На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 844 подписчика

Свежие комментарии

  • Михаил Солдатов
    В том, что знаменитости "пропихивают" своих(порой бездарных) детей все убедились на примере дочки Алсу Микелы Абрамов...Елена Ханга объяс...
  • Маша Глага
    Кто это смотрит? Полная деградация .«Папины дочки. Но...
  • Сергей О
    А ему то что боятся свои бы не тронули«Это был ад»: Сер...

Норвежские мультики снимают... русские

Встреча с известным норвежским аниматором родом из Москвы Представьте себе: вы художник, работаете декоратором-постановщиком и художником по костюмам в Москве. Все у вас идет хорошо. И тут вы влюбляетесь в иностранную гражданку, она оказывается норвежкой и увозит вас в Осло... представили? Идем дальше. Норвежский старт сулит вам сплошной успех - персональную выставка ваших замечательных картин, благосклонные отзывы художественной критики. Все опять хорошо. И тут... все ваши полотна крадут воры. Накануне выставки. Что делать, как жить дальше? Вероятно, у многих читателей этих строк опустились бы руки. Но бывший москвич Петр Сапегин сумел проявить характер: одолжив краски и кисти, он за десять дней титанического труда полностью восстановил выставочную коллекцию. Однако не стоит думать, что дальше все пошло как по маслу. Картины, полностью распроданные на выставке, конечно, помогли рассчитаться с долгами, но... В течение нескольких месяцев Петр написал около 300 разнообразных работ - картин, книжных иллюстраций, эскизов театральных декораций и костюмов. Он добросовестно ходил к владельцам картинных галерей, к театральным режиссерам и в конце концов добился некоторого успеха - состоялась его вторая выставка. Но потом наступили однообразные будни. Понадеявшись на российский «авось», Петр вопреки тамошним законам попробовал торговать своими работами на улице, и тут же был отправлен в полицейский участок... Когда за ним приехала жена и вызволила его, он почувствовал, что придется менять профессию... Менять-то менять, но как? Тогда, в 1991 году, Петр Сапегин по-норвежски не знал и слова, да и его английский оставлял желать лучшего... После нескольких безуспешных попыток Петр стал зарабатывать себе на жизнь... натурщиком в художественном училище. В свое время (в конце 70-х - начале 80-х) учась в школе-студии МХАТ, где он готовился стать художником-технологом, Петр по многу часов рисовал обнаженную натуру, однако никак не мог предположить, что этой самой «обнаженкой» он когда-либо станет сам, да еще в чужой стране. Как говорится, на собственной шкуре он понял, каков хлеб натурщика, вынужденного по пять часов в день неподвижно находиться в заданной, порой весьма неудобной позе... Что и говорить, пиком профессиональной карьеры художника такую профессию не назовешь... И тут судьба опять повернулась к Петру счастливой стороной: один из норвежских рекламных боссов в какой-то случайной беседе поинтересовался, не делал ли Петр когда-либо чего-нибудь наподобие мультфильмов? Внутренний голос мгновенно подсказал Петру, что это его шанс - надо только уверенно и авторитетно соврать: да, дескать, в России только этим и занимался! Однако Петр соврал не на пустом месте. К тому времени у него появилась знакомая, имевшая к кино прямое отношение. Звали ее Наталья Никитина, работала она на одной из студий Осло вместе со своим мужем-норвежцем и специализировалась на комбинированных съемках, которыми занималась до того и в Москве - на студии имени Горького. Мультики она, правда, тоже никогда не снимала, но, чем черт не шутит, если можно заработать приличные деньги на рекламном ролике... Вот так и стал Петр профессиональным аниматором. Используя технику «на стеклах», он снял вместе с Наташей остроумный рекламный клип, затем им удалось получить государственную субсидию на дебютный мультфильм. Уже через несколько месяцев Петр один за другим писал сценарии для анимаций, готовил эскизы и ставил короткие забавные мультики - «Эдвард», «Кот Монс», «Ипполита, маленькая амазонка» и другие. В 1995 оду у него уже была своя студия «Магика», где вместе с ним и Наташей работали четыре норвежца... Студия Петра Сапегина расположена в десяти минутах езды от центра Осло. Побывав на ней, я смог воочию убедиться, что для русского Левши нет ничего невозможного: сложнейшее оборудование для рисованной, объемной и пластилиновой анимации по большей части сконструировано самим Петром Сапегиным. На «Магике» занимаются теперь не только анимацией, но и спецэффектами для игровых картин (которых в Норвегии выходит десятка полтора в год), документальными лентами. Словом, дело пошло на лад, хотя сам Петр и считает, что за каждым взлетом карьеры должен обязательно обозначиться спад... Сегодня Петр Сапегин - один из самых известных норвежских аниматоров, автор десятка мультфильмов. Почти все норвежские газеты и художественные журналы опубликовали статьи о его работах. К иностранцам в норвежском кино вообще относятся довольно доброжелательно. В последние годы норвежские фильмы, в том числе и мультфильмы Петра Сапегина вполне успешно демонстрируются на различных международных фестивалях. И надо сказать, правительство и различные фонды Норвегии всеми силами поддерживают национальное кинопроизводство. Побывав в Осло по приглашению известного норвежского медиапедагога Тригве Панхоффа, я смог своими глазами увидеть не только достопримечательности норвежской столицы. Но и познакомиться со многими кинематографистами, журналистами, деятелями культуры. И повсюду - на кино и телестудиях, в киноинституте, в ассоциации киноклубов я ощущал не только корректную доброжелательность хозяев, но и их гордость за свою отработанную годами систему государственной поддержки кино и телевидения. И еще: норвежцы умеют от души радоваться успехам своих коллег. Вот почему фестивальные призы мультфильмам Петра Сапегина воспринимаются прежде всего как успех норвежского кино в целом. До недавних пор норвежская мультипликация была не слишком известна в Европе. Но в 90-х годах норвежские мультфильмы с успехом идут на различных международных фестивалях. Есть в этом вклад и русских кинематографистов Петра Сапегина и Натальи Никитиной, которым удалось за каких-нибудь пять лет не только снять около десятка мультфильмов, но и совместно с норвежскими аниматорами создать собственную студию «Магика». Студия расположена в уютном районе Осло в трехэтажном здании, арендованном Сапегиным и его командой на три года с последующей возможностью продления аренды. У входа в студию меня встретила дружелюбная черная собака - любимца всех здешних аниматоров, а вскоре появились и хозяева. Практически вся система приспособлений на съемочной площадке придумана и сконструирована самим Петром Сапегиным. Кроме обычной кинокамеры для покадровой съемки площадка оборудована видеоаппаратурой для синхронного контроля изображения на экране монитора. Петр Сапегин и Наталья Никитина работают, используя различную анимационную технику: рисованную, объемную, пластилиновую и т.д., включая совмещение мультипликации с обычным игровым кинематографом. Их фильмы полны фантазии, настоящей выдумки и юмора. Чтобы получить государственные субсидии на съемки анимаций длительностью от пяти до десяти минут, Сапегину и его коллегам приходится ежегодно выигрывать творческие конкурсы проектов. Как правило. Норвежское министерство культуры имеет возможность поддержать лишь одну из десяти представленных заявок, однако «русскую команду» в Осло это не страшит. Уже закончен проект новой анимации - мелодрамы о любви человека и... крысы. Судя по увиденным мной эскизам, планируется фантастическая история с забавными и трогательными персонажами... Когда Петр Сапегин в начале 90-х годов оказался в Норвегии, он даже не предполагал, что ему придется из театрального художника переквалифицироваться в мультипликатора. Однако поскольку работы в театрах ему не нашлось, он стал искать еще не занятые норвежцами художественные ниши. Оказалось, что одно из белых пятен норвежского искусства - анимация, и Петр на свой страх и риск попытался снять первый в жизни мультфильм. Он придумал историю забавного существа-хамелеона по имени Эдвард. Так возник одноименный мультсериал на музыку Эдварда Грига, где анимация с помощью мастера по спецэффектам Натальи Никитиной совмещалась с игровым кино. Тема «маленького человека», в свое время блестяще обыгранная Гоголем и Чаплином, нашла продолжение в сюжетах об Эдварде, безуспешно пытающемся обратить на себя внимание обычных людей. Он влюбляется на пляже в симпатичную девушку, но она его даже не замечает... Он превращается в украденную статую Злого мальчика из центрального парка Осло, но снова остается невидимым для человеческого глаза... Весьма изобретательно выглядят трансформации Эдварда, попавшего на нудисткий пляж: принимая различные формы обнаженного человеческого тела, сказочное существо вновь хочет добиться «контакта третьей степени», но, увы... Еще более эффектно и смешно снят мультфильм Петра Сапегина «Кот Монс». Это яркая сказка, выполненная в пластилиновой технике, рассказывает о неком Робине Бобине Барабеке в кошачьем обличье, пожирающем все, что попадается на зуб... Анимация «Ипполита, маленькая амазонка» снята в ином, более романтическом ключе: этот фильм на мифологическую тему - «пилот» возможного сериала - повествует о приключениях очаровательной пастушки - своего рода Алисы в стране чудес. В момент своего визита на студию «Магика» я застал Петра Сапегина и его коллег на съемках нового мультфильма «Доисторические картинки». На экране мувиолы оживали подлинные наскальные рисунки древних норвежцев... Имя Петра Сапегина хорошо известно в кинематографических кругах Норвегии, практически все столичные газеты в течение последних трех лет опубликовали статьи о творчестве этого талантливого режиссера и художника-мультипликатора, поставившего фильмы, имевшие хорошую фестивальную и телевизионную судьбу. Основав со своими коллегами Натальей Никитиной, Полом Генгенбахом, Мартином Скаллерутом, Иваром Родингененом, и Лашем Гомербахом анимационную студию, Петр полон энтузиазма, хотя отлично понимает, что за всяким подъемом обычно следует спад... Петр, расскажите, как и когда судьба забросила вас в Норвегию? Это довольно долгая история. Я родился в семье профессионального художника, в 1983 году окончил школу-студию МХАТ по специальности художник-технолог. Уже во время учебы стал работать декоратором-постановщиком и художником по костюмам в московских театрах. Во второй половине 80-х сотрудничал с Пушкинским, Центральным детским, московским областным театрами, с «Современником» и театром Образцова. Вроде бы все складывалось хорошо, была работа, но... Возникли политические причины для эмиграции? Нет, я не был диссидентом, и никаких политических причин для моего отъезда не было. Просто в 1991 году я женился на норвежской гражданке и решил продолжить свою карьеру в Осло, тем более, что условия для старта были радужные: мне предложили устроить персональную выставку картин. Почему же вы в итоге не продолжили работу художника- живописца и театрального декоратора? Так уж получилось. Все началось с того, что перед самым началом выставки все мои картины украли на одной из центральных улиц Осло (вот и говори после этого, что криминогенная обстановка в Норвегии одна из наиболее благополучных в мире ! - А.Ф.). Я решил отвезти картины на велосипеде, чтобы сделать их фотокопии и.. Увы, воры есть воры... Я заявил в полицию, но было поздно - похитители успели сбыть все полотна прямо на улице. За бесценок... Я был в отчаянии. Но как в сказке добро победило зло. Нашелся человек - владелец магазина художественных принадлежностей - который мне помог восстановить все работы за десять дней: под честное слово о открыл мне кредит, дал краски, кисти... Мы с ним до сих пор дружим... Короче, моя выставка в Осло прошла успешно, все картины были проданы. Мне показалось даже, что на вернисаж наведались те самые воры, и они страшно огорчились, увидев, что продешевили: полотна на выставке продавались по тысяче крон... Однако в итоге денег едва хватило на покрытие выставочных расходов и на возвращение долга владельцу магазина. Мне стало ясно, что нужно искать работу. На художественном поприще? Сначала - да. Я предлагал свои вещи галереям, подготовил около 300 картин, эскизов, образцов для книжных иллюстраций, театральных декораций и т.д. Стучался буквально во все двери домов, так или иначе связанных с изобразительным искусством. В конце концов состоялась моя вторая выставка картин в Осло, но стабильной работы я так и не нашел. Вопреки норвежским законам я попытался торговать своими картинами на улице, но дилерская наивность была тут же наказана - меня арестовала полиция. Спасибо жене - вызволила... «Тебе надо зарабатывать деньги честно»,- сказала она. Сказать-то легко... По-норвежски я тогда не говорил совсем, да и по-английски - едва-едва... Опять помог случай: познакомился с композитором-американцем (сейчас он пишет музыку для моих анимаций), который посоветовал попытаться работать моделью в художественном училище. Так я впервые в жизни оказался «по ту сторону барьера». Во время своей учебы в Москве мне доводилось часами рисовать натурщиков в классе, но лишь теперь я понял, какой это тяжелый труд - рабочий день длится в среднем по пять часов, и почти все это время (с пятиминутным перерывом каждые 20 минут) надо стоять обнаженным в некой неподвижной позе... Что помогло вам из натурщика превратиться в мультипликатора? Возможно, это была судьба. Владелец одной из рекламных фирм, с которым я как-то повстречался, спросил меня: «А ты мультфильмы когда-нибудь делал?». Я тут же выпалил: «Конечно, делал!», хотя никогда в жизни н имел к анимации никакого отношения. В тот же вечер я позвонил Наталье Никитиной (ее супруг-норвежец был другом моей жены), которая в течение многих лет была специалистом по комбинированным съемкам на студии Горького. «Слушай, ты мультики снимала?». «Если есть работа, скажи, что снимала!». Так возник наш анимационный альянс. Мы сделали мульт-рекламу, используя технику «на стеклах». Потом получили государственный грант на дебютный фильм. И я понял, что мы попали в струю, нашли еще не занятую норвежцами нишу. Работать с норвежцами легко, так как в отличие от Франции общество здесь более лояльно к мигрантам. Я стал писать сценарии (картинки с подписями) для различных конкурсов, получать гранты, и дело пошло... К началу 1995 года у нас уже была отдельная студия с группой из шести человек. Мы занимаемся не только мультфильмами, но и документальным кино и спецэффектами для различных игровых постановок. От всех этих проектов 20 процентов идет в общую копилку нашего акционерного общества. Мои норвежские партнеры, хоть и бывшие хиппи, - люди обстоятельные и надежные, не в пример некоторым русским крутым бизнесменам. Вообще я понял, что в Скандинавии лучше идти группой. Здесь иная стратегия: в моих проектах изначально заложена возможность будущей работы не только для меня лично, но и, скажем, для 20 норвежцев. Качество работы при этом должно быть безукоризненным. Вещи, которые могли бы, вероятно, «прохлять» в России (типа чуть отклеившейся в уголке декорации), в норвежском кино невозможны. В России все говорят о прибыли и доходах. Тут важнее всего репутация фирмы и человека. Очень интересно было наблюдать, как мои норвежские партнеры планировали нашу фирму: пригласили юриста, и тот подробным образом рассчитал, что произойдет с нами в случае банкротства и смерти любого акционера. Взлет карьеры не может быть вечным. Поэтому я считаю себя реалистом, не теряющим оптимизма. Мы расстались с Петром, когда в Осло уже почти стемнело. Я пожелал ему удачи...

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх