На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 844 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Солдатов
    В том, что знаменитости "пропихивают" своих(порой бездарных) детей все убедились на примере дочки Алсу Микелы Абрамов...Елена Ханга объяс...
  • Маша Глага
    Кто это смотрит? Полная деградация .«Папины дочки. Но...
  • Сергей О
    А ему то что боятся свои бы не тронули«Это был ад»: Сер...

Суздальский фестиваль-2018: Рассказы Габриадзе, полет Гагарина и доверие Германики

На прошлой неделе в Суздале проходил XXIII фестиваль российской анимации, на котором можно было увидеть более 200 фильмов, 108 из которых в конкурсной программе. Оставшиеся – во внеконкурсной, а еще в ходе форума работала медиатека, где были представлены все работы, присланные для селекции. Среди них тоже было много интересных, стимулирующих к размышлениям о том, что происходит в российской анимации, кто и зачем производит мультфильмы, куда движется индустрия в целом. Сразу скажем, что впечатление от нынешнего состояния отрасли позитивное, есть ощущение подъема, воодушевляют не только отдельные авторы и их фильмы, но и целые кинокомпании. Мощно топит студия «Паровоз», «Союзмультфим» удивляет (о нем мы расскажем отдельно), анимацию высокого уровня показывают уральцы - студии «Снега» и «Урал-синема». Учебное кино очень интересно и разнообразно представлено – кажется, и с образованием для аниматоров у нас теперь тоже все хорошо, и государственная поддержка индустрии в целом стала серьезнее. Растет качество и количество картин, но, что самое удивительное, государство не мешает аниматорам снимать то, что они хотят. В документальном кино, допустим, финансируют в основном правильное и полезное, и оно ужасно, в анимации такого нет, поэтому док в стране загибается, а анимация цветет. И, кстати, все чаще заползает на территорию документального. Об этом и поговорим. Наконец-то можно говорить, что в Россию пришла документальная анимация, то есть мультфильмы, в основе которых лежат реальные истории, и слышен голос рассказчика. О жанре заговорили 10 лет назад. Он родился на свет, наверное, в 2008-м, когда появился «Вальс с Баширом». Долгое время считалось, что док превращается в анимацию, только чтобы говорить на болезненные и неудобные темы – война, секс, нетрадиционные отношения и так далее. К счастью, документальная анимация не приняла такие рамки и проблемами не ограничилась. В суздальской программе этого года было несколько работ с использованием реальных историй. Полностью ли фильмы построены на записанных интервью, голоса ли реальных людей включаются фрагментарно или сюжеты из жизни разыгрываются актерами – не столь важно; все-таки любое кино – не документ, а художественное высказывание. Привнесенная реальность становится частью художественной, дает дополнительное измерение, но зачастую она же сокращает расстояние до зрителя, делает анимацию более искренней. Так происходит, например, в картине, получившей приз за лучший студенческий фильм, «А как наши космонавты», режиссер Галина Голубева. В его основу положена одноименная фольклорная песня, исполняемая певицей из Белгородской области, и выступление Юрия Гагарина, рассказывающего о своем полете. В кадре при этом – лубочная пластилиновая живопись, вдохновленная старинной домовой росписью и городецкими узорами – три парня-космонавта летят на Марс в ракете, похожей на православный храм и сажают там горох, пшеницу и капусту. Таким образом, и звуковая дорожка, и изобразительный ряд строятся на стыке не только фантазии и реальности, но и образцов советской мысли с русским фольклором – это и иронично, и очень трогательно. В другой учебной работе – «2,5 секунды» – 19-летняя студентка колледжа ВГИКа Александра Деева рассказывает, как однажды на концерте она упала с плеч своего приятеля. Оказывается за то короткое время, пока ты падаешь, успеваешь подумать об очень многих вещах. Этот случай, произошедший с ней в реальной жизни, превратился вот в такой трехминутный фильм.
В полнометражном конкурсе победила картина «Знаешь, мама, где я был?» Лео Габриадзе – автобиографический фильм, состоящий из рассказов и оживших рисунков Резо Габриадзе – грузинского художника, писателя, сценариста, создателя знаменитого театра марионеток. Резо сам рассказывает, в кадре и за кадром, о непростом послевоенном детстве, взрослении, о людях, которые повлияли на его мировоззрение и судьбу. Благодаря тому, что рассказ идет от первого лица, между героем и зрителями выстраиваются доверительные отношения, а забавные выразительные рисунки – анимированные воспоминания – делают восприятие героя намного более сложным, чем если бы это был просто документальный фильм. Хочется поблагодарить авторов фильма, которые не пошли по пути наименьшего сопротивления и пришли от изначально задуманного неигрового проекта к анимации. Фильм выйдет в российский прокат в сентябре 2018 года. Рекомендуем к просмотру. А вот еще один отличный пример – «Эскулап революции» Евгения Стрелкова. Тоже выполненная в эстетике телевизионной документальной анимации картина со всеми причитающимися элементами: дикторский текст, бойкий монтаж, вырезки газет и, разумеется, силуэты. Это биографический фильм о деятельности легендарного революционера Василия Саратова, именем которого назван его родной город. В фильме открываются забавные подробности, в частности, тот факт, что современное отсутствие в городе светофоров исторически обусловлено дальтонизмом управленца. Далее рассказывается о противостоянии Саратова и Куйбышева, в общем, эта работа могла бы даже показаться скучной, если бы не одно но – герой произведения полностью выдуман. Такой постмодернизм, конечно, очень любопытен, поскольку не дает жанру документальной анимации закостенеть, размывает его границы. Смотрим.
Отдельно хочется рассказать и про проект «Доверие», созданный при поддержке страховой компании «Согласие» продюсерами Артемом Васильевым и Любовью Гайдуковой. Художественный куратор – Валерия Германика. Проект включает в себя цикл фильмов – 12 реальных историй о том, кому и как доверяют обычные люди. Каждый эпизод – это рассказ от первого лица представителей разных профессий о каких-то необычных случаях из жизни, когда успешному финалу способствовало проявление доверия. Лор, альпинист, хоккеист, участковый, дрессировщик, авиадиспетчер, учитель – каждый из них говорит о том, почему доверие важно в целом для людей, а в их профессии, в частности. Все эпизоды начинаются появлением в кадре реального человека, а затем их истории оживают в анимации, созданной разными командами, в разной стилистике. Общая идея цикла совершенно бесподобна – показать обществу, в котором вообще не принято никому доверять, что доверие ведет к согласию. С одной стороны – проект коммерческий, с другой – незаурядный и невероятно полезный. В Суздальской программе были представлены эпизод «Воздушная гимнастка» и анимационная заставка проекта – оба фильма в конкурсе «Прикладной анимации». Остальные работы можно было посмотреть в медиатеке, а также для всех желающих они доступны на сайте «Согласия». Начать можно с этого фильма о том, как участковый изгонял из квартиры бесов.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх