На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

kino-teatr.ru

21 829 подписчиков

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Сняли очередную хню и обернули в благопристойную обертку...Мы рождены, чтоб ...
  • Анфиса Иванова
    Буду смотреть!!!Телепремьера сери...
  • Владимир Алтайцев
    Сомневаюсь, ч то он снимет  что-то  хорошее.Илья Учитель сним...

Кто не без греха: в чем секрет популярности советской эпопеи «Вечный зов»

Среди богатого наследия советского телевизионного кино не так много фильмов, сохранивших зрительский интерес. Один из таких редких примеров — киноэпопея «Вечный зов», созданная успешным режиссёрским тандемом УсковКраснопольский по одноимённому роману Анатолия Иванова. Два цикла фильмов были созданы в течение десятилетия с 1973 по 1983 годы. Первая часть была удостоена Государственных премий СССР и РСФСР. И сегодня, спустя 50 лет, картина неизменно собирает стабильную долю во время телепоказов и многомиллионные просмотры на видеохостингах и в онлайн-кинотеатрах. В чём секрет устойчивой популярности и востребованности фильма широкой аудиторией, несмотря на устаревшую стилистику и богатство предложений на современном рынке сериалов? Попробуем в этом разобраться.

Кто не без греха: в чем секрет популярности советской эпопеи «Вечный зов»

Выход первого фильма, состоящего из 12-ти серий, на экраны в июне 1976-го года произвёл настоящую сенсацию. Публика, «разогретая» предыдущим хитом Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень», также экранизирующим деревенскую прозу Анатолия Иванова, прильнула к экранам от Чукотки до Калининграда. Страсти, бушующие где-то в Шантарском районе Сибири, оказались близки и понятны зрителям огромной многонациональной страны. Сам Иванов характеризовал суть своего романа так: «"Вечный зов" — книга о переустройстве нашего общества, о трудной борьбе народа за социальную справедливость, за человеческое счастье и достоинство». Лента охватывает большой сложный исторический период ХХ века, пропуская его через призму жизни одной семьи. На судьбы героев коренным образом влияют политические процессы — революции, войны, репрессии, обнажая их сущности и характеры. Возможно, именно в этом кроется секрет успеха картины. Ведь каждый из персонажей проходит сложный путь, совершая либо подвиг, либо предательство.

Кто не без греха: в чем секрет популярности советской эпопеи «Вечный зов»

Опытные авторы, зная, что ядром телевизионной аудитории, как правило, являются женщины, особое внимание уделили романтическим перипетиям и богатому развитию мужских персонажей. Тут и первая любовь, не ржавеющая десятилетиями, и шанс на искупление смертных грехов, и хитросплетения любовных треугольников. Ваня любит Аню, Аня любит Федю, Федя живёт с Аней, но любит Анфису, Анфиса живёт с Кирьяном, но бегает в Феде. А Кирьян настолько влюблён в Анфису, что ради неё готов по наводке Феди уничтожить Ваню. Да и на втором плане страсти кипят — влиятельный сотрудник НКВД Яков Алейников (Владлен Бирюков) принялся ухаживать за вчерашней выпускницей средней школы Верой (Елена Драпеко), готовой ради него пожертвовать невинностью до свадьбы. Для пуританского общества 70-х столь живые взаимоотношения, приперченные классовой борьбой и стираемые исключительно кровью, выглядели почти диссидентством. Но, как было положено, «заблудившиеся» герои в конце концов возвращались на путь исправления. Так НКВДэшник Алейников, отказывался от юной возлюбленной и отправлялся добровольцем на фронт, где героически погибал. Анфиса (Тамара Сёмина), много лет изменявшая мужу, во время войны осознавала свою трагическую ошибку и благоговейно выхаживала искалеченного на фронте супруга Кирьяна (Андрей Мартынов). Вполне очевидно, что в современном обществе, зачастую пренебрегающем условностями брака, большинству гораздо ближе простые человеческие отношения в рамках традиционного уклада, нежели витиеватые пассажи актрис, психологов и бизнесменов, заполняющих пространство нынешних сериалов.

Кто не без греха: в чем секрет популярности советской эпопеи «Вечный зов»

Безусловным фактором успеха ленты является беспроигрышный сюжет, в основе которого хрестоматийная схема русской сказки: «Было у отца три сына» и младший, разумеется, Иван. Ещё не зная всех нюансов истории, зритель априори попадает в хорошо знакомую и понятную ему парадигму, автоматически солидаризируясь с героями фильма. Братья Савельевы — это своеобразная модель общества, где каждый из персонажей представляет определённую социальную группу и узнаваемый психотип. Старший из братьев Антон (Валерий Хлевинский) — отважный малый, революционер-подпольщик, несгибаемый царскими тюрьмами, настоящий большевик, сделавший карьеру на коммунистических стройках, герой, погибший во имя спасения жизни людей. Зритель с лёгкостью прощает ему мелко-уголовную юность (также, как весь советский народ предпочитал не вспоминать о том, что «великий вождь» начинал свою политическую карьеру с грабежей), ибо неуёмная энергия деревенского парня, попавшего в омут городских соблазнов, вовремя была направлена на благое дело старшими товарищами. Да и кто не без греха... Бесстрашный борец за правое дело, Антон в итоге становится неким нравственным ориентиром, что весьма привлекательно для наблюдателя, как бы внутренне получающего вместе с Антоном шанс исправить ошибки молодости и прожить честную жизнь.


Средний брат Фёдор (Вадим Спиридонов) — фигура с точки зрения драматургии самая интересная, как образ человека, терзаемого сомнениями и неоднозначностью переживаемых событий. В отличие от Антона, который единожды покончив с сомнительным прошлым уверенно встал на путь строительства коммунизма, Фёдор на разных этапах жизни придерживается различных политических доктрин. Начав свой осознанный жизненный путь в покорном услужении помещику Кафтанову (Ефим Копелян), вследствие революционных изменений в обществе Фёдор подаётся в партизанский отряд, где сражается за власть Советов. Однако, позже испытывает разочарование в тех идеалах, которые отстаивал, рискуя жизнью и, попав в плен во время Второй Мировой войны, возвращается на путь услужения, на сей раз — фашистским офицерам. Потеряв в какой-то момент цель жизни, Фёдор погибает от рук собственного брата, навсегда оставшись в памяти близких людей предателем. Однако, Спиридонову удалось создать образ не отъявленного негодяя, но заблудившегося человека, нуждающегося в понимании и сочувствии. Именно такой тип характера сегодня является особенно резонансным и дает нам право видеть в Фёдоре товарища по несчастью.

Кто не без греха: в чем секрет популярности советской эпопеи «Вечный зов»

Младший Иван (Николай Иванов) — любимец интеллигенции. Исповедующий гуманистические принципы, Иван стоически переносит тюрьмы и лагеря, сохраняя в себе свет и элементарную человеческую порядочность. Став свидетелем позора Анны (Ада Роговцева), отданной собственным отцом на поругание солдату, Иван, невзирая на несправедливые нападки брата, сохранил её тайну, проявляя неизменную заботу по отношению к возлюбленной юности. Поступая по совести в любой ситуации, Иван способен и на решительный поступок — вынужденное убийство брата он принимает как миссию, тем не менее, кармически расплачиваясь за это потерей жены. Стойкий по отношению к любым испытаниям жизни, Иван не ищет справедливости, он сам пытается быть справедливым. И именно он в конечном счёте выходит на первый план как герой, сохранивший внутренний стержень и веру в добро, несмотря на все тяготы и лишения. Глядя на Савельева-младшего, мы невольно ощущаем себя защищёнными, веря в то, что и ему в трудную минуту вот такой же Иван протянет руку и вытащит из трясины.

Кто не без греха: в чем секрет популярности советской эпопеи «Вечный зов»

Говоря о фильме, невозможно обойти тему войны и связанных с нею лишений. Картина начинается с возвращения Демьяна Инютина (Николай Михеев) в родную деревню после русско-японской войны. Потеряв на фронте ногу, Демьян на коленях вымаливает должность управляющего у Михаила Кафтанова. В Великую отечественную сын его Кирьян теряет обе ноги, говоря об этом как о семейном роке, а Иван Савельев — руку. Для молодых ребят, возвращавшихся в 80-е годы из Афганистана, чаяния героев фильма были близки и понятны, так же как понятны они сегодняшним фронтовикам, возвращающимся домой искалеченными. Фронтовая хроника фильма, затрагивающая годы Великой Отечественной войны, вызывает оторопь. Ожесточённые бои под Курском, взятие Купянска и Изюма — сводки советского информбюро звучат в картине как программы сегодняшних новостей. Глядя на героев картины, совершающих порою непростой выбор, зрители невольно будут отождествлять себя со страной, с историей и её трагическими страницами. Конечно, сегодня сериал «Вечный зов» может быть востребован далеко не всеми сегментами аудитории, но в полной мере той её частью, которая солидаризирует себя с событиями, происходящими на территории, некогда называвшейся СССР.

Смотреть сериал «Вечный зов» онлайн



Ссылки по теме

Не стало режиссера «Вечного зова» и «Двух судеб» Владимира Краснопольского
Кузница кадров: Как сложилась судьба актеров «Молодой гвардии»
Не стало Юрия Лахина
Не стало Михаила Кокшенова
Исполнилось 90 лет со дня рождения Леонида Харитонова
Открытая книга резидента: Культовые советские сериалы, которые не грех пересмотреть
Лучшие российские сериалы XXI века. Зрительское голосование. Часть 1
Список игровых фильмов (1931-2015), связанных с тематикой образа Белого движения
Сериальная эйфория, или Как избавиться от зрителя за 7 дней
Вадим Спиридонов. «Русский характер»
Тамара Семина: «Я всегда умела радоваться жизни»
Николай Иванов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх