18 октября в эфире НТВ состоялась телевизионная премьера сериала «Агент национальной безопасности. Возвращение» – потерянного продолжения легендарного проекта продюсера Александра Капицы о сотрудниках вскользь названной российской спецслужбы. В момент смены веков оригинальный «Агент национальной безопасности» подарил отечественному ТВ один из самых ярких дуэтов постсоветских супергероев: сколь бравых, столь и непутевых чекистов Леху Николаева (Михаил Пореченков) и Андрюху Краснова (Андрей Краско). Офицеры то ли АНБ, то ли ФСБ защищали Санкт-Петербург от опасностей, с которыми бы не справились знаменитые «менты»: угроза на стыке веков исходила от наркоторговцев, хакеров, испорченной шавермы и… снежного человека.
1998-й – должны быть, самый важный год для российской сериальной культуры. Начавшись с «Кошмара на улице Стачек», в эфир канала ТНТ влетают «Улицы разбитых фонарей». Экранизации коротких повестей Андрея Кивинова задают тон жанру милицейского процедурала: грязно-реалистичного, ироничного ответа российского телевидения культуре (нео)нуара. Ларин и Дукалис – народные герои: актеров останавливают на улице настоящие милиционеры и подвыпившие бандиты (им сериал тоже нравится), во дворах дети играют в «ментов». В то же время журналист Андрей Константинов – к нему всероссийская слава придет чуть позже, после выхода «Бандитского Петербурга» – открывает Агентство журналистских расследований (АЖУР). Несколько последующих лет оно стабильно будет поставлять материалы, подкрепляющие всенародно известный стереотип о Северной столице — «городе федерально-криминального значения».
Быть может, для исправления этого реноме Светозаров и собрался вернуть на экраны агентов АНБ в самое неподходящее для того время: съемки сериала «Агент национальной безопасности. Возвращение» случились уже в конце «десятых». В пору, когда о гегемонии жанра напоминали разве что постироничные полицейские Ильи Куликова («Полицейский с Рублевки») и застрявшие в чистилище агенты «Следа». Проект, несмотря на ностальгическую мощь, так и не был допущен в эфир «Первого канала». Ограничились цифровым прокатом на платформе Kino1TV: так поступают с проектами либо слишком провокационными («Салам Масква»), либо просто неудачными. Пролежав в спячке 15 лет, герой прошлого выходит из леса и наконец-то берется за расследование смерти сослуживцев. Они – и Краснов, и бывший начальник Тарасов – в начале нулевых напали на след группировки, совершающей махинации с предметами старины. А потом умерли странной смертью: от апноэ, «болезни силовиков». Конечно же, это было неспроста.
Центральной темой «Возвращения», однако, становятся вовсе не расследования, не мистика и даже не ностальгия, ради которой в проект вернулись многие артисты оригинала. Ключевое место действия сериала – кладбище, на котором в рядок стоят надгробия с фотографиями любимых артистов прошлого. В метафизическом «там» кто-то уже находится, а кто-то только готовится совершить прыжок в безвременье. Танцуя под нафталиновый шлягер группы «Мираж», бывший капитан Николаев и сам понимает, что его время безнадежно ушло. «Агент национальной безопасности» был жутковатой сказкой, замешанной на мистицизме, конспирологических теориях и наивном технотриллере. Его продолжение должно было выйти только для того, чтобы зафиксировать смену сериальных вех. Иногда героям прошлого лучше оставаться там, откуда они пришли. Призраки — это довольно страшно.
Ссылки по теме
«Убойная сила»: Карбюратор – купить, Родину – не опозорить
На «Кинокарте России» появились места съемок «Собачьего сердца», «Женитьбы» и «Господина оформителя»
Зачарованные секретными материалами: 10 ремейков и продолжений сериалов 90-х
Сколько людей, столько мнений: Зрители о сериале «Невский»
Лучшие российские сериалы XXI века. Зрительское голосование. Часть 1
«Салам Масква»: Много грустных песен - веселые пиши
«Агент национальной безопасности»: Что дозволено чекисту, не дозволено менту
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии