Сегодня, 14 октября, исполнилось 130 лет со дня рождения дочери театральной актрисы Мэри Гиш, старшей сестры Дороти Гиш, знаменитой звезды американского немого кино, режиссера, сценариста и продюсера Лиллиан Гиш. Ее имя в свое время стояло в одном ряду с именами Чарли Чаплина, Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса.
Лиллиан Дайана Гиш родилась 14 октября 1893 года в Спрингфилде, штат Огайо, в семье Джеймса Ли и Мэри Гишей.
На судьбу Лилиан и Дороти Гиш существенное влияние оказала дружба с Шарлоттой Хеннесси Смит — матерью Шарлотты, Глэдис и Джона. Эта семья также зарабатывала на жизнь игрой на сцене, и ради экономии денег они решили снимать одну квартиру на обе семьи. Впоследствии Смиты прославились под псевдонимом «Пикфорд», а старшая дочь Шарлотты Глэдис, известная всем как Мэри Пикфорд, познакомила подруг с великим режиссером-новатором Дэвидом Уорком Гриффитом, искавшим в тот момент молодых актрис для съемок в своем новом фильме «Невидимый враг». Он устроил им пробы и в тот же день снял сестер вместе с Мэри в ролях театральных зрительниц в другой ленте «Две дочери Евы», а на следующий день Гиш уже начали играть в «Невидимом враге», чьи съемки заняли три дня. Гонорар каждой из сестер составил по пять долларов за каждый съемочный день, что сильно превышало их заработки в театре, и поэтому они вместе с матерью сосредоточили свое внимание на киносъемках.
На счету звезды более 120 ролей в кино и на телевидении. Первым большим фильмом Лиллиан стало «Материнское сердце» — ее роль приглянулась прессе. Она также обратила на себя внимание, сыграв у Гриффита в одной из его первых крупных по размеру постановок «Юдифь из Бетулии». Далее последовали знаменитые образы, созданные в фильмах мастера «Рождение нации», «Нетерпимость», «Сломанные побеги», «Водопад жизни», «Две сиротки» и «Сердце мира». В 1920-м сама сняла вместе с Гриффитом картину «Моделируя собственного мужа». Сыграла в «Белой сестре» Генри Кинга и «Ветре» Виктора Шёстрёма. В середине 20-х подписала контракт со студией MGM, где ее первой работой стала «Богема», вышедшая в 1926-м. Спустя два года вернулась в театр и в связи с появлением звука в кино стала редко сниматься, поскольку считала, что «слово убивает действие». Тем не менее ее можно увидеть в фильмах «Дуэль под солнцем», «Портрет Дженни», «Ночь охотника», «Паутина», «Непрощенная», «Комедианты», «Свадьба», «Сладкая свобода» и «Августовские киты». Написала сценарии для лент «Самое важное в жизни», «Моделируя собственного мужа» и «Серебряное сияние», последнюю также спродюсировала. В 1984-м 90-летняя Гиш участвовала в балете «Видение Розы», посвященном 100-летию «Метрополитен-Оперы».
Лауреатка 11 престижных наград, включая «Оскар» за вклад в развитие кинематографа и актерское мастерство и премию Американского киноинститута за совокупный творческий вклад. Ее имя увековечено на Голливудском бульваре. С Гриффитом оставалась до конца его жизни, заботясь о нем и его жене, пока режиссер не умер в 1948-м. В 1973-м Франсуа Трюффо посвятил сестрам Гиш картину о мире кино «Американская ночь». Лиллиан Гиш скончалась во сне 27 февраля 1993-го в возрасте 99 лет. Ее похоронили рядом с Дороти, умершей в 1968-м, в епископальной церкви святого Бартоломью в Нью-Йорке.
Ссылки по теме
Классический нуар «Ночь охотника» получит ремейк
Свежие комментарии