
Пока все в преддверии президентской инаугурации гадают, кто будет следующим министром культуры и сохранит ли за собой этот пост Владимир Мединский, на экраны выходит фильм «Танки» – образчик отечественного кинематографа эпохи последних шести лет, вобравший в себя всю госполитику в сфере кино за это время. Выходит, чтобы, по словам продюсера ленты Дмитрия Щербанова, вступить в кассовую схватку с голливудскими «Мстителями» – символом вражеского американского кино. И с ним тоже на протяжении всех последних шести лет так отчаянно боролось руководство российского министерства культуры.
Рассматривать фильм «Танки» вне этого политического контекста невозможно. Дело в том, что автором сценария ленты выступил Андрей Назаров - советник Владимира Мединского в Российском вoенно-историческом обществе и человек, задавший моду на разговоры об исторических несоответствиях в художественных кинопроизведениях. Одним из первых таких скандалов стала ситуация с отказом в господдержке проекту Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр». Скандал случился спустя буквально пару месяцев после назначения Мединского на пост министра культуры. Миндадзе отказали, сославшись на несоответствие его фильма исторической правде. И именно Андрей Назаров был тем человеком, который эти несоответствия нашел.

Уже позже, на всех последующих питчингах Минкультуры, если вдруг речь заходила о каком-то проекте, где действие происходит во время или незадолго до Великой Отечественной вoйны, Назаров выносил вердикт на предмет исторической достоверности картины. И вот теперь именно он «написал» (если, конечно, это сочетание слов можно назвать сценарием) фильм, который, как дружно утверждает и съемочная группа, и Мединский, придуман лишь по мотивам реальных событий, с выдуманным сюжетом и без исторической правды, за которую все эти шесть лет боролось государство. «Танки» продвигают как новых «Неуловимых мстителей», как сделанный по советским лекалам комикс (опять же ответ Marvel), а не как вoенно-историческое кино. Есть, правда, один нюанс – главный герой фильма. Это Михаил Кошкин – личность вполне реальная и легендарная, создатель самого известного отечественного танка Т-34. Личность эта, впрочем, совершенно не интересна создателям фильма. Даже другой кумир нынешних государственных историков – Михаил Калашников, – пострадал меньше: скульпторы, воздвигшие ему чудовищный памятник в центре Москвы, отнеслись к нему, кажется, с большим уважением.
Так о чем же фильм «Танки»? Не поверите, но реально про два Т-34 – они даже в титрах стоят как исполнители главных ролей. Наряду, правда, с Андреем Мерзликиным, которому здесь отведена незавидная участь изображать из себя того самого Михаила Кошкина. Их портретное сходство, конечно, поразительно, но в кино обычно принято еще и прописывать героям какие-никакие характеры. В «Танках» характеры только у, собственно, танков, которые в 1940 году едут по маршруту Харьков-Москва для показа Сталину. В общем, если бы создатели ленты полтора часа просто показывали, как по полям по долам едут две вoенные машины, – это было бы, пожалуй, более концептуально и, что уж тут, вполне соотносимо с нынешним геополитическим контекстом.

Но недаром Андрей Назаров посетил столько питчингов Минкультуры и Фонда кино, где, видимо, для себя выяснил, что любому фильму нужны какие-то люди в кадре. Так, в эту историю о славе отечественного вoенно-промышленного комплекса вписали несчастного Кошкина (известно, что он действительно лично участвовал в том самом пробеге). Но одного Кошкина на два танка, понятное дело, мало. Так в экипаже появился опытный мехвод (Дмитрий Поднозов), до поры до времени вообще не нужный сюжетной конструкции, амбициозная Аглая Тарасова, образ которой вдохновлен, по всей видимости, «Королевой бензоколонки», и поначалу неприятный, но на самом деле, конечно, добрый энкавэдэшник (Антон Филипенко). И вот они все вместе едут из Харькова в Москву. Едут. Снова едут. Так как с драматургией отношений и понятием «арка персонажа» сценарист фильма не знаком, а постановщик ленты Ким Дружинин каким-либо режиссерским талантом не обладает, психологического роуд-муви тут не полуается. Но надо отдать должное создателям картины: они, кажется, это понимали. Поэтому решили пойти по пути наименьшего сопротивления и придумали врагов внешних (ну то есть не тех, кто в танке). Опять же вполне в духе нынешних общественно-политических тенденций.
Врагов незатейливо рассортировали по группам. Первая – это, конечно, немцы. Пока танки едут, верхушка Рейха все силы бросает на то, чтобы образцы Т-34 до Москвы не добрались. Так, на пути команды Кошкина возникают немецкие диверсанты, судя по фильму, в 1940-м плотно обосновавшиеся на всей территории Советского Союза. Вторая – это последователи немецких диверсантов, байкеры (!) в черных кожаных плащах, неумело копирующие под громкую музыку сцены из фильма «Безумный Макс». Третья – это спокойно живущие где-то в Поволжье глуповатые люди (один из них путает танк с трактором!), которые не признали советскую власть.

В общем, сюжет стоит на том, что танки едут, а на них по очереди нападают все эти группы товарищей. И так – 95 минут! Альтернативный финал для истории танкопробега создатели фильма не придумали, так что – спойлер – все заканчивается хорошо. То есть реально хорошо – в титрах решили даже не писать, что Кошкин (настоящий, а не Мерзликин) умер на обратном пути из Москвы в Харьков.
Смотреть на все это, конечно, невыносимо скучно. Если бы не громкая музыка, предупреждающая о том, что сейчас на танки опять кто-то нападет, можно было бы даже уснуть. А с открытыми глазами наблюдать за этим дурновкусием тем более невозможно. «Танки» – это еще и демонстрация совершенно чудовищной халтуры людей, которые на волне возрождения и поощрения вoенно-патриотического кино влезли в отечественную индустрию. Не благодаря каким-то талантам или хотя бы среднего уровня владения ремеслом, а исключительно благодаря конъюнктуре и заказу на поделки, демонстрирующие мощь – нет, не национального кинематографа, а отечественного ВПК.
Ссылки по теме
«Собибор»: И целого подвига мало
«28 панфиловцев»: Культ мин
«Несокрушимый»: Где мои танки, Чумак?
«Т-34»: Трое в танке, не считая Александра Петрова
Свежие комментарии