На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 844 подписчика

Свежие комментарии

  • Вад Кук
    Пусть Израиль комментирует«Где фильмы про Б...
  • Людмила Кудынюк
    Обожаю этот фильм, смотрю каждый год, актёры -любимые!!!«Диверсант»: Поко...
  • Михаил Солдатов
    В том, что знаменитости "пропихивают" своих(порой бездарных) детей все убедились на примере дочки Алсу Микелы Абрамов...Елена Ханга объяс...

Кривое зеркало: 20 знаковых комедий новой российской киноиндустрии

День смеха традиционно отмечается не только в России, но и во многих других странах мира. Поскольку эта неделя для всей страны выдалась тяжелой из-за трагедии в Кемерове, залихватски шутить нам не хочется. Но в честь 1 апреля мы все-таки решили так или иначе коснуться темы отечественного юмора – специфического, прямо скажем. С 2000 года страна в целом и киноиндустрия в частности живет по новым правилам. Вся история новейшего российского кино, еще не изжившего комплексы гигантской советской кинематографии и мифы относительно ее успешности, но только недавно вставшего на новый, естественно, особый путь развития, происходила на наших глазах. Мы решили вспомнить эти почти два десятилетия развивающейся отечественной кинематографии на примере самого народного жанра - кинокомедии - и составить список знаковых произведений этого жанра. Каждый из этих фильмов – не обязательно смешных и высококачественных - в разное время отражал и состояние общества, и развитие или, напротив, стагнацию российской индустрии кино. Юмор против повседневности: «ДМБ», 2000 Гена Бобков очень хочет в армию – стать «морским котиком». Вроде бы, по «духовным соображениям», но на самом деле по вполне конкретным причинам – на гражданке его ждут кредиторы братья Алиевы, которым Гена задолжал крупную сумму денег. Так, всеобщая воинская обязанность оказывается главным путем Гены к спасению. Для остальных его ровесников, с которыми Бобков встречается на призывном пункте, армия – это не жизнь, а тюрьма, от которой им всем надо откосить. Кто-то использует для этого галоперидол, кто-то симулирует энурез, а кто-то открещивается от службы верой в Говинду и четырехчасовыми пениями «Харе Кришну». Выпускники ВГИКа Роман Качанов и Иван Охлобыстин стали одними из самых ярких деятелей независимого кинематографа 1990-2000-х. «ДМБ» стал их третьей совместной работой после экспериментальных «Урода» и «Максимилиана» и одним из самых популярных фильмов начала 2000-х – времени, когда российского кино в прокате не было, но люди еще верили в национальный кинематограф и смотрели новинки по телевидению, на видеокассетах и тогда только появившихся DVD–дисках. «ДМБ» при этом был уникальным фильмом, который полюбили не только зрители, но и фестивальное сообщество, критики. На сочинском «Кинотавре» он, например, получал премию FIPRESCI с яркой формулировкой «За юмор и иронический взгляд на российское общество, которые позволяют уйти от повседневной жизни». Время, действительно, было непростое: «налоги, катастрофы, проституция, бандитизм и недобор в армию». На эти проблемы вместе с всеобщим призывом, который так на долгие годы и остался отличительной чертой уже затем не развивающейся, а вполне развитой страны России, «ДМБ» и откликался – причем именно в философско-ироничной манере, продолженной затем Качановым и Охлобыстиным уже в другой их комедии «Даун Хаус», на долгие годы также оставшейся одним из любимых российских фильмов, разобранных на цитаты. Попытки повторить успех «ДМБ» в последующей одноименной франшизе (уже, правда, без участия Качанова) не удались. Да и после такой яркой сатиры на российскую армию, несмотря на популярность солдатской темы в последующие годы, не случилось. От стилистики сумасшедшей комедии отечественные кинематографисты перешли сначала к трагической, а потом и вовсе к патриотической интонации. Время диктовало свои условия. Первый мультфильм главной российской франшизы: «Алеша Попович и Тугарин Змей», 2004 К декабрю 2004 года, когда эпоха корпоративного кино, к счастью, постепенно сошла на нет, а отечественная кинематография подготовилась к своему марш-броску, инициированному успехами «72 метров» и «Ночного дозора», один из немногих известных на тот момент российских продюсеров Сергей Сельянов запустил эксперимент с семейной анимацией. Эксперимент, как доказывает время, оказался удачным. «Богатырская» франшиза стала единственной пережившей все реформы новой российской киноиндустрии, и она по-прежнему с успехом собирает зрительные залы – аккурат в новогодние праздники. «Алешу Поповича» снимал к тому времени еще не номинированный на «Оскар» Константин Бронзит, уже, правда, отметившийся знаковыми короткометражными работами «Тук-тук» и «На краю земли». До сих пор «Алеша Попович» остается его единственным режиссерским полным метром, правда, сейчас Бронзит заявлен в качестве режиссера новой части «Трех богатырей». Сам мультфильм стал безусловной вехой для современного отечественного кино. Создателям ленты удалось тогда ответить на возросший интерес зрителей к семейному кино. После успеха «Шрэка» анимация перестала восприниматься как исключительно детское времяпрепровождение, стало понятно, что полнометражный мультфильм должен не только привлекать маленьких зрителей, но и содержать в себе мягкий «взрослый» юмор. С чем «Алеша Попович» и справился – породив, правда, последующие непрекращающиеся размышления о судьбах отечественной анимации и ее возможностях тягаться в национальном прокате с фильмами Disney и Pixar. 90-е не прошли даром: «Жмурки», 2005 Криминальная комедия Алексея Балабанова – пожалуй, единственного народного режиссера переходного периода от лихих 90-х к стабильным нулевым - не даром выходила под слоганом «Для тех, кто выжил в 90-е». К 2005-му, когда страна переживала посттравматический синдром от Беслана и верила в наконец пришедшую стабильность, обеспеченную вторым президентским сроком Владимира Путина, режиссер напомнил о еще недавних смутных временах, о которых наконец стало можно шутить. Недаром «Жмурки» начинаются со сцены лекции о накоплении первоначального капитала. Лекция, которую в середине нулевых читает студентам преподавательница, красочно отсылает к 1995 году, в Нижний Новгород, где классический криминальный авторитет в малиновом пиджаке Михалыч, которого гротескно играет Никита Михалков, держит в страхе не только весь город, но и двух глуповатых бандитов Сергея и Саймона (Дюжев и Панин). Из их похождений и «спецопераций» и складывается сюжетный ряд картины с вполне лаконичным финалом. Лихие 90-е, как и бандиты того времени, никуда не делись. Они теперь работают депутатами, помощниками, ну или вахтерами, как в случае с не успевшим переориентироваться под новое стабильное время Михалычем. Потерянные люди и мобильники: «Питер FM», 2006 Благодаря успехам «дозоров» и «9 роты» российские продюсеры к 2006-му году осмелели и поняли, что отечественным зрителям, уже не чурающимся отечественного кино, можно предложить лирические и романтические комедии собственного производства. «Питер FM» Оксаны Бычковой - одна из таких первых ласточек, младший брат вышедшей в 2003-м «Прогулки» Алексея Учителя, причем более понятный по жанру. Объединял эти два фильма не только романтический герой в исполнении Евгения Цыганова, но и солнечный, узнаваемый Петербург. В «Питере FM» северную столицу к тому же ярко характеризовали второстепенные герои, самым запоминающимся из которых, пожалуй, был симпатичный алкаш в исполнении Владимира Машкова. По фабуле фильм Оксаны Бычковой был довольно простым: виджей Маша (Екатерина Федулова) сомневается в свадьбе с Костей и тут неожиданно теряет мобильный телефон (новый символ нового времени), который находит загадочный архитектор Костя, тоже сомневающийся в том, стоит ли ему уезжать строить карьеру за границей или все же остаться в любимом Петербурге. В отличие от большинства других, последовавших за «Питером» ромкомов герои Оксаны Бычковой были именно людьми новой стабильной эпохи. Внешне – вполне успешными, внутренне – все еще отягощенные извечными вопросами о смысле жизни и с трудом принимающими решения. Именно из них выросло впоследствии поколение сомневающихся 30-35-летних, которые и по сей день мучаются поисками ответов на, казалось бы, вполне простые вопросы, и пытаются найти гармонию между внешним и внутренним. В Петербурге, Москве, России или уже за ее пределами. Ненормативная лексика Серебренникова: «Изображая жертву», 2006 История современного Гамлета – с той лишь поправкой, что это уже не принц датский, а потерявший отца студент Валя (Юрий Чурсин), работающий «жертвой» в тогда еще милиции в России, где жизнь еще только начала превращаться в бесконечный следственный эксперимент. Первый по-настоящему большой кинодебют уже известного к тому времени театрального режиссера Кирилла Серебренникова получил гран-при фестиваля «Кинотавр», который – уже под руководством продюсера Александра Роднянского – взял курс на позиционирование себя не только как места для кинотусовки, но главного события для все еще зарождающейся отечественной киноиндустрии. В целом «русское кино», по меткому определению главного героя «Изображая жертву» Вали, «в жопе, только Федя Бондарчук – прикольный чувак». Помимо этого крылатого выражения, на последующее десятилетие определившее отношение зрителей к национальному кинематографу, Серебренников вместе со сценаристами фильма братьями Пресняковыми отметились вечно актуальным монологом следователя в красноречивом исполнении Виталия Хаева – о новом поколении, которому «по х… (все равно) на то, что по х… (все равно)» и что в обществе наступает «полный п…ц» (кризис). Спустя некоторое время в этом самом обществе будет принят закон о запрете мата на киноэкране – так, что уже ничего подобного по эмоциональному накалу и уместному употреблению ненормативной лексики снято больше не будет. Гендерный ромком: «Любовь-морковь», 2007 Актер и телеведущий Александр Стриженов, поймав волну зрительского интереса к российскому кинопрому, в 2005 году вместе со сценаристом Юрием Коротковым (тем самым, кто писал «Волкодава», «Страну глухих», «9 роту», а потом еще и «Стиляг») выпустил комедию по мотивам рассказа Ирвина Шоу «От 180 и выше» про неудачливого работника фитнес-центра Костика (Евгений Стычкин), который из-за своего небольшого роста не может найти общего языка с девушками. Картина получила отрицательные отзывы критиков, но было благосклонно принята зрителями, что и заставило Стриженова продолжить работать в комедийном жанре. Так, спустя два года после «От 180 и выше», на киноэкранах – аккурат к международному женскому дню – появилась комедия «Любовь-морковь», продолжавшая исследовать гендерные противоречия по вполне голливудским, хоть и упрощенным, в соответствии с возможностями и бюджетами отечественного кино, клише. «Любовь-морковь», рассказывающая о том, как супруги в исполнении Кристины Орбакайте и Гоши Куценко, поменялись телами, стала суперуспешной – при производственном бюджете в 3 млн долларов лента собрала больше 11 млн. Этот успех заставил превратить фильм в первую отечественную комедийную франшизу, заключительная часть которой вышла в 2010 году и уже при бюджете в 4 млн долларов получила в прокате лишь восемь. Популярная политическая сатира: «День выборов», 2007 К 2007-му году, когда отечественное кино переживает, пожалуй, самый крупный международный успех (в конкурсе Канн представлены сразу и «Изгнание» Звягинцева, и «Александра» Сокурова), а кинокритический цех начинают разрывать первые споры по поводу фильма «Груз-200», в