Новая масштабная работа Александра Николаевича Сокурова «Сказка», не получившая прокатное удостоверение от Минкультуры, теперь доступна для онлайн-просмотра. Релиз экспериментального фильма получился весьма нетипичным и – стараниями фонда «Пример интонации» – состоялся на Youtube-канале Ксении Собчак. Мы поговорили с Александром Николаевичем в Вологде на фестивале VOICES, где «Сказка» была в последний раз представлена на большом экране.
Тогда же режиссер провел творческую встречу со зрителями, а также показал картину заключенным в СИЗО. В беседе с Кино-Театр.Ру Сокуров рассказал о небольшом «хулиганстве» при озвучивании «Сказки», своих режиссерских мастерских, сложностях профессии и о том, что заставляет его смеяться.
На фестивале VOICES в Вологде показали версию «Сказки», которую вы сами озвучили. Там есть шутка про вас, но она не проговаривается на русском, вы её специально пропустили?
Да, я сам пошутил в свой адрес. Шутка звучит, но её нет в субтитрах и русской версии (Версии фильма, опубликованной на канале «Осторожно: Собчак» шутка оставлена — Прим. ред.). Чтобы «похулиганить», даже поиздеваться над собой и своим увлечением элегиями. Но, надо сказать, что если симфония по природе очень музыкальна: симфоническое произведение укладывается во все закономерности развития музыки, — то элегия – очень кинематографична. Может быть, это единственный литературно-музыкальный жанр, который укладывается в синематографическую специфику. Один к одному.
Версия с вашей озвучкой выигрывает у формата с субтитрами.
А мне не очень нравится. Я еще раз пересмотрел фильм на большом экране и увидел, сколько бы мы ни старались со звукооператором, несколько реплик пропали из-за полного совпадения фонограммы актерской и озвучания.
Известно, что советская система дублировала политическую.
Иногда да, иногда нет.
И что без такой страны не было бы такого кино. В любой другой стране он не смог бы работать так.
Конечно, это было преимущество тоталитарной системы, которой нужны были некоторые фигуры, безопасные политически, но резонансные на внешнем фоне. Андрей Арсеньевич был абсолютно безопасен для советской власти. Политически гораздо менее опасен, чем Параджанов, например, или прибалтийские и укрaинcкиe режиссеры. Но атмосфера на «Мосфильме», когда коллеги его просто ненавидели, создала такую раковую опухоль — Тарковский.
В советском кино было много пороков, но было одно поразительное достоинство – большие кинематографические фабрики, действительно обучающие профессии. Сейчас такая система разрушена, «Мосфильм» и «Ленфильм» просто оказывают услуги.
Может, это трансформировалось в фонды? В ваш фонд «Пример интонации».
У нас в фонде всего несколько человек. Нет бюджетов, гарантий и такого серьезного редакторского состава. Я как художественный руководитель заменяю всех. Это неправильно, ведь я могу ошибаться. Мы на самом деле еле выживаем. Нет возможности рассчитывать на какие-то преференции от государства.
Кинофабрики нужны. На них трудно оставить без контроля всякого рода местничество, номенклатурные сговоры, дискриминацию и другие угнетающие обстоятельства, которые не дают работать, в том числе молодым ребятам. Нельзя все время быть волками и биться за свою миску. Нужно быть рядом, мы все цеховые люди. Нам всем нужна помощь, профессиональное становление через общение. Ни один вуз не дает 100% профессиональной подготовки. Это можно филолога или историка выпустить, и он сразу пойдет преподавать в школу… И то я помню, когда во время обучения на истфаке меня направили в школу рабочей молодежи при заводе, все конструкции моей педагогической работы просто уперлись в одного парня, который приходил на занятия пьяненький, засыпал и становился центром всеобщего внимания.
Почему вы считаете, что женщине труднее стать режиссером?
Этот род деятельности требует очень большой концентрации волевого начала, не грубости, а жесткости. Иногда жестокосердности, но не у всех. И погружение в эту профессию, так же, как в хирургию, совершенно не показано многим людям. Режиссура – это не только профессия, но и образ жизни. Кто согласится взять в жены женщину, которая сильнее мужа во много раз, умнее его и не сможет уделять много времени ни детям, ни ему, потому что каждый фильм требует времени. Иногда сама работа с актером представляет сложность, только если вы сами не проводите селекцию и не подбираете близких вам по духу людей. Молодой девушке-режиссеру нужно выращивать те клыки, которые по определению есть у мужчин. Слишком много воли требует эта профессия. Но главное, конечно, это полная самоотдача.
Если бы в тот период, когда я начинал «ползти» в сторону кино, мне кто-то из людей, которым я тогда доверял, сказал бы, что я потеряю, то я бы никогда не стал режиссером. Никогда. Человек на этом пути теряет больше, чем приобретает. Жизнь дороже профессии. Жизнь как счастье несопоставимо дороже любого профессионального результата. Ни один фильм не стоит человеческих жертв. Тем более, когда человек неподготовленный. Я вот из более чем простой семьи, у нас не то что деятелей культуры не было, а хотя бы одного человека с высшим образованием не было ни по материнской, ни по отцовской линии. Я был пустой сосуд, который надо было самому наполнять. А зачем? Я даже объяснить себе тогда не мог. Просто я по характеру если начинаю что-то делать, то иду до конца. Оказался заложником этого мужского характера. Последовательности.
Поддержать фонд Александра Николаевича Сокурова «Пример интонации».
Александр Сокуров: «Сказка» – это доверие к зрителю»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии