Вслед за Японией, где новый фильм Макото Синкая идет уже полгода, «Судзумэ, закрывающая двери» добралась до кинотеатров Европы и Центральной Азии. Новая работа режиссера «5 сантиметров в секунду» и «Твоего имени» бьет все рекорды в карьере Синкая — и уже занимает четвертое место в списке самых кассовых аниме в истории.
Как изменился почерк мастера над облаками и благодаря чему «Судзумэ» находит путь к сердцам зрительниц и зрителей, размышляет Алексей Филиппов.
Еще солнечно и тепло, хотя уже сентябрь. Старшеклассница Судзумэ торопливо собирается в школу, прыгает на велосипед и мчит под горку знакомым маршрутом. По правую руку высится гора, слева — мерцает гладь Тихого океана. Ничего необычного, не считая длинноволосого юноши, который медленно поднимается ей навстречу с походным рюкзачком. В сердце Судзумэ что-то ёкает, а незнакомец, будто откликаясь на блик в её глазах, спрашивает, не видела ли девушка поблизости заброшенную дверь. «Нет», — говорит Судзумэ, а сама задумывается — и по итогу размышлений, как раз на железнодорожном перекрестке, решает не ехать в школу.
Символично, что и котенок-хранитель, возникший из каменной статуи, получает за сходство с чиновником прозвище Дайдзин (от японского 大臣 — «министр»). Как бы, возможно, ни были чисты его помыслы, примерно две трети фильма он чинит на своем пути хаос, характерно уклоняясь от ответственности и жаждя внимания (которое кошкам, конечно, проще заполучить, чем политикам). Да и префектуру Миядзаки Синкай как будто выбрал ради самоироничной шутки: в «Судзумэ» несложно найти переклички, например, с «Ходячим замком» (2004) и «Унесенными призраками» (2001), где героини помогают юношам в измененной форме. Вдобавок путь Тихиро и ее родителей в потусторонний мир также пролегал через заброшенный парк аттракционов — одно из многочисленных напоминаний о японском экономическом чуде, обернувшемся мыльным пузырем и глубочайшим кризисом.
Возможно, Синкаю справедливо за многое попенять: и за самоповторы, и за постепенный уход от фирменной амбивалентности, и за любовь с первого взгляда, и за жирные мазки (вроде навязчиво сулящих недоброе паучих лилий или образующих инь и ян котиков-стражей), но эмоционально «Судзумэ» определенно попадает в нерв времени. Недаром сюжет об уважении к хтонической энергии родился у режиссера на фоне размышлений о климатических проблемах и лишениях пандемии. Для человека вообще опасно не осматриваться кругом, поселиться в плену назначенных себе установок — как случилось с гиперопекающей Тамаки Ивато, посвятившей 12 лет исключительно растущей племяннице Судзумэ. В конце концов, полагаясь на других, не нужно забывать и о себе. Как главной тектонической плите собственной жизни.
Каменный гость: «Судзумэ, закрывающая двери» — новый хит Макото Синкая, который заговаривает душевные раны
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии