На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 832 подписчика

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Сняли очередную хню и обернули в благопристойную обертку...Мы рождены, чтоб ...
  • Анфиса Иванова
    Буду смотреть!!!Телепремьера сери...
  • Владимир Алтайцев
    Сомневаюсь, ч то он снимет  что-то  хорошее.Илья Учитель сним...

Латиноамериканская кинофантастика: от мексиканской «Шумихи на Луне» с Бастером Китоном до бразильского «Всеведущего» с Карлой Салли

Прошлым летом мы открыли рубрику про хорроры малоизвестных широкому зрителю национальных кинематографий, начав с Мексики и Бразилии. Прошел год. Рассказ про макабр по ряду причин временно поставлен на паузу, однако на смену ему спешит повесть о научной фантастике. И начнется она также с мексиканских и бразильских работ. Благо, есть что рассказать и показать, несмотря на определенную нишевость данных фильмов.


Мексиканская фантастика

Латиноамериканская кинофантастика: от мексиканской «Шумихи на Луне» с Бастером Китоном до бразильского «Всеведущего» с Карлой Салли

Как и в случае с хоррором, сай-фай в Мексике обязан своим развитием борьбе луча либре и ее ярким представителям вроде Санто или Блу Демона (он же Алехандро Морено). К фантастике обращались и уже знакомые вам Рене Кардона и его сын, не говоря уже о Гильермо Дель Торо, поставившем, в частности, «Форму воды».

Сам жанр в стране возник благодаря францисканскому монаху Мануэлю Антонио де Ривасу, написавшему в 18-м веке произведение «Сизигии и лунные квадратуры» о путешествии на Луну, которое теперь считается первым научно-фантастическим текстом, сочиненным в Америке. Риваса даже обвинили в ереси, но затем все обвинения с него сняли. В начале 19-го века был издан «Паршивый Попугай» поэта и писателя Хосе Хоакина Фернандеса де Лисарди — первый роман, написанный в Латинской Америке, в котором две главы посвящены утопическому острову. Автор из-за нападок на вице-короля год просидел в тюрьме и умер от туберкулеза в возрасте 50 лет. Поскольку он был очень беден, то его похоронили в анонимной могиле без эпитафии. В 1840-м литературный журнал El Ateneo Mexicano опубликовал рассказ под названием «Мексика в 1970 году». Журналист, писатель и шахтер Педро Кастера опубликовал «Небесное путешествие» в 1872-м, а в 1890-м — первый мексиканский научно-фантастический роман «Кверенс», в котором затрагивается тема гипноза.

Латиноамериканская кинофантастика: от мексиканской «Шумихи на Луне» с Бастером Китоном до бразильского «Всеведущего» с Карлой Салли

Большое влияние на фантастический жанр оказал выдающийся поэт Амадо Нерво. Он является одним из основоположников современной латиноамериканской научной фантастики наряду с Орасио Кирогой из Уругвая и Леопольдо Лугонесом из Аргентины. Премия «Кальпа» была названа в честь одного из его стихотворений и вручалась выдающимся произведениям мексиканской научной фантастики с 1992-го по 1999-й. Революционный генерал Франсиско Луис Уркисо также написал несколько фантастических рассказов (один о человеке-невидимке) и научно-фантастический роман «Мой дядя Хуан», рассказывающий о том, как гений изобретает способ накормить бедняков мира. В 1919-м Эдуардо Урсаис Родригес написал «Евгению» в стиле Олдоса Хаксли об антиутопической Субконфедерации Центральной Америки в 2218 году, где изменения в рождаемости имеют глубокие социальные последствия. В 1942-м вышел роман Диего Каньедо «Рефери отсчитывает девять» о параллельной вселенной, в которой Мексика подверглась вторжению нацистов, а спустя пять лет на свет появилось «Солнце смерти» Рафаэля Берналя про человека, сбежавшего от цивилизации и научившегося разговаривать с комарами. Свой вклад в жанр внесли также Хуан Хосе Ареола, Карлос Фуэнтес, Марсела дель Рио, Рене Авилес Фабила, Альфредо Кардона Пенья и другие авторы.

В мексиканском кинематографе сай-фай заявил о себе в 1946-м, когда зрителям представили комедию «Шумиха на Луне» с великим Бастером Китоном. После этого фильма в стране несколько десятилетий фантастика носила комедийный характер. В частности, к жанру неоднократно обращался популярный комик Кантинфлас, а в 1964-м вышли «Астронавты» Мигеля Сакариаса, где неудачники Вирута и Капулина в исполнении Марко Антонио Кампоса и Гаспара Энена приглянулись венерианкам. В 1983-м Рохелио А. Гонсалес пофантазировал на тему будущего Мексики в фэнтези-комедии «Мехико 2000». К фантастике относятся и многочисленные картины о монстрах, о которых мы рассказывали ранее. Это и «Похитители тел» Фернандо Мендеса, и «Живой монстр» Чано Уруэты, и «Ночь кровавых обезьян» Рене Кардоны.

Латиноамериканская кинофантастика: от мексиканской «Шумихи на Луне» с Бастером Китоном до бразильского «Всеведущего» с Карлой Салли

Среди любопытных образцов мексиканской фантастики — классический «Робот против мумии ацтеков» с Рамоном Гаем и Розой Аренас, основанный на сценарии Гильермо Кальдерона и Альфредо Саласара. Лента, к сожалению, в наши дни воспринимается не без улыбки, поскольку выглядит дешево и сердито. На волне успеха «Миллиона лет до нашей эры» с Рэкел Уэлч в 1967-м Рафаэль Портильо снял свою версию хита — забавный «Остров динозавров» с Армандо Силвестре, Альмой Делией Фуэнтес и Эльзой Карденас, где игуаны и крокодилы еще более гротескно смотрелись в качестве доисторических ящеров. Режиссер «Есении» Альфредо Кревенна снимал ленты с Санто и создал целую космическую серию, вдохновленную «Звездным путем» и американской фантастикой 50-х. А «Опасные девушки» Кардоны-младшего представляют собой низкобюджетную копию «бондианы», где вместо Шона Коннери солировал Хулио Алеман, а окружали его боевые подруги Амаде Шабо, Элизабет Кэмпбелл и Барбара Анджели. У мексиканцев даже есть собственная Бэтвумэн — «Женщина-летучая мышь» в исполнении Мауры Монти. В новом веке в стране появился также фантастический сериал «Приключения во времени».

Немало фантастических картин местные кинематографисты сняли совместно с голивудскими киноделами. Бориса Карлоффа можно увидеть в фантастическом хорроре «Невероятное вторжение», а Пьер Анжели — в трэшевом «Человеке-осьминоге». Саттон Роли снял фантастический ужастик «Избранные», в котором Джеки Купер, Алекс Корд, Ричард Джекил, Педро Армендарис-младший и Барбара Бэбкок столкнулись в бункере с летучими мышами-вампирами. Альберт Пьюн при помощи мексиканцев поставил постапокалиптический нуар «Радиоактивные грезы», где солировали Джон Стокуэлл и Майкл Дудикофф. Рону Перлману в «Первобытной силе» пришлось бороться за жизнь в схватке с обезьянами-мутантами, Крису Поттеру и Алекс Рид в «Арахниде» Джека Шолдера — с гигантскими ядовитыми пауками, а Чарли Шину в «Прибытии» Дэвида Туи — с инопланетянами. Марина Влади и Джон Хьюстон украшают собой уже знакомые вам «Тайны Бермудского треугольника» Кардоны-младшего, а Тим Дэйли, Наталья Дайер, Кира Седжвик и Вэлори Керри — фантастическую драму «После тьмы», явно навеянную триеровской «Меланхолией». Выходец из Мексики Альфонсо Куарон создал антиутопию «Дитя человеческое» с Джулианной Мур и Клайвом Оуэном и незабываемую «Гравитацию» с Сандрой Буллок и Джорджем Клуни.

