. По собственному уверению он интересуется в основном Лего и футбольными наклейками, а родители пристраивают его на работу в МИД. Поработав неделю, инфантильный юноша получает нестандартное задание – избавиться от полного чемодана кокаина, перевезенного российскими дипломатами из Южной Америки. На помощь призывается друг Паша (Никита Кукушкин).

Режиссер-самоучка Ореханов считает этот фильм своего рода дипломным в его несуществующей киношколе. Но это не оправдывает нелепости «Высотки», ведь по образованию автор историк, по профессии сценарист и креативный продюсер рекламных роликов компаний «Ростелеком», «Яндекс» и других, то есть человек опытный и вроде бы умный. Зачем же так?


«Выходной», режиссер Дмитрий Руженцев

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Время – кризис, наши дни. Сергей (Константин Юшкевич) пустыми глазами смотрит с дивана новости про падение ставки рубля в Центральном Банке, в то время как его супруга считает деньги – это очередной ипотечный взнос, который муж положит сейчас в сумку и понесет в банк. Недалеко от дома он слышит крик, там среди гаражей лежит неподвижный мужчина, а рядом растрепанная девушка в истерике умоляет помочь – сначала дать сумку под голову, потом – позвонить в скорую, еще через несколько секунд – сбегать за лекарством. Как пить дать мошенники, имитируют инсульт, действуют нагло и четко по схеме. Но Сергей почему-то верит, даже подчиняется, включаясь в игру. И зритель укоряет его, ну как же так. Мы бы так не поступили, правда? А вдруг это не игра? Вдруг этот человек по-настоящему умирает, и ему нужна наша помощь?

Сценарный и режиссерский дебют телевизионного продюсера, закончившего МГИМО и продюсерский факультет ВГИКа, работавшего на высокой должности в компании ЦПШ и позже создавшего собственную студию Paprika Production, на которой снимался фильм «Коллектор» с Константином Хабенским. Прикидываясь на минуточку простоватой драмой о человеке, который поступает правильно, «Выходной» на самом деле дает оценку не героям этой истории, а зрителям, провоцируя их проверить свою эмпатию и готовность впрягаться в чужие проблемы.


«Говорят», режиссер Ника Яковлева

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Мила взяла у подруги шпица, но могла ли она себе представить, что отзвук этого события, преломляясь через слова других людей, приведет к аресту ее отца. Выпускница Московской школы кино, имеющая опыт продюсирования и дипломный фильм «Как избавиться от девушки», сделала свою вторую работу столь же лаконичной, хотя история о том, как новость становится сплетней, могла бы быть несколько менее сумбурной, а то может так случиться, что после ее пересказа еще кого-нибудь арестуют.


«Доктор, позовите врача!», режиссер Владислав Грайн

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Эксцентричный пятиминутый скетч, в котором врачам скорой помощи приходится поработать психологами, когда они видят на вызове, что жена (Мария Климова) отрубила мужу (Александр Соколовский) средний палец и не хочет отдавать, пока он не сознается. Помимо решения конфликта, одному из медиков (Антон Ушаков) необходимо получить ответ на вопрос, почему его коллега (Илья Васильев) пришел сегодня на работу не в белом, а в розовом халате.

Дебютная работа выпускника Высшей школы кино «Арка» вызывает некоторое недоумение не столько абсурдностью истории, сколько ее незагруженностью смыслом.


«Жених, невеста, селедка», режиссер Дмитрий Ендальцев

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Успешный актер театра и кино дебютировал в качестве режиссера с историей про гомофобию в российской деревне. В первых кадрах мы видим крашеного блондина в красных штанах, бежевом пальто и белых кроссовках, катящего по убранному осеннему полю хорошенький чемоданчик. Тут бы и остановиться, но дальше модный парнишка по имени Назар оказывается отсюда родом, правда, из знакомых у него только один корешок, крикун и пугало, но уж больно герой скучал по земеле. Назар, боясь испачкаться, заходит в калитку покосившегося домика, пальчиками поправляя забор, который, прогнив, валится. Что делает здесь этот человек, не объясняется. Зато, завидев чужака, не столько за то, что одет он не по деревенскому протоколу, а за его теплые отношения с местным парнем, вся деревня бежит бить голубых, а в первых рядах Михаил Евланов, потому что сам голубой, потому что взревновал, потому что пошел на хрен вот почему.


«Заявление», режиссер Юлия Белая

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Суицидница (Елена Морозова) очнулась в странном месте в окружении двух мужчин (Юрий Колокольников и Данил Можаев), работающих в службе контроля за реинкарнацией. Они умоляют ее подписать бумагу о том, что эта женщина отныне обязуется не рождаться больше в России. Но как бы не так! Эту почти пелевинскую историю с известными актерами сняла выпускница ВКСР, автор полнометражного фильма «Городские птички», завоевавшего пару лет назад три награды на фестивале «Движение», включая лучшую режиссуру.


«Конец войны», режиссер Сергей Рамз

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Психологическая историческая драма, экранизация фрагмента романа Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» о вернувшемся с войны в товарном вагоне капитане советской армии, который на пути к родной деревне проваливается в заброшенный колодец. Случайный уголовник, заглянувший внутрь, хочет насладиться властью над чужой жизнью, а потом убить солдата, а тот, понимая, что не выберется, стремится каким-либо образом оставить свидетельство об этом преступлении.

У этого фильма непростая история, о которой интересно рассказывает сам режиссер: «Первый драфт сценария появился лет восемь назад, затем, спустя еще несколько лет, история разрабатывалась как мой дипломный фильм в Московской школе кино. Алексей Попогребский тогда не дал истории зеленый свет, сценарий был сырой, и вместо «Войны» я снял «Цугцванг» (2017), который тепло приняли на «Кинотавре» и других фестивалях. Дальше были еще несколько коротких фильмов и разработка сценария полного метра, которая только сейчас подходит к концу, но жуткая история капитана из романа Чудакова не оставляла меня в покое. Два года назад я поделился сюжетом с продюсером Равилем Салиховым, и он сразу запустил историю в производство. Так сценарий, первый драфт которого был написан в 2012 году, стал фильмом».


«Лови момент», режиссер Алексей Сизов

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Выпускник высших режиссерских курсов при СПбГУКиТ, ученик Сергея Овчарова, работавший тележурналистом и автором документальных телевизионных фильмов. Настоящий фильм сделан при поддержке «Сеанса» и фонда «Антон тут рядом». Продюсер картины Любовь Аркус. Герои – студенты центра помощи людям с расстройствами аутического спектра, которые играют по ролям Хармса. В принципе, им не приходится ничего играть, потому что в каждом из них неуловимо присутствует нечто хармсовское. Первая история называется «Момент, в который ничего не произошло», вторая – «Молодой человек, удививший сторожа». Костюмы предоставлены киностудией «Ленфильм».


«Ортино урочище», режиссер Антон Ермолин

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Самый необычный и тонкий фильм программы снял выпускник экспериментальной мастерской Алексея Учителя во ВГИКе. Ермолин родом из Коми, и его вытканная из паутины вдохновения работа сделана на стыке ненарративного игрового и документального кино. Она посвящена русскому Северу, его традициям, обрядам, на первый взгляд, жутковатым и иррациональным, но помогающим человеку проживать боль и осмыслять бытие. Взяв за основу два рассказа Дениса Осокина, автор рассказал о том, как песня сопровождает человека на протяжении жизни – от колыбели и до смерти. Фильм разделен на несколько эпизодов, соответствующих разным возрастам. В первом женщина рассказывает о значении колыбельной-погребальной песни, которую мать поет малышу, и затем исполняет одну из них («Баю-бай, поскорее умирай»). Во втором мы видим картинки из жизни взрослого мужчины-военного. В последнем мужчина в лесу находит тонкое деревце, надевает на него женское платье, а потом срубает деревце топором и пускает по воде в лодчонке – хоронит. В конце звучит завораживающая песня про веревочку в исполнении Ильи Чуркина.


«Открой, это мама», режиссер Нина Волова

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Таня (Татьяна Волова) пытается освободиться от влияния матери (Наталия Волова), мечтает снять квартиру с подругой и жить отдельно, а мама не представляет жизни без дочери. Однажды она застает в гараже бездомную девушку-пианистку и начинает о ней заботиться.

Нина Волова – разносторонне одаренная девушка, работала на разных анимационных проектах, сейчас снимает два больших документальных фильма, пишет отличные критические обзоры и рецензии на фильмы, а игровому кино она обучалась в Московской Школе Нового Кино и сняла в качестве режиссера две удачных короткометражки – «Мой брат» и «Третья дверь слева». За новый фильм Нина (и вся ее семья, снявшаяся в главных ролях) заслуженно получила диплом жюри конкурса «Кинотавра».


