На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 832 подписчика

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Сняли очередную хню и обернули в благопристойную обертку...Мы рождены, чтоб ...
  • Анфиса Иванова
    Буду смотреть!!!Телепремьера сери...
  • Владимир Алтайцев
    Сомневаюсь, ч то он снимет  что-то  хорошее.Илья Учитель сним...

Царство маленьких людей: Виталий Мельников – режиссер школы «Ленфильма»

1 мая исполнилось 95 лет со дня рождения Виталия Мельникова – режиссера, которого молодое поколение зрителей уже практически не знает. Он ушел всего год назад в возрасте 93 года. Большая кинематографическая жизнь, целиком отданная студии «Ленфильм». С оттепели 1960-х до конца «тучных нулевых» Мельников снимал кино в особом ленинградском каноне, в котором маленьким человеком может стать кто угодно: и писарь, случайно заброшенный на Чукотку, и обезумевший от власти монарх. Трагедии у них, несмотря на временную и сословную пропасть, очень похожи.

Царство маленьких людей: Виталий Мельников – режиссер школы «Ленфильма»

Биография Виталия Мельникова простая, даже до боли типичная для своего времени. Сын репрессированных, он провел все детство в небольшом селе в Амурской области. Это и сейчас не ближний свет, дикий по столичным меркам край. Тогда – вообще непроходимая глушь. Тем более удивительно, что и из нее выбирались. В 1952 году Мельников окончил ВГИК, обучившись режиссуре у Михаила Ромма и Сергея Юткевича, главных творцов советской «ленинианы». Потом отправился работать в Ленинград. Вначале на «Леннаучфильм» – локальную песочницу кадров, что-то вроде проверки боем. Несмотря на сугубо документальное направление, студия давала многим авторам дорогу в игровое кино. Взять хотя бы Павла Клушанцева, автора «Планеты бурь» – одного из самых видных советских фильмов жанра sci-fi.

После «Леннаучфильма» идет «Ленфильм» – вторая ступенька признания. В начале 1960-х, на волне настроений оттепели, Мельников не только попал в штат второй в СССР киностудии, но и сразу закрепился режиссером на съемках «Дня счастья» Иосифа Хейфица. Большая удача, которая определила дальнейшую карьеру молодого уроженца Приамурья. С 1960-х и до самой смерти он будет привязан к «Ленфильму», научится его миропониманию и какому-то очень особому местному отношению к кино.

«Ленфильм» годами противопоставлял себя родившейся позже московской киноиндустрии. «Мосфильм» представляли картины Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова, Всеволода Пудовкина. Большие, помпезные, идеологически безукоризненные произведения. Ленинград отвечал на это дерзкими работами: «Наполеон-газом» Семена Тимошенко, «Декабристами» Александра Ивановского (освистанными публикой ничуть не меньше современного «Союза спасения»). Эта гонка двух киностолиц продолжалась всю советскую эпоху. У одних был бюджет, ВГИК и плеяда всемирно известных «золотых перьев». У других – историческая уязвленность, куда более скромные возможности и умеренно морской снобизм. Историк Лев Лурье писал: «...в Петербурге рефлексия всегда преобладала над деятельностью, а возможности самореализации в официальной культуре и бизнесе уступали Москве, манеры и вкусы всегда имели огромное значение». И раз уж Виталий Мельников связал свою жизнь с петербургским кино, то у кого еще нам искать наглядные примеры этой пресловутой невской «самости»?


«Начальник Чукотки»: комиссарская проза к финалу оттепели

Царство маленьких людей: Виталий Мельников – режиссер школы «Ленфильма»

Черно-белый календарь поворачивается вспять, унося зрителя в 1922 год – гражданская вoйна на излете, но в дальних уголках РСФСР власть большевиков все еще достаточно шаткая. В чукотский поселок Уйгунан едут комиссар Ревкома Глазков и писарь Алеша Бычков (Михаил Кононов). Доедет только Алеша, его опытный начальник умрет от тифа, и теперь юнцу придется одному разбираться с многочисленными проблемами далекого края. Так начинается «Начальник Чукотки» – наивная и идеалистическая история, очень по особому подошедшая к жанру комиссарского революционного эпоса.

Истории о борьбе с произволом «на местах» к 1966 году – никакая не новость. Уже несколько лет прошло с экранизации повести Александра Козачинского «Зеленый фургон» (ее потом снимут еще раз – с Дмитрием Харатьяном, получится веселее). Трилогии о большевике Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга уже пошел четвертый десяток. Тема ультрасерьезных красных героев закончилась. Чем дальше революция, тем веселее и человечнее становятся ее лица.

Снятый Мельниковым в середине 1960-х «Начальник Чукотки» представляет очень смелую трактовку советской истории. Оказывается, герои гражданской войны могут быть идеологически подкованными, но совершенно оторванными от реальности. Алеша Бычков, прибывая на место нечаянной службы, разворачивает бурную деятельность – разумеется, во благо местного населения. Он полон решимости превратить Чукотку в социалистический рай – отстроить города и даже обеспечить аборигенов планетарием. Своими деяниями он рушит мелкий бизнес старого царского таможенника Храмова (Алексей Грибов) и подставляет местных под удар белоказаков, науськанных рабами мирового капитала – американками, конечно же.



Полвека Мельников и «Ленфильм» были вместе, на одной волне. На этой студии он заработает прижизненное звание классика. Иронически реконструирует образы раннесоветского мифа, потом укажет на опасные тенденции общественного разрушения. Когда станет чуть свободнее – раскроет последствия человеческих слабостей власть предержащих. Режиссер как продолжение своей киностудии, меланхолично-лиричный трагик. Сегодня, когда миром кино правят эффективные многостаночники, этот типаж сродни амурскому тигру. Редкий, краснокнижный зверь.

Ссылки по теме

Не стало режиссера Виталия Мельникова
Не стало Виктора Мережко
«Друг главного героя своего времени»: как Николай Караченцов освобождал зрителей от плена повседневности
Объявлены внеконкурсная программа и жюри 19-го фестиваля кино и театра «Амурская осень»
В Москве пройдёт фестиваль «Кино хорошего человека»
И всё-таки он верил. К 120-летию со дня рождения Михаила Ромма
Светлана Крючкова отмечает юбилей
Смотреть онлайн: Забытые шедевры «Ленфильма»
Не стало драматурга Леонида Зорина
Мерси боку!: Михаилу Боярскому исполнилось 70 лет
Объявлена программа «Амурской осени»
Виталию Мельникову исполнилось 90 лет
Москвичам покажут фильмы с Олегом Ефремовым
Главное, чтобы корона сидела: 10 актрис в роли Екатерины Великой
В Москве наступят «Дни «Ленфильма»
Умерла Зинаида Шарко
Прямая трансляция с церемонии вручения премии «Ника» 2016
Алиса Фрейндлих получит почётную «Нику»
В Гонконге прошла Неделя российских фильмов
«Неделя российских фильмов в Иране»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх