25 января на Кинопоиске стартовал фэнтезийный нуар «Иные» — о приключениях Людей Икс в Советском Союзе и Германии рубежа 1930-40 годов. Героиня Ирины Мартыненко Анна Смолина — простая швея, обладающая незаурядной способностью, которую она не в состоянии контролировать. После ДТП с большим количеством жертв Анна попадает в секретную лабораторию советских спецслужб, где её старательно изучают электрошоковой "терапией".
Из этой ловушки её выручает таинственный гипнотизёр Нойманн (Вольфганг Черни). Но лишь затем, чтобы упечь в немецкую гитлерюгенд-академию особо одарённых детей, которой заведует влюблённая в Нойманна Фрау Катарина (Линда Лапиньш). После похищения Анны спецслужбисты снаряжают на её поиски специальный отряд "М", в который изо всех сил пытается попасть следователь Лихолетов (Илья Маланин). Лихолетов "познакомился" с Нойманном ещё во время гражданской войны в Испании и чудом выжил после этой встречи, годами страдая от ПТСР.Художественно-костюмное оформление сериала балансирует на грани стим-панка и голливудского нуара, смешивая образы Викторианской эпохи, классику 30-40-х годов и эстетику милитаризма. Кино-Театр.Ру поговорил с художником по костюму Варварой Авдюшко (работавшей на «Дозорах», «Чернобыле», «Бен-Гуре» и «Горько!») и узнал всё о процессе создания образов и костюмов героев.
Какие образы первыми пришли вам на ум на старте работы над «Иными»? Из каких референсов и аллюзий складывалось художественное воплощение персонажей?
Вселенная «Иных» разделена на два мира. Первый: Анны, Лихолетова, учёных — мир Советского союза периода 30-40-х годов. А второй: мир Нойманна — холодный, прагматичный и жестокий. Разрабатывая эти два мира, я хотела разделить их по ощущениям, по цвету, стилю. Референсами для мира СССР стали художественные произведения и фотографии того периода, конструктивистские картины и плакаты, картины в стиле соцреализм. А для разработки мира Нойманна референсами послужили комиксы того времени (например, мой любимый Дик Трейси), образы героев фильмов в жанре нуар.
Вдохновением для образа Фрау Крюгер была Марлен Дитрих и кинодивы 30-40-х годов. Когда я искала референсы для профессора Ильинского, мне показалось, что его образ напоминает стиль режиссёра Эйзенштейна.
Когда разрабатывала деревню из детства Анны, искала фотографии из деревень старообрядцев. Одна из найденных мной фотографий была такая мрачная и мощная, что она стала основным референсом, от настроения которого я и отталкивалась. Костюмы отряда «М» были вдохновлены образами художника Петра Оцхели, летной униформой 30-х годов и униформой современного спецназа.
От каких идей пришлось отказаться? Какие черновики или эскизы остались в столе?
Это был тот уникальный случай, когда практически все идеи удалось реализовать.
Режиссёр Владимир Ракша рассказывал, что в сериале практически нет бутафории, многие вещи — настоящий раритет. Есть ли подобные раритетные детали в костюмах героев?
Мундштук Фрау Крюгер — это антикварный серебряный мундштук, найденный на европейских винтажных развалах, перстень Нойманна – тоже настоящий, старинный, родом из Индии, кружевные перчатки Анны были найдены в винтажном магазине – они настоящие и очень трогательно связаны мастерицей того времени. А вот массовку мы смогли позволить себе одеть в реальную одежду тех времен, которую мы собирали по складам, барахолкам и винтажным магазинам, так что практически все одеты в оригинальные винтажные вещи 30-40 годов.
Есть ли в костюмах какие-то мелочи, наделённые дополнительным смыслом, который, возможно, ускользнёт от внимания зрителя?
Анна постоянно носит бусы — я хотела, чтобы с ней на протяжении всего фильма оставался какой-то знак-амулет, который был бы с ней с детства. Бусы эти сделаны из бирюзы, а бирюзу матери надевали детям, потому что считается, что этот камень защищает детей от дурного глаза, так и родилась идея этих бус. Когда-то в детстве мама надела их Анне на шею, с тех пор она их не снимает. Это единственное, что осталось у неё от прошлой жизни и что она сохранила через все скитания. Мы долго искали именно правильные бусы — такие, чтобы они были мелкими, похожими на ручную работу — будто мама сама их собрала. Кстати, перстень Нойманна тоже из бирюзы — это тонкая визуальная и мистическая ниточка, которая связывает этих персонажей.
А для профессора Любови я придумала костюм, который «отстает» во времени от действия фильма. В сцене флешбека она одета в настоящий аутентичный жакет конца 19-го века, а в других сценах на ней настоящие кружева и украшения начала 20-го — это помогло мне подчеркнуть архаичность персонажа, её верность принципам и традициям прошлого. Так создается контраст между ней и героем Николая Фоменко, который символизирует новое время, разрушающее её мир.
Расскажите о работе над образом Нойманна. Это амбивалентный персонаж, которого сложно однозначно определить в злодеи. Как создавалась его маска?
Нойманн — это мрачный, судьбоносный персонаж. Мне было важно сделать его очень знаковым, узнаваемым, чтобы, увидев его в контровом свете, в проёме двери, можно было точно его узнать. Важны были его контуры — хотелось его сделать, как мрачного демона с крыльями. Его пальто сшито по выкройке модного пальто 30-х годов, которому я увеличила плечи, увеличила лацканы, добавила длины, добавила ширины, чтобы при ходьбе оно развевалось, как крылья. Благодаря этому получился такой монолитный и мрачный образ. Цвет мира Нойманна — оттенки пурпурного — это и его пальто, и униформа детей и Фрау Крюгер, и цвет формы, в которую переодевают Анну в замке — этот цвет выбран неслучайно. Пурпурный издревле считался цветом власти, цветом королей и правителей мира, а цель Нойманна — именно управлять миром. Маску Нойманна мы делали в содружестве с совершенно замечательными мастерами из Петербурга — братьями Слепцовыми. Долго подбирали плотность кожи, экспериментировали с формами и оттенками бронзы.
Есть ли такой персонаж, чьи личностные изменения отражены в костюме?
Персонаж Ильинского меняется по ходу действия: то мы видим его молодым и полным иллюзий, то умудренным, но всё еще бодрым стариком, то уже умирающим от болезни. Чтобы подчеркнуть эти трансформации, мы делали для актера костюмы разных размеров — один был ему точно по фигуре. Другой был «велик»: с обвисшими плечами, слишком широким воротом у рубашки — мы добавили в него толщинок на спину и живот. Эти «трюки» помогли видоизменить его фигуру, помогли актеру подчеркнуть изменения состояний персонажа.
Если бы вам нужно было сделать мерч к сериалу, каким бы он был?
Наверное, я бы сделала что-то с символикой школы Нойманна и отряда «М».
Смотрите сериал /url] «Иные» на Кинопоиске.
Ссылки по теме
Марево из «марвела»: как «Иные» строят советскую метавселенную
Свежие комментарии