На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 832 подписчика

Алена Райнер: «Когда все вместе встают одним хором в тяжелые или трудные времена, наверное, что-то меняется»

На Первом канале телепремьера многосерийного фильма «Хор» о юном таланте, живущем любовью к пению и проходящем через множество испытаний на пути к мечте. Сериал вдохновлен реальной историей Сергея Парамонова, который не имея музыкального образования сумел стать солистом главного советского детского хора. По замыслу режиссера Алены Райнер, хор — это отображение всей страны. Мы попросили рассказать постановщицу о том, из какого личного опыта собирался сериал, когда случился первый хор в ее жизни, в чем секрет успеха проекта «Хор», как проходил кастинг и выбор песен и многом другом.

Алена Райнер: «Когда все вместе встают одним хором в тяжелые или трудные времена, наверное, что-то меняется»

Алена, как у вас случился такой искренний, а главное музыкальный «Хор»? В ваших картинах ранее уклона в сторону песен замечено не было, да и снять в таком жанре целый сериал задачка из серии режиссерской «высшей математики»…

Знаете, хор в моей жизни был, пусть и достаточно непредсказуемо. После 9 класса питерской школы, в которой далее меня видеть не хотели, родителям пришлось спешно искать какие-то иные варианты моего обучения. И мама умудрилась договориться, чтобы меня взяли в хоровой класс при музыкальном училище. Если честно, то я нот даже не знала, умела только бряцать на гитаре на трех «дворовых» аккордах. Но меня взяли. Так что мне было на что ориентироваться.

И как вы там удержались? Правду-то долго скрывать невозможно?

Мной была выбрана жертва из новых одноклассников, жертва мне все пела, а я со слуха воспринимала и выучивала. Через год я уже свыклась и что-то начала понимать, мы выступали в Филармонии, в Консерватории, ездили с гастролями. Слух у меня оказался нормальный. Кстати, первым произведением, которое мы изучали и пели, была «Веселая фуга» Владимира Шаинского.

Поэтому она оказалась и в сериале?

Да, «Веселая фуга» – произведение, с которого началась хоровая жизнь героя нашего фильма. Когда сама учила партию, она называлась партия первого сопрано, и я тогда думала: «Боже, какая чушь, это даже не мелодия, а набор звуков, время от времени сочетающихся, а иногда и нет». И на первом занятии, когда собрали всех вместе, и пришли все «голоса», выучив свои партии, я впервые услышала это ироничное, задорное, веселое хоровое произведение. И оно прозвучало неожиданно так мощно, именно при соединении всех мелодий, окутывая гармоничным многоголосьем, что это поразительное открытие осталось со мной на всю жизнь. Когда почти из ничего вдруг создается нечто крайне интересное и яркое. Собственно, этот же эпизод немножко в другом контексте был использован и в сценарии и в фильме. И Юра Соловьев, главный герой «Хора», тоже впервые слышит именно «Веселую фугу», и через него я еще раз попробовала испытать и передать этот восторг.

Алена Райнер: «Когда все вместе встают одним хором в тяжелые или трудные времена, наверное, что-то меняется»

То есть в «Хоре» много от вас лично. Но при этом нельзя же отрицать явные аллюзии на популярный в 70-е хор В.С. Попова и трагичную судьбу одного из его солистов Сергея Парамонова?

Никто и не отрицает. Но у нас в сериале не прототипы, а архетипические собирательные образы. Да, мы ездили и к создателям хора и к соратникам самого Попова. Но наш Грачев, которого сыграл Сергей Голомазов, ни в коем случае не повторяет Попова. Попов был совершенно другим человеком, он был душка, солнышко, которого все любили. Изначально никто не пытался сделать из Грачева Попова.


В фильме сыграли ваши дочери, был ли у них страх или воодушевление в связи с этим тогда? Да и насколько вам было удобно с ними в режиме совместной работы? Интересно, что они делают сейчас?

Сейчас уже вообще съемками не интересуются. Но так как они родились в семье режиссера, то с очень раннего возраста болтаются со мной по съемочным площадкам, городам и весям – то там поживут, то сям поживут. Они часто играли в массовке, участвовали в озвучании. Для них мир кино стал привычкой. В «Хоре» мы использовали очень много цитат из популярных в советское время фильмов. В том числе историю про Олю и Яло. Я совершенно не писала это под своих детей, потому что сильно они никогда не выражали желания в этом. И мы попробовали несколько пар близняшек, в том числе и моих дочерей, которые неожиданно согласились.

Хотя история из начала 70-х, но герои очень узнаваемы и в сегодняшнем дне…
Все герои это – это, как я говорила ранее, архетипы. Что нет сейчас таких директоров, какого у нас играет Астрахан? Есть, конечно, и сейчас подобные, которые, вдруг, влюбляются в то, в чем порой не хотели даже участвовать. Или когда я Насте Микульчиной сказала, что ее героиня будет светловолосой, она очень сопротивлялась, говорила, что не может быть блондинкой и себя ей не чувствует. Но я ей объяснила, что нет, ты должна быть «Моя Надя приехала», чудо-женщиной, женщиной-мечтой. Это абсолютный архетип «Моя Надя приехала» такой немножко неземной, с одной стороны, холодный, с другой, которую делала Брыльска, такая снегурочка.

Алена Райнер: «Когда все вместе встают одним хором в тяжелые или трудные времена, наверное, что-то меняется»

А кто у вас занимался музыкой, писал аранжировки, чье исполнение песен в фильме?

Пел у нас хор училища имени Свешникова. Мы туда приехали, пообщались с их замечательным ректором, он нам посоветовал хормейстера Даню Лукина, и мы с ним стали очень плотно сотрудничать в плане музыкального выбора. Как в итоге это разучивать с хором, как и подбором голосов для каждой песни – занимался именно он. Певческий голос главного героя – это вокал потрясающей девочки Леры Рыжовой, которая традиционно для советского кино озвучивает гениального мальчика. Даня прошел с нами весь путь от сценария до озвучания и выпуска фильма. Между прочим, дирижирующие руки на титрах — это именно его руки.

У вас у самой есть какая-то особо любимая песня из «Хора»?

«Погоня»! Конечно, «Погоня»! С ней я чуть ли не рыдала, очень было сложно найти наследников и получить права на использование. Наследники где-то в Америке живут и это какой-то ад был. А я рыдала и говорила, что нужна только «Погоня». Сейчас вообще очень сложно создать хорошее историческое кино, ты должен отвоевывать музыку, изображение и так далее. А «Неуловимые мстители» – тот фильм, которым мы болели. Когда я слышу эту песню - это возвращение детства. Десятилетия назад, когда на даче из какого-то дома мы звучало: «Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови...», то происходило массовое покидание улицы в ближайший дом, в который ты забежишь, где и останешься до конца фильма. Это была совсем другая история просмотра кино, его ждали, обводили в телевизионной программке.

«Хор» получился гармоничным сериалом для всей семьи, что редкость по нынешним временам. Как бы вы сами это объяснили?

Нельзя без бережности относиться к отношениям с нашими бабушками и дедушками, как и с родителями. В какой-то момент словно возникла пропасть между поколениями, сейчас это меняется плавно. Нам кажется, что они уже старенькие, и мы начинаем с ними общаться, как с не особо сознательными людьми. А они-то поумнее нас. И сильнее нас. Просто они не хотят нам иногда об этом говорить, не хотят нас расстраивать. У них мудрости просто побольше. Поэтому времена меняются, а фильм «Хор» — он про нашу жизнь, мы все существуем определенным хором. Каждый из нас по отдельности безусловно интересен, но один в поле не воин, помните? Все наши народные мудрости никуда не деваются. Только когда все вместе встают одним хором в тяжелые или трудные времена, наверное, что-то тогда меняется.

Смотрите сериал «Хор» на Первом канале с 16 сентября



Ссылки по теме

Телепремьера сериала «Хор» с Олегом Чугуновым состоится в середине сентября
Слава Копейкин, Рузиль Минекаев и Любовь Аксенова номинированы на Вторую Премию Гильдии кастинг-директоров
Глас народа: Самые популярные и рейтинговые сериалы 2023 года
Лучшие российские сериалы 2023 года. Выбор критиков
Кузница кадров: Как сложилась судьба актеров «Простых истин»
Не стало Геннадия Юхтина
Виктору Проскурину исполнилось бы 70 лет
Не стало актера Виктора Проскурина
Анастасия Микульчина и Павел Баршак борются за голоса – детские и взрослые
Танцуют все: 30 новых российских сериалов сезона 2018-2019
Ремейк «Русалок», «Хор» и комедия про 90-е вошли в конкурс фестиваля «Пилот»
Съемки сериала «Хор»: сотни детей, тысячи костюмов и эпоха 1970-х
Про хор Павлова снимают музыкальную мелодраму
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх