
Юная Фанни Фельдман из богатой еврейской семьи давно грезит сценой. Не провинциальными подмостками родного Таганрога, где приходится довольствоваться разве что любительским кружком под руководством так и не сумевшей построить собственную успешную карьеру театральной энтузиастки и возлюбленной Фанниного брата Яши (Илья Ловкий) Ляли (Инна Хотеенкова), а московскими. Теми, где блистает кумир Качалов (Александр Домогаров), чей лик девушка украдкой вырезает с афиш и прячет под подушкой, и правит маэстро Станиславский (Александр Аноприков). Строгий отец (Семен Стругачев) не одобряет желаний дочери — куда ей с таким носом, нервным заиканием и общей неуклюжестью. Лучше, как сестра Белла (Мириам Сехон), подумать о замужестве и выйти за знакомого с детства недотепу Мулю (Евгений Буслаков), чтобы объединить внушительные капиталы двух семей и жить спокойно. Но бунтарку Фанни Муля, конечно, нервирует, да и на компромиссы она не согласна, так что, сорвав помолвку и заручившись поддержкой брата и сестры (та тайком подсовывает в чемодан свои украшения), под покровом ночи садится на поезд в Москву. И прямо с перрона отправляется на прослушивание в Художественный театр. Куда ее, конечно, не берут — но где впервые проявляется ее невероятный комедийный талант, о котором она, кажется, даже не подозревает.
Картинка то и дело окрашивается в сепию, превращая кадры в старинные фотографии, в воздухе витает тревожность, крадется по городам призрак грядущих потрясений — свирепеют пролетарии, чьи стачки жестко разгоняют казаки, но кому уже не могут сопротивляться провинциальные буржуа. И грузятся с саквояжами, картинами, корзинами и маленькими собачонками на отплывающие на безопасное расстояние пароходы. Скоро отчалят и Фельдманы, все, кроме теперь уже Фаины, почти уже Раневской, увлеченной искусством, несмотря на постигающие ее одна за другой на первых порах неудачи.

Смелость, а в данном случае непосредственность, города берет — девушка храбро цепляется за любую возможность, и покоряет «московские гостиные», места сборищ актрис и балерин, их покровителей и антрепренеров и прочей богемы. Тут поет Вертинский (Иван Ефремов), играет и выигрывает в карты великая старуха Императорских театров Ольга Садовская (Ольга Науменко) и танцует в женском платье Качалов — первая живая встреча Раневской с ним поставлена в виде эксцентричного перформанса, надо сказать, виртуозно исполненного в кои-то веки игривым, улыбчивым и словно скинувшим с десяток лет Домогаровым, порхающим в пачке, изображая великого лицедея.
Стоит отметить, что Мариэтта Цигаль-Полищук в этом антураже не теряется, не выпадает из образа и выглядит весьма правдоподобно в своем преображении — актрисе предстоит пройти со своей героиней весь путь, от девушки до дамы в летах, какой в большинстве своем и знают Раневскую современные зрители. И пока, по крайней мере, в первых сериях, ее нельзя упрекнуть ни в излишнем кривлянии, ни в целом в каком-либо преувеличении и искажении, из которого можно было бы элементарно скатиться в фарс. История обещает быть рассказом о том, как мечта оборачивается призванием, романтические иллюзии не развеиваются, а трансформируются во что-то более значимое и монументальное — Фанни Фельдман становится Фаиной Раневской, находит себя в искусстве, а потом и подчиняет искусство себе.

«Раневская», как, впрочем, и любой байопик, посвященный и времени, и личности такого масштаба, местами напоминает театральный капустник — без пошлости, но с неизменными цитатами и прочими историческими анекдотами, приписываемыми тем или иным личностям. Но тем, наверное, подробнее и детальнее выглядит для зрителя повествование, стремящееся не к документальности, но к объемности. Персонажей, времени и места действия. Остается надеяться, что авторам «Раневской» хватило такта и мастерства на все серии, на ключевые этапы биографии и на фон, который чем дальше, тем все ближе к нашим дням — и оттого не потерпит ни грамма фальши.
Смотрите сериал «Раневская» в на Первом канале с 27 мая.
Ссылки по теме
Смотреть онлайн: «Раневская», «Фишер» и новые «Содержанки»
Юность, слава, одиночество: Настасья Самбурская, Александр Домогаров и Екатерина Климова
Опубликован трейлер «Раневской» с Мариэттой Цигаль-Полищук
Сериал о Фаине Раневской стартует 8 февраля в онлайн-кинотеатре KION
Постой, паровоз: 44 новых российских сериала осени 2022 года
Мариэтта Цигаль-Полищук перевоплотится в Фаину Раневскую
Фаине Раневской посвятят сериал
Свежие комментарии