«Педофил», режиссер Вера Пирогова

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Камера наблюдения фиксирует подростков-графитчиков, пробравшихся ночью на завод. Охраннику удается поймать только одну них – это девочка лет тринадцати. Он не может ее отпустить до прихода начальства, но и в полицию звонить не хочет. Коротая время, он узнает ее получше, они быстро сближаются, играя в вопрос-ответ. То, что происходит дальше, зрителям, разумеется, не покажут. Но название не шуточное. Многосторонне образованный режиссер (биофак МГУ, курсы вторых операторов на «Мосфильме», режиссерско-операторская лаборатория в МШНК) интересно рассказывает, какая кутерьма случилась с этим названием: «Все очень боялись его произносить, иногда в особых случаях оно заменялось на «Охранник», когда надо было, например, договориться о локации. И меня все постоянно спрашивали, останется оно или нет. Но на съемках мы поняли, что название является неотъемлемой частью этого фильма. Если он называется «Педофил», то сразу понятно, чего в нем не должно быть.


«Первая кровь», режиссер Андрей Грязев

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Известный документалист, двукратный обладатель премии «Лавровая ветвь», автор неигрового фильма «Завтра» и «День шахтера», неоднократный участник Берлинале, «Артдокфеста», призер еще полсотни фестивалей, привез на «Кинотавр» игровую короткометражку про двух подруг, одна из которых уже потеряла девственность, а вторая спешит ее догнать и пользуется для этого отверткой. Мотивация девочки не очень ясна, но об этом можно порассуждать: то ли это зависть к подруге, которая теперь считает себя на ступеньку выше, то ли страх перед болью, а может быть нежелание никому свою девственность отдавать.


«Плохая дочь», режиссер Светлана Сигалаева

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Выпускница ВГИКа, ученица Сергея Мирошниченко, имеющая большой опыт создания короткометражек и работающая над дебютным полным метром, сняла историю девичей любви, оказавшейся хрупкой и беззащитной перед давлением близкого круга.

Фильм начинается как комедия: Героиня Натальи Павленковой рассказывает парихмахеру, что обнаружила следы неверности мужа – рыжие волосы на подушке, – и готова побороться с неизвестной соперницей, изменив прическу и свой природный цвет волос. Позже оказывается, что супруг (Ян Цапник), преданный и уступчивый, ни в чем не повинен, а загадочная рыжая стерва – девушка их дочери. Фильм меняет градус и из смешливого делается к концу горьким. Если в обескураженности родителей теплится надежда на понимание, то отношения девушек друг с другом вряд ли останутся нежными, потому что одной из них важнее, как принимают ее другие, чем то, кем она является на самом деле.


«Показалось», режиссер Байбулат Батуллин

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Жители городка Нижние Дербышки готовятся к конкурсу «Лучший малый город», как вдруг в один из дней во дворе учителя физики Александра появляется огромная розовая ж*па. Чтобы не сойти с дистанции в финале соревнования, администрация города принимает решение представить гигантские ягодицы как современный арт-объект. Автор метафоры, выпускник Московской школы кино, уже участвовал в конкурсе «Кинотавра» с фильмом «Половинки» (нет, он не про ягодицы, а про намертво приклеенных друг к другу людей). Сейчас Байбулат снимает сериалы для СТС и ivi.


«Последняя смена», режиссер Кристина Лунинская

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Выпускница операторского факультета МШНК, снявшая два полных метра, два сериала, несколько короткометражек, теперь дебютирует как режиссер игрового фильма. Ее кино — о кино и пример семейного подряда в кино. Оператор-постановщик Андрей Лунинский — муж режиссера, режиссер монтажа Юлиана Сабитова —сестра-близнец, среди исполнительных продюсеров — Рамиль Сабитов, отец режиссера. Сняли все на свои деньги за три смены. По жанру это авантюрная комедия, в которой главная героня — молодая актриса, живущая на деньги продюсера, но мечтающая сбежать с его помощником.


«Праздник», режиссер Наталия Кончаловская

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Экспериментальный атмосферный фильм без слов и сюжета в любимом жанре русского артхауса «Кто-то куда-то идет». Согласно аннотации, героиня по имени Саша (Манана Тотибадзе) «не может найти себе место». Режиссер стремилась передать чувство одиночества и потерянности на фоне празднования в Москве 9 мая. Кончаловская закончила курс «Киноискусство: эстетика и практика» в Сорбонне, а в режиссуру пришла из политологии.


«Прыжок», режиссер Карина Чувикова

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Крепкая жанровая мелодраматичная история про семейные отношения и внебрачные связи. Героиня Виктории Толстогановой накануне дня рождения мужа встречается с бывшим любовником (Анатолий Белый). Они долго не виделись, но все еще любят друг друга, и за разговором былые чувства заставляют женщину метаться и понуждают принять решение оставить семью и броситься в объятья новой жизни. За короткое время происходит несколько событий – выбор с любовником подарка мужу, неловкая встреча в пельменной со взрослой дочерью и ее кавалером. А потом она поедет домой собирать чемоданы. Но передумает.

Автор фильма прошла обучение на сценарно-режиссерских курсах при киностудии «Лендок» и продолжила образование в школе кино и телевидения «Индустрия».


«Рождение трагедии из звуков музыки», режиссер Раиля Каримова

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Женщина с тревожными глазами из приемной комиссии музыкального училища (Мадлен Джабраилова) слишком нервно реагирует на музыку Петра Ильича Чайковского в исполнении одного из абитуриентов. Она выбегает из комнаты для прослушивания, и разные звуки – шорохи, поднимающаяся кабина лифта, легкое токанье электронной клавиатуры или сигналы отправки/приема сообщений в телефон – окружают ее и выводят из равновесия. В конце концов она решится поделиться с кем-нибудь своим секретом. Режиссер, выпускница ВГИКа, снимает с 2013 года, имеет в фильмографии пять короткометражных фильмов.


«Роман», режиссер Юрий Хмельницкий

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Счастливая семья играет в крокодила – но вот мужчина засобирался, от его движений и фразы «мне уже пора» исходит липкое ощущение обмана. Полина (Екатерина Агеева) – любовница Егора (Алексей Агранович), и ее 10-летний сын обижен, ведь он очень привязался к маминому другу и не понимает, почему тот не останется насовсем. Мальчика зовут Роман. На следующий день его мама погибнет в автокатастрофе, и он останется совершенно один. Егор наврет жене (Александра Ребенок) и поедет к мальчику, переночует у него, а потом примет решение его усыновить. Казалось бы, это взвешенное решение честного человека. Но мальчик думает иначе.

Студент режиссерского факультета школы кино и ТВ «Индустрия», имеющий опыт работы в качестве оператора-постановщика и режиссера музыкальных клипов, рекламы и документальных фильмов на природоохранную тематику, снял одну из лучших короткометражек Кинотавра 2020 – драматичную историю с отличным актерским составом про двойную жизнь и ее последствия, с обнадеживающим многоточием в конце. Кино, в котором дети играют правдиво – лучший показатель режиссерского профессионализма.


«Рыба», режиссер Виталий Уйманов

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Третья короткометражная картина выпускника высших курсов кино и телевидения ВГИКа – история о цикличности жизни, снятая с эффектом мутного стекла, как бы в расфокусе. В расфокусе оказывается и сюжет картины. Что известно, так это то, что у главного героя ВИЧ, и обыденная жизнь для него закончится раньше, чем ему хотелось бы. Рыба в христианстве символ жизни. В этом фильм герой покупает рыбу, наверное потому, что хочет пожить еще немного.


«Сера», режиссер Лана Влади

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Действие картины, получившей главный приз короткометражного конкурса, а до кучи еще и приз критиков, происходит в Норильске, одном из самых грязных городов мира. Молодая женщина-следователь (Наталия Чумбуридзе) допрашивает женщину, обвиняемую в убийстве и расчленении мужа (Анна Слю), и в процессе разговора постепенно принимает ее сторону. Фильм построен исключительно на диалоге двух неподвижных персонажей, сидящих друг напротив друга, но драматическое напряжение между ними достигается не только вербально, но и путем энергетического поля, образующегося словно от взаимодействия двух магнитных полюсов. Откровенный разговор убирает как внутренние, так и внешние стены, и героини время от времени оказываются сидящими на стульях в чистом поле на фоне выдыхающего сизый дым промышленного комбината. Очевидно, что жить в этом аду никакой возможности нет.

Интересно, что режиссер картины с детства живет в Италии, там же училась, получила актерское образование в Риме, а затем закончила режиссерский курс в Лондоне. «Сера» – ее первый российский фильм.


«Сплендоре», режиссер Денис Виленкин

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Денис — наш коллега, кинокритик с дипломом и член Гильдии киноведов и кинокритиков, окончивший сценарно-киноведческий факультет ВГИКа, а затем проучившийся в МШНК. С кино он связан также изнутри, как актер дубляжа, а теперь вот подался в режиссуру, уже готовит свой первый полный метр. Сплендоре — это размышление о цикличности и счастье. Действие начинается в конце 70-х: работник мясокомбината и парихмахерша знакомятся, затем женятся, у них рождается сын, вырастает, идет по стопам отца, мается от воспоминаний детства, потом знакомится с девушкой по имени Любовь...


«Суп», режиссер Инга Сухорукова

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Толя (Андрей Миххалев) долго не разговаривал с отцом (Николай Козак), а сегодня неожиданно решил к нему приехать. Отец и сын сидят на кухне и едят суп. И говорят о супе. Это вкусный суп. Толя готовится сказать что-то важное, но заранее знает, какой будет реакция папы.

Из фильмов на тему неприятия родителями сексуального самоопределения своих детей эта работа сценариста и режиссера из ВГИКа – самая кинематографичная и изящная. Она точна по актерской игре, не перегружена деталями. Кроме тарелки с супом и скупого диалога не нужны средства, чтобы понять историю этих людей, суть их прошлого конфликта, и прочувствовать почти полное отсутствие надежды на примирение для обоих.


«Чистая», режиссер Елена Кондратьева

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Довольно интересный короткометражный фильм сняла студентка Московской школы кино, уже заявившая о себе в другом жанре – авторской документалистике. Ее картина «Переходный возраст» про многодетную мать в поисках новых отношений и ее дочери-подростка удостоилась призов больших российских фестивалей – «Сталкер», «Флаэртиана», с успехом показывался на «Артдокфесте» и претендовал на премию «Лавровая ветвь», а также был в программе Лейпцигского смотра. В новой работе Елены действующие лица также мать и дочь-подросток. Мама (Полина Кутепова) не здорова психически, патологически захламляет дом так, что в нем складываются антисанитарные условия, и живут клопы. Девочка (Екатерина Лисина) до того мечтает вырваться на волю, что готова уйти с первым встречным. Это кино про взаимоотношения, болезненную привязанностью и чистоту – внутреннюю и внешнюю.

«Я люблю Еву», режиссер Кристина Манжула

Кинотавр-2020: Момент, в который ничего не произошло. Обзор короткометражного конкурса

Настя (Диана Шульмина) – одинокая девочка-подросток со сложной судьбой и мрачным отношением к миру. Ее отец-нефтяник погиб во время аварийного разлива нефти, после чего они с матерью переехали в другую квартиру. «У нашей Насти богатый внутренний мир», – с сарказмом говорит мать своему упырю-сожителю Олегу (Михаил Мухин). У девочки есть только один друг – завораживающий монстр по имени Ева, живущий в тоннеле заброшенной электростанции. Ева страшная и черная, с нее капают черные густые капли, но она любит Настю и слушается ее. Но однажды она приходит к ним домой, и тогда тягучая черная жижа начиняет все предметы, даже арбуз.

Дипломный фильм выпускницы Московской школы кино, ученицы Попогребского, Клеблеева и Хлебникова, в прошлом киножурналистки «ПрофиСинема». По жанру психологический триллер о внутреннем мире подростка, красиво снятый в холодных тонах, а для создания впечатляющей Евы авторам не понадобилось даже прибегать к графике.

Ссылки по теме

Кинотавр-2020: Светлана Ходченкова, Аня Чиповская и Екатерина Варнава
Фильм по сценарию Дмитрия Глуховского победил в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр»
Фильм «Вмешательство» с Аней Чиповской станет мини-сериалом
Летний кинотеатр Garage Screen покажет фильмы 31-го «Кинотавра»
Кинотавр-2020: Питчинг сериальных проектов
Кинотавр-2020: «Доктор Лиза». Не улетай, не исчезай
Кинотавр-2020: «Хандра». Как Янковский сыграл Тарковского
«МТС Медиа» в 2021 году запустит программу прямых инвестиций в российское кино
Проект «Против всех» Екатерины Волович и Елены Алашеевой стал обедителем питчинга сериалов на «Кинотавре»
Кинотавр-2020: И российское кино вылечат
Кинотавр-2020: Елена Лядова, Аглая Тарасова и Варвара Шмыкова
«Кинотавр» определился с финалистами питчинга сериалов
Центр имени Мейерхольда покажет премьеру спектакля Ивана Вырыпаева UFO с Евгением Цыгановым
Фильмы с Чулпан Хаматовой, Александром Палем и Аней Чиповской включены в конкурс «Кинотавра»
«Кинотавр» объявил о питчинге сериалов
Объявлены даты проведения «Кинотавра-2020»
«Кинотавр» перенесли на осень
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх