
1942 год, более точное время действия не называется (если следовать истории Коновалова, то бой, где он уничтожил 16 танков, произошел в июле, однако в фильме явно показано более холодное время года). Семен Коновалов (Андрей Чернышов), один из лучших танкистов и строгих начальников, остается без экипажа, подбитого немцами. Раненый, но не убитый, горюющий по боевым товарищам, но не сломленный духом, он под промозглым дождем и проникновенную музыку идет в штаб, где все уже наслышаны о «подвиге» Коновалова, который не смог уберечь бойцов. В штабе еще подхромоватого танкиста ждут выволочка, заклятый (еще «с училища») друг майор Кротов (Сергей Горобченко), который всеми силами пытается выжить любимчика Коновалова с насиженного места, а также бывшую жену Павлу (Ольга Погодина), отказавшейся от «мужней» фамилии в пользу звонкой «Чумак». Чумак — хоть и женщина, но профессионал: «Не механик, а зверь», — завистливо судачат мужики. Коновалов отнекивается от помощи танкового экстрасенса, а та в слезах хочет не только починить мужу, хоть и бывшему, боевую машину, но и вернуть любовь — и только туповатый начальник Кротов не понимает, что механика и танкиста связывают давние брачные узы, а потому всячески хорохорится перед единственной женщиной в штабе.
Любовный треугольник в первой половине фильма по большому счету и является главной действующей силой. Доходит до того, что ревнивые альфа-самцы начинают выяснять отношения сначала в старом добром кулачном бою, а потом в модном сегодня футболе. В какой-то момент «Несокрушимый», кстати, начинает напоминать «Тренера»: то Коновалов с новым экипажем устраивает долгие тренировки и пытается научить их забираться в танк за нормативные шесть секунд, то на штабном лесном поле случается футбольный матч. Выигрывает, конечно, уже натренированный экипаж Коновалова.

Примерно столько же времени, сколько и неожиданная футбольная тема, занимают в фильме про танки, собственно, танки. Важнее все-таки любовь. Безусловно, все фильмы только о любви, но в данном случае «Несокрушимый» превращается в телемелодраму: бесконечный дождь, обрушивающийся на лес в самые лирические моменты, беспощадно слезливый саундтрек и, конечно, крупные планы страдающих героев Погодиной и Чернышова только усугубляют ситуацию.
Не так давно Погодина с Чернышовым уже разыгрывали любовь — правда, на фоне цирковых страстей в 2016 году в сериале «Маргарита Назарова», который, кстати, тоже снимал режиссер Константин Максимов. Нельзя сказать, что его авторский стиль за эти два года как-то улучшился. «Несокрушимого», созданного для больших экранов, он снимает ровно так же, как и телесериал. Арена цирка или арена боевых действий — без разницы. Все те же слезы с патетичным финалом, подходящим разве что для низкопробных ромкомов, но никак не для истории вoенного подвига. Хотя даже последнее (в том числе — и в российском кино) научились делать интереснее и не так банально, как в «Несокрушимом», где от грозного названия к финалу не остается примерно ничего, кроме пустой мелодраматичной лирики. Может быть, третий по счету «танковый» российский фильм «Т-34» к концу года все-таки реабилитирует отечественный вoенно-промышленный комплекс, но до этого, как говорят танкисты, еще надо дожить.
Ссылки по теме
«Т-34»: Трое в танке, не считая Александра Петрова
Александр Котт: «Залезать человеку голой рукой в душу страшно»
Свежие комментарии