«Манифесто»
Пожалуй, самый очевидный и самый яркий пример аналогичного приема – картина, в которой Кейт Бланшетт играет сразу 13 ролей. Кино экспериментальное: как по содержанию – с экрана звучат отрывки из самых значимых манифестов XX века, – так и по форме, которая ближе видеоарту или же видеоинсталляции. Снятая в Берлине и окрестностях картина разбита на десятиминутные отрывки, и в каждом актриса предстает в виде нового персонажа: от бездомного, заводчанина, учительницы, панка, хореографа и репортера до брокера, ученого и кукловода. Идея подобной работы, где важно не только осмысление манифестов, но и то, что произносит их именно женщина, появилась у режиссера Юлиана Розефельдта в том числе после просмотра «Меня там нет» Тодда Хейнса, где Бланшетт сыграла одну из ипостасей Боба Дилана. Одно из немногих произведений, одинаково уместное как на большом экране кинотеатра, так и в рамках какой-либо выставки. Вдобавок оно наилучшим образом подчеркивает выдающийся талант Бланшетт, которой, очевидно, подвластно любое преображение.
«Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»
Антивоенная сатира Стэнли Кубрика вышла в 1964 году, в разгар очередной гонки вооружений и в атмосфере нарастающего страха перед угрозой ядерной войны. Главным героем этой черной комедии становится обезумевший американский генерал Джек Д. Риппер (буквально – Джек Потрошитель), который самовольно начинает ядерную атаку на СССР и запускает череду событий, по большей части основанных на всевозможных теориях заговора, курсировавших тогда в обществе. Сразу три роли – безвольного президента США Меркина Маффли, полковника ВВС Великобритании Лайонела Мандрейка, которого Риппер буквально берет в заложники, и прикованного к инвалидной коляске ученого доктора Стрейнджлава, присутствующего на совещании с верхушкой американского правительства, – сыграл актер Питер Селлерс. Что автоматически добавляет безумия и без того весьма сюрреалистичному действу. Для каждого персонажа (а изначально их планировалось вообще четыре) Селлерс черпал вдохновения то в собственной жизни, так как сам служил в британских ВВС, то наблюдая за поведением одного из политиков (и копируя американский акцент), то вовсе впадая в актерский экстаз от роли безумного ученого. Взъерошенного, по легенде работавшего на нацистов и не снимающего черную перчатку с руки, которая живет своей жизнью – и то и дело непроизвольно душит доктора или вскидывается в нацистском приветствии. Так называемый «синдром чужой руки» - вполне реальное заболевание – после выхода фильма стали именовать «Синдром доктора Стрейнджлава».
Смотрите «Осьминога» на KION, Okko или PREMIER с 27 декабря.
Свежие комментарии