Латиноамериканская кинофантастика: от мексиканской «Шумихи на Луне» с Бастером Китоном до бразильского «Всеведущего» с Карлой Салли

На серьезные темы в мексиканской кинофантастике впервые заговорили в конце 70-х, когда на экраны вышел фильм-предупреждение «Год чумы». Поскольку национальный кинематограф не обладал большими финансовыми возможностями, как северный сосед, то киношники сосредоточили свое внимание на социальном, экологическом и религиозном аспектах, а среди жанров можно встретить постапокалипсис, не требующий больших денег при создании. Например, Франсиско Ларесгоити снял «Иллюзию будущего», в которой Клаудио Лафарга, Сандра Эчеверрия и Рауль Мендес разыграли историю появления нового мессии в 2033 году. Режиссер задумывал трилогию, поэтому нет ничего удивительного в том, что лента обрывается на полуслове. Однако идею ему так и не удалось развить.

В настоящий момент мексиканский сай-фай находится на перепутье. У страны уже есть мастера жанра вроде Исаака Эсбана, однако скудные финансы не позволяют снимать масштабное кино. Возможно, эта ситуация изменится в скором будущем благодаря байопику «Миллион миль от Земли» с Майклом Пеньей и Розой Салазар, посвященному первому мигранту-космонавту, и кинокомиксу «Синий Жук».

Латиноамериканская кинофантастика: от мексиканской «Шумихи на Луне» с Бастером Китоном до бразильского «Всеведущего» с Карлой Салли

Для знакомства с мексиканской фантастикой предлагаем вашему вниманию 10 образцов жанра.


«Шумиха на Луне» (1946)



Режиссер Хайме Сальвадор еще за два десятилетия до своей «Госпожи Смерти» с участием Джона Каррадайна успел поработать с другой звездой Голливуда — несравненным Бастером Китоном, который на тот момент уже долгое время перебивался второстепенными ролями. Мастер внес в фильм несколько шуток из своих классических немых работ, включая трюк с верховой ездой, и в результате получилась антивоенная пародия на путешествия на Луну. Его персонаж — американский солдат — во время Второй мировой спасается после крушения самолета над Тихим океаном. Пока Китон скитался по морю, война уже закончилась. Оказавшись на берегу, он принял мексиканцев за японцев, а местная полиция в нем признала серийного убийцу и быстренько упрятала за решетку, где его сокамерником оказался «более мелкий» правонарушитель Анхель Гараса. В тот самый момент один ученый искал добровольцев для экспериментального полета на Луну, и заключенные подошли как нельзя кстати.

Картину нельзя назвать полноценной фантастикой, поскольку главные герои из-за ошибки так и не покидают пределы Земли, однако вся атрибутика жанра присутствует: космическая ракета, скафандры, мудреные приборы и даже «инопланетяне». Продюсером ленты выступил Александр Залкинд, который запомнился тем, что работал над «Аустерлицем» Абеля Ганса, «Процессом» Орсона Уэллса и «Суперменом» Ричарда Доннера. Для Китона, не знавшего испанский язык, «Шумиха на Луне» стала единственной мексиканской работой и последним фильмом, где он исполнил главную роль. Премьера ленты в Месике состоялась еще в 1946-м, а в Штатах ее стали распространять в качестве домашнего видео лишь в 1983-м. Англоязычным критикам фильм не понравился, его даже неоднократно называли худшей киноработой 1940-х. Тем не менее, биограф Китона Джим Клайн в своей книге «Полное собрание фильмов Бастера Китона» похвалил картину, заявив, что «темп фильма динамичный, а повторы старых шуток хорошо сочетаются с эксцентричным сюжетом».



P.S. В следующих материалах мы продолжим рассказ о кинофантастике Латинской Америки.

Ссылки по теме

Современный индийский макабр: зомби, чурелы и Ифрит
Классический индийский макабр: реинкарнация, наги и Фредди Крюгер
Турецкий макабр: «Дракула из Стамбула», иблисы и джинны
Ближневосточный макабр: пакистанский «Дракула», арабские джинны и еврейские големы
Африканский макабр: шина-убийца, бугимен и ведьма с коровьими копытами
Южноафриканский макабр: Спятившие аниматроники, рабы из могил и монстр в прачечной
Латиноамериканский макабр: от аргентинской «Чумы зомби» до уругвайского «Последнего сеанса»
Латиноамериканский макабр: от мексиканской Ла Йороны и котов-людоедов до бразильского дона Зе-из-Гроба
«Первому игроку приготовиться», «Стражи галактики» и ещё 48 лучших фантастических фильмов 2010-х
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх