На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 829 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Ну если это хуже провального фильма "Ночной дозор", то зачем вообще снимали?«Ночные стражи»: ...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Что это за петушок за которого курица собралась. Не знаю и знать не хочу.Мария Миногарова ...
  • Ольга Есикова
    Хороший актёр, но из банального ДТП СМИ и телевидение сделали такую сенсацию🙈🙈😆🙈. Ольге писать не о чемДенис Матросов по...

Двойной портрет Галины Евтушенко: от киноведения к кинематографу

Это на Западе кинокритики легко становятся кинорежиссерами. И примеров тому немало, особенно во Франции (Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Эрик Ромер и многие другие). В России этот путь все еще не слишком типичен, хотя есть уже впечатляющие примеры (Олег Ковалов, Михаил Брашинский). Но… как правило, это мужчины.

А Заслуженный деятель искусств России Галина Евтушенко, насколько мне известно, одна из немногих женщин в мире, которым удалось из кинопедагогики и киноведения плавно перейти в режиссуру. Так что ее кинематографическая карьера - поистине двойная. С одной стороны, еще во время учебы в Воронежском государственном университете она стала активисткой знаменитого киноклуба, организованного одним из родоначальников медиаобразования в нашей стране - С.Н. Пензиным (1932-2011). Потом вела киноклубные занятия сама. А отсюда был один шаг до киноведческой аспирантуры ВГИКа (научный руководитель – профессор И.В. Вайсфельд) и блестящей защиты кандидатской диссертации в 1991 году… В начале 1990-х Г.М. Евтушенко стала преподавателем кафедры кинодраматургии, преподавателем и старшим научным сотрудником лаборатории ВГИКа «Экономические, социальные и эстетические проблемы современного кинопроцесса»… Казалось бы, что может быть лучше такого начала киноведческой карьеры? Однако, неожиданно для всех Галина Михайловна решает из кинотеоретика переквалифицироваться в практика «десятой музы»: в 1995 году она успешно оканчивает Высшие режиссерские курсы (мастерская Л.Гуревича, С. Зеликина, 1995). Ее кинематографическим дебютом стала шестиминутная короткометражка «Где-то я Вас видел» (1994). В этой незаурядной картине заслуженный артист России Геннадий Корольков (1941-2007) не побоялся сыграть самого себя – бывшую звезду советского кино (главные роли в «Трех днях Виктора Чернышова», «Человек в проходном дворе», «Трактир на Пятницкой» и др. известных фильмах), на склоне лет вынужденного подрабатывать гардеробщиком в Театре киноактера… Дипломная работа Галины Евтушенко - документальный фильм «Вожди» - была в 1997 номинирована на «Нику», шла на экранах кинофестивалей России, Польши, Венгрии, Германии, Португалии, Швеции, Дании, США. Здесь режиссер не побоялась предложить знаменитым актерам - Кириллу Лаврову, Михаилу Ульянову и Юрию Каюрову – вспомнить свои работы над «образом В.И. Ленина» и выразить к нему свое нынешнее отношение. Причем всё это происходило не где-нибудь, а непосредственно в доме, где больной вождь провел свои последние годы… Продолжение этого драматичного фильма – «Вожди, 10 лет спустя» (2008) вышло на экраны, когда К. Лаврова (1925-2007), и М. Ульянова (1927-2007) уже не было в живых. Так что на сей раз фильм Галины Евтушенко был построен в основном на визите в «Горки Ленинские» Народного артиста России Юрия Каюрова. Теперь Ю. Каюрова отделяла от сыгранных им «ленинских ролей» уже целая эпоха. И было чрезвычайно интересно узнать, как Юрий Каюров относится к главному персонажу своей актерской карьеры? В какой-то степени к этому циклу примыкает и заслуженно награжденный «Золотым Орлом» фильм Г. Евтушенко «Михаил Ульянов. О времени и о себе» (2011), где, в частности, снова возникает тема «Вождей», своего рода оруэлловская тема очарования Зла, когда многим, даже выдающимся людям, казалось (а может быть, кажется и сейчас?), что «война – это мир», а «незнание – сила»… Собственно, уже в этих незаурядных произведениях стало ясно, что центральная тема творчества Галины Евтушенко – портреты выдающихся деятелей культуры. Героями ее сценарных, режиссерских и продюсерских работ стали Александр Калягин, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд, Николай Эрдман, Александр Журбин, Александр Галин, Михаил Зощенко, Юрий Олеша и Лев Толстой. Новый фильм Галины Евтушенко и ее дочери Анны Евтушенко (номинированный на «Золотого орла») называется несколько неожиданно для зрителей: «Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи» (2015). Казалось бы, какая связь? Великий классик мировой литературы скончался, как хорошо известно, в 1910 году. Будущему знаменитому кинодокументалисту Дзиге Вертову («Человек с киноаппаратом», «Киноглаз») в ту пору было всего 14 лет… Они никогда не встречались. Но… фильм шаг за шагом выстраивает убедительную версию сходства творческих стремлений двух выдающихся мастеров. С неспешной последовательностью Евтушенко доказывает зрителям, что с детства зачитывавшийся произведениями Л.Н. Толстого Вертов в лучших своих работах стремился воплотить толстовские взгляды на мироздание… Как всегда, у Галины Евтушенко множество новых кинематографических планов. Кто станет ее новым героем? Какие кинопортреты в интерьере ожидают зрителей?

 

Ссылка на первоисточник
наверх