зрительский кинематограф приходят люди из смежных сфер. Первыми становятся участники «Квартета И», которые удивительным образом почувствовав созвучный 90-м предвыборный кураж, выпускают в кино экранизацию своего одноименного спектакля (он был поставлен в 2003-м) «День выборов». Формальный успех этой картины (3 млн производственного бюджета против 6 млн кассовых сборов) не идет ни в какое сравнение с последующей народной любовью и поразительно вневременной актуальностью комедии о фейковом кандидате Цаплине. «День выборов», кроме того, надолго укрепил «Квартет И» в легионе главных отечественных комедиографов, рассуждающих, как и большая часть электората, о политике и женщинах. Даже беззубый сиквел «Дня выборов», вышедший на экраны в 2016-м, и очередные «О чем говорят мужчины» все равно обеспечивают «Квартету И» своего зрителя. Смотреть фильм «День выборов» онлайн на Кино-театр.ру Мода на ремейки: «Ирония судьбы. Продолжение», 2007 Тимур Бекмамбетов не даром стал главным отечественным кинематографистом нулевых, остро чувствующим тренды ходящей в кино аудитории. Именно он между успехом «дозоров» и поражением «Черной молнии» решился на первый в новой российской кинореальности ремейк советского фильма. Этим экспериментом стала «Ирония судьбы. Продолжение», при масштабной поддержке Первого канала вышедшая на Новый год 2007-2008 и окончательно закрепившая за российскими релизами приоритет на длинные зимние каникулы. Сюжет новой «Иронии судьбы» всем знакомому шедевру Эльдара Рязанова. В нем при этом снялись не только актеры из советского фильма, но и главные звезды нового российского кино – Сергей Безруков, Константин Хабенский и Елизавета Боярская. Продолжение «Иронии судьбы» неожиданно стало альтернативой когда-то собиравшим всю семью у экранов телевизоров «Старых песен о главном». Игра на ностальгии по безвременно ушедшему советскому кино и Советскому Союзу вообще вкупе с нарастающей популярностью времяпрепровождения в кинотеатрах сыграли свою роль – «Ирония судьбы» Бекмамбетова на протяжении 10 (!) лет (вплоть до недавнего успеха «Движения вверх») держала рекорд по количеству зрителей среди российских картин. Впрочем, она так и осталась самым просматриваемым ремейком. Последовавшие за ней новые «Джентльмены, удачи!», «Служебный роман. Наше время» и так и вообще не добравшаяся до киноэкранов (к счастью) «Кавказская пленница!» вызывали у зрителей потом лишь отторжение, вкупе с другими комедийными релизами, которые лишь заставили отечественную аудиторию вновь сомневаться в качестве собственного массового кинопродукта. Об этих фильмах речь пойдет ниже. Звезды Comedy Club в кино: «Самый лучший фильм», 2008 Потихоньку растущая российская индустрия привлекла в кинотеатры и резидентов Comedy Club вместе с выпускающим их каналом ТНТ, которые решили, что вполне способны создать отечественный ответ «Очень страшному кино» – на российском материале. Под пародии попали те немногие хиты, с которыми успел ознакомиться зритель, – «9 рота», «Ночной дозор», «Бумер», «Бригада». Будучи не самой талантливой, пародия удивительным образом выявила интерес к отечественному кино (по крайней мере, когда о нем шутят звезды Comedy Club), но быстро оказалась неуместной – и в контексте развития индустрии, и в зрительском понимании. Показав рекордные сборы первого уик-энда, «Самый лучший фильм» уже на вторых выходных обрушился опять же на рекордные 72%. К этому и последующим опытам Comedy Club можно относиться по-разному, но именно они ввели в отечественное кино абсолютно коммерческую и по сути далекую от всегда ценимого российскими зрителями и производителями искусства кино коммерческую формулу, когда маркетинговый бюджет (тут он был равен 5 млн долларов) превышает бюджет производственный (4,5 млн). Всем стало очевидно, что такая модель дает вполне бизнес-успешный результат – почти 30 млн долларов кассовых сборов, даже с учетом феноменального падения интереса зрителей к конкретно этому «Самому лучшему фильму» и в последствии - к российскому кино в целом. Формула в свое время и сыграет злую шутку со всеми последующими после «Самого лучшего фильма» произведениями похожего жанра. Успешный комедиограф Марюс Вайсберг: «Гитлер капут!», 2008 Русскоязычный режиссерский дебют еще одного прославившегося в нулевые комедиографа Марюса Вайсберга учел главную ошибку «Самого лучшего фильма» и стал смеяться не над тем, что происходит здесь и сейчас, а над делами давно минувших дней. Попытка спародировать шпионские детективы, корпоративное кино 1990-х и незатейливые порносюжеты обернулась по меркам 2008-го провалом. История русского агента Шуры Осечкина (Павел Деревянко), пытающегося вести подрывную деятельность в ставке Гитлера, собрала лишь в два раза больше, чем было потрачено на производство и продвижение этой картины. Если среди отзывов о «Самом лучшем фильме» еще можно было увидеть хоть какие-то положительные, то «Гитлер капут!», казалось, окончательно укрепил веру зрителей в деградацию отечественной комедии. Впечатление это, впрочем, было обманчивым. Вайсберг затем спокойно снял ромком «Любовь в большом городе», с успехом переживший аж три части, франшизу про «8 свиданий» и еще одну «псевдоисторическую» комедию «Ржевский против Наполеона». Все они, кроме «Ржевского», были достаточно успешны среди зрителей. Смотреть фильм «Гитлер капут!» онлайн на Кино-театр.ру Новая новогодняя традиция: «Ёлки», 2010 На волне популярности новой «Иронии судьбы» Тимур Бекмамбетов понял, что зрителям не хватает именно новогоднего чуда – не важно, касается оно всей страны или конкретно - российского кино. К новогодним праздникам 2010-2011 режиссер и продюсер придумал поистине гениальную формулу – незатейливый альманах, участниками которого являются люди не только из Москвы и Санкт-Петербурга (именно эти города чаще всего и так присутствовали на экране), но и со всей страны. Причем герои новелл объединены, с одной стороны, популярной теорией шести рукопожатий, а с другой – действующим тогда "либеральным" президентом Дмитрием Медведевым, любителем гаджетов и подобных модных теорий. В череде событий из жизни условно простых людей задействован при этом не только глава государства, но и популярная певица, еще одна объединяющая всех «звезда» Вера Брежнева и закадровый голос любимого народом артиста Константина Хабенского. Продюсерская и рекламная жилка Бекмамбетова принесла плоды: почти каждый год теперь на экранах появляются очередные «Елки», так или иначе собирающие вокруг себя хороводы зрителей. Появилось даже целое поколение киноходящей аудитории, которая действительно на праздники идет в кинотеатры специально на «Елки», ставшие для них символом Нового года. Попытки других продюсеров собрать подобные праздничные альманахи типа «Мам» прошли, правда, уже с меньшим успехом. Смотреть фильм «Елки» онлайн на Кино-театр.ру Отрефлексируй это: «Неадекватные люди», 2011 Сквозь череду набирающих популярность «Елок» и творений Comedy Club в начале 2011-го на экраны неожиданно прорвался дебют молодого режиссера Романа Каримова «Неадекватные люди» – может быть, и не комедия в чистом жанре, но, безусловно, ироничная история о молодежи, которой после «Питера FM» так не хватало российскому кино. Фильм Каримова зафиксировал только начинавшуюся в больших городах моду на психотерапевтов и на собственную рефлексию. Виталик (Илья Любимов) приезжает в Москву, чтобы начать новую жизнь. За его плечами трагедия, с которой нелегко справиться, но как-то жить дальше нужно. Соседкой Виталика оказывается странноватая школьница Кристина (Ингрид Олеринская) – будто реинкарнация, и внешне, и по репликам, Александры из советского мелодраматичного хита «Москва слезам не верит». Город тут, в отличие от фильма Владимира Меньшова, играет вовсе не главную роль. Фокус Каримова смещен на почти своего ровесника Виталика, то ли единственного во всем его окружении адекватного человека, то ли напротив, полного неадеквата, заглушающего в себе все эмоции. «Неадекватные люди» ответили на запрос молодежной аудитории, чье становление пришлось на эпоху российской стабильности, в самоидентификации. Позже Каримов снял еще несколько схожих по тематике комедий – «Вдребезги», «Все и сразу» и «Гуляй, Вася!». Последняя, кстати, тоже произвела своего рода сенсацию в отечественном кино: окупила свой небольшой производственный бюджет в семь раз. В прошлом году Каримов объявил о сиквеле «Неадекватных людей». Он сейчас находится в производстве. Чиновники против интеллигенции: «Два дня», 2011 Второй полнометражный фильм сценариста Авдотьи Смирновой стал первым фильмом открытия «Кинотавра», подходящим под жанр комедии. Главный отечественный смотр всегда открывался картинами внеконкурсными, но обозначающими определенного рода индустриальные тенденции. В этом качестве в Сочи показывали, например, «Остров» Павла Лунгина или альманах «новой российской волны» «Короткое замыкание». «Два дня» – стало ответом на запрос и производителей, заботящихся именно о состоянии российского кино, а не о случайном заработке, в качественном и, что немаловажно, умном комедийном контенте. Наличие в нем звезд первой величины – Ксении Раппопорт и Федора Бондарчука, к сожалению, не сделало его успешным у зрителей (картина собрала чуть больше трети потраченных на нее денег), но обозначила на киноэкране важную тему состояния интеллигенции в нынешнем обществе и главное – ее диалог с государством. Здесь он представлен на конкретном примере высокопоставленного чиновника (его и играет Бондарчук), который отнимает земли у провинциального музея для строительства новой губернаторской резиденции. Противостоят чиновнику музейные работники во главе с заместителем директора, почти тургеневской красавицей Машей. Жанр лирической комедии, естественно, диктует свои законы, но заявленная в фильме Смирновой тема на долгие годы окажется крайне актуальной, хоть и все реже встречающейся в отечественном кино. «Асса» нового поколения: «Шапито-шоу», 2012 Пожалуй, единственная российская комедия, для которой уместно использование прилагательного «масштабная». В фильме Сергея Лобана, который произвел настоящий фурор на Московском кинофестивале 2011 года, нашлось место и тонкому юмору, и цитатам из фильмов и книг классиков, и актуальным темам все большей интеграции медиа в жизнь людей, и, конечно, ярким героям. Почти четырехчасовая лента разделена на четыре сюжета – «Любовь» про интернет-знакомство девушки с таинственным Киберстранником (тот самый Алеша из экзистенциальной «Пыли» Лобана), «Дружба» про путешествие глухонемного Леши с компанией телекорреспондентов в Крым, «Уважение» – про непростые взаимоотношения сына и горе-отца (Петр Мамонов, отметившийся не только в «Пыли», но и в «Острове» Лунгина) и «Сотрудничество» про двойника Виктора Цоя, участвующего в телепроекте «Эрзац-звезда». На самом деле «Шапито-шоу» стоит особняком, вне контекста развития киноиндустрии, но удивительным образом именно этот фильм – пожалуй, главный из тех, что вышел в новой России – говорил о том, что происходило «здесь и сейчас». Фильм Лобана сравнивали с «Ассой» Сергея Соловьева – не в плане кинематографической эстетики, а именно с точки зрения эмоций, которые наконец прорвались на отечественный экран. Эмоций – молодых, свежих, бурлящих, разноплановых. Больше, к сожалению, кино, подобного «Шапито», до настоящего времени так и не случилось. Сам Сергей Лобан также пока не заявлял о новых проектах. Доброе кино от Андреасяна: «Тот еще Карлосон», 2012 Вселенная фильмов Сарика Андреасяна – отдельная тема дискурса о путях отечественного кино. За период с 2009 по 2018-й режиссер снял восемь комедий, каждая из которых, к сожалению, вошла в историю нашего кинематографа. Дебютировал Андреасян фильмом «ЛОпуХИ: Эпизод первый» с бывшими кавээнщиками в роли неудачников, ищущих счастья в столице нашей родины. Затем последовал уже упомянутый выше «Служебный роман. Наше время», потом были «Беременный» и новелла в альманахе «Мамы». «Тот еще Карлосон!» – пятая режиссерская работа не в меру плодовитого кинематографиста Андреасяна. И та самая картина, с которой начался большой разговор о «добром» зрительском кино как альтернативе «чернушному» фестивальному кинематографу новой России. «Тот еще Карлосон!» стал квинтэссенцией пошловатых комедийный штампов, которыми жила национальная кинематография на протяжении четырех лет – с момента выхода «Самого лучшего фильма». В то же время «Карлосон» позиционировался как кино семейное, что затем на пару лет заставило зрителей с осторожностью относиться к подобным произведениям отечественных кинотворцов (сомнений не было разве что относительно мультфильмов про богатырей). Сюжет его в общем похож на семейный, он всем известен – к мальчику, который переживает сложный переезд из Петербурга в Москву, прилетает «метрик» (Михаил Галустян, делающий вид, что он «красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил»). Но сделан фильм на ужасающе низком уровне. Создатели «Карлосона» без стыда копируют сюжет из сказок Астрид Линдгрен, добавляя смешные (в своем понимании) «гэги» и прикрываясь тем самым «добрым кино». Мода на такое кино и уверенность некоторых производителей в том, что именно оно и нужно зрителю, сохранилась по сей день. Сарик Андреасян же из комедиографа пока переквалифицировался в режиссера драматического кино, нанеся непоправимый ущерб отечественной индустрии, все еще пытающейся вернуть доверие зрителей. Новый способ финансирования кино: «Пока ночь не разлучит», 2012 Еще один фильм, несколько лет назад открывавший «Кинотавр», снял режиссер Борис Хлебников, теперь уже, надеемся, известный большинству зрителей после успеха «Аритмии». «Пока ночь не разлучит» была настоящим экспериментом все еще встающего на ноги отечественного кинематографа, который к 2012-му году переживал очередную реформу и смирялся с новыми общественно-политическими временами, в том числе и с новым министром Владимиром Мединским. О цензуре и каких-либо косвенных ее проявлениях речи не шло, но вот с финансированием кино становилось все более-менее понятно: найти деньги на какой-либо эксперимент, далекий от патриотических блокбастеров, становилось, с учетом надвигающегося кризиса, все сложнее. «Пока ночь не разлучит» – остроумную зарисовку о быте и нравах в отдельно взятом московском ресторане – Хлебников с продюсерами снимали за свои, причем на инновационной модели. Участники съемочной группы работали не за гонорар, а за процент от прокатной прибыли. Такая финансовая модель, правда, себя не оправдала. Альтернативные государственным деньгам механизмы отечественные кинематографисты ищут до сих пор. Самая прибыльная комедия: «Горько», 2013 После успеха «Сталинграда» – первого российского фильма в формате IMAX – в кинотеатрах появилась снятая якобы на непрофессиональную камеру комедия мало кому известного дебютанта Жоры Крыжовникова «Горько!», к просмотру которой зрителей привлекал Сергей Светлаков и лозунг «Главное - не нажраться». Мало кто ожидал, что «Горько!» будет не продолжающей череду «самых лучших фильмов» «ржакой», а по-настоящему остроумной комедией, умело играющей на общей для всех поколений российских зрителей семейной теме. Бурная свадьба (во второй части перерастающая в не менее бурные похороны) была лишь фоном для искренней и даже душещипательной истории о том, что все мы – одна семья. Не важно – родились вы в эпоху лихих 90-х и уже наелись стабильности нулевых и десятых, или пережили распад Советского Союза, дефицит и закрытую для большинства «заграницу». Культурный код в «Горько!» идентичен и у поколения родителей, и у поколения успешных детей. Объединяет их, несмотря ни на что, все тот же Светлаков, обилие горячительных напитков и старая добрая «Натали». «Горько!» стал первой российской комедией, получившей в основном восторженные отзывы критиков, и самым прибыльным отечественным фильмом в истории новейшего национального проката. Попытки повторить удачу «Горько!» последователями Крыжовникова с фильмами «Корпоратив» и «Выпускной» уже не удались: стало понятно, что главное в этом успехе все-таки не демонстрация массового торжества с алкоголем, а исключительно талант автора. Смотреть фильм «Горько!» онлайн на Кино-театр.ру «Скорая помощь» Василия Сигарева: «Страна ОЗ», 2015 Автор мрачных и остросоциальных «Жить» и «Волчка» Василий Сигарев в 2015-м году решился на эксперимент с комедией. Действительно смешной, но, как и весь отечественный юмор, смешной специфически. Взяв за канву сюжет из сказки Лаймена Фрэнка Баума, Сигарев отправил свою Элли (приехавшую из Малых Ляль Лену, которую играет Яна Троянова) искать не волшебную страну, а вполне реальный екатеринбургский киоск на улице Торфорезов, где заседает эксцентричный алкаш Дюк (Александр Баширов). По пути Лене встречается немало странных людей, для которых так порой и хочется вызвать «скорую помощь» (недаром название фильма также является отсылкой к номеру телефона «скорой»). «Стране ОЗ», несмотря на то, что все рассказанные в ней истории вызывают горький смех и абсолютную узнаваемость реалий отечественных новогодних праздников, прямо скажем, не очень повезло с прокатом. Но это не мешает остаться комедийному эксперименту Василия Сигарева одной из самых ярких комедий современной России. Смотреть фильм «Страна ОЗ» онлайн на Кино-театр.ру Своим героям – свои способности: «СуперБобровы», 2016 Еще до недавнего кассового хита «Последний богатырь» компания Yellow, black and White, имеющая теперь статус лидеров отечественного кинопроизводства, выпустила другой семейный релиз - «СуперБобровы». Странноватую комедию, отвечающую на витающий в воздухе запрос (и от государства, и от части зрителей) на собственных супергероев, причем в отдельно взятой семье. Тут далеко до высокотехнологичных разработок «Мстителей», да и до глобальных целей «Лиги справедливости», «СуперБобровы» – герои доморощенные. Суперспособности у них появляются после того, как падает метеорит. А нужны они им, кажется, лишь с единственной целью – ограбить банк, чтобы исполнить все свои желания. Подобный эгоизм, конечно, расходится с глобальным понимаем супергеройского кино, где все в основном спасают мир, а не собственное финансовое состояние, но пользуется определенной популярностью у зрителей. Так, что в скором времени на экраны выйдет продолжение истории про странное семейство. На Берлин: «Жених», 2016 И наконец еще одна отечественная комедия, вышедшая в Год российского кино и, за неимением большой конкуренции, ставшая одним из самых кассовых фильмов того периода. В ней вновь Светлаков – правда, теперь он играет не приглашенную звезду, а простого русского парня Толю, чья бывшая жена собирается обручиться с немцем. И это известие настигает Анатолия в День Победы. Шутки про фрицев здесь сыпятся из рога изобилия, так же, как и культурно-политические подколы про фильм «Левиафан». Вкупе с разыгрывающейся на втором плане историей сексуального харассмента простой русской женщины по отношению к дагестанскому парню. Все это делает «Жениха» комедией геополитической – с четким позиционированием врага внешнего и еще не до конца побежденного внутреннего. Что, как выясняется, находит вполне успешный отклик у отечественных зрителей.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх