С 21 декабря в прокате «Феррари» — биографический фильм об основателе легендарной автомобильной компании за авторством ветерана кинематографии Майкла Манна. Восьмидесятилетний режиссер вернулся в профессию и поставил ленту о порочном, противоречивом, но несгибаемом человеке (Адам Драйвер), при этом частично сохранив задор «Схватки» и продолжив линию гонок, ранее начатую блокбастером «Ford против Ferrari». Однако проект о Феррари, человеке и автобренде, весьма далек от высоких скоростей.
Вопреки ожиданиям, это размеренный двухчасовой диалог о деньгах, семейных ценностях и иногда — о лошадиных силах. Немногочисленные сцены гонок ему скорее вредят, чем помогают.
Итальянская провинция Модена — центр мировой спортивной автопромышленности. Заводов, производящих спорткары, здесь немногим меньше, чем католических церквей. Все друг друга знают, поэтому земля полнится слухами. Вокруг личности Энцо Феррари (Драйвер) кривотолков циркулирует множество, но в конце пятидесятых есть два основополагающих. Первый — компания Ferrari не щадит своих сотрудников, за что и получила прозвище «Сатурн, пожирающий своих детей». Ее представители — настоящие герои Италии — мрут, как бешеные. Испытывая новый болид фирмы на прочность, наматываются на столбы иконы нации. Над компанией бывшего гонщика Энцо как будто проклятие нависло: смерть для автопроизводителя средних лет уже стала обыденностью. Когда-то он уже потерял на треках двух своих друзей, от неизлечимой болезни скончался его сын Альфредо. Теперь новая напасть, в попытке сохранить за собой скоростной рекорд гибнет гонщик, стремившийся обставить представителя команды Maserati — другого итальянского бренда, вечно сражающегося с Ferrari за первенство.
Но главным «салютом», случившимся под самый конец, остается сама пресловутая гонка «тысячи миль», поставленная восьмидесятилетним режиссером Манном парадоксально неоднородно. В то время как некоторые кадры противостояния выглядят если не отлично, то хотя бы пристойно, другие оказываются буквально катастрофой: такой безалаберной компьютерной графики в гонках не было со времен «Детей шпионов 3D». Аварии с летальным исходом — важные для сюжета и для зрителя драматические моменты, которых в истории компании Ferrari было немало — выглядят до абсурдного смешно. Нездоровый смех в зале в момент гибели одного из героев становится явным маркером того, что Майкл Манн и его съемочная группа не совсем верно распределили бюджеты: если вы не можете достойно показать важный для сценария эпизод автомобильной катастрофы, то возможно не стоит вставлять его вовсе? Как ни странно, «Феррари» вполне мог бы обойтись без них: большую часть хронометража фильма о легендарном производителе спорткаров занимают не динамичные сцены гонок, а хитро поставленные диалоги. Именно на них «Феррари» и стоило акцентировать свое внимание ради сотворения действительно шикарного байопика, вставшего бы в один ряд со «Стивом Джобсом» Дэнни Бойла или «Играми разума» Рона Ховарда.
Весьма обидная ситуация: несколько непринципиальных, «зрительских» и в то же время очевидно недоделанных сцен, способны подпортить общее представление об очень крепком биографическом кино. «Феррари» — консервативный в подаче, но достаточно прогрессивный в посыле «байопик антигероя», не стремящийся выставить заглавного персонажа гениальным CEO и тем паче моральным камертоном: напротив, Адам Драйвер успешно воспроизводит на экране фигуру погрязшего в грехах стареющего итальянца, при этом пытающегося по мере сил не только сохранить шаткое равновесие между своей жизнью и мечтой, но и вытащить предприятие их финансовой ямы. Ради последнего ему приходится идти на нетривиальные сделки с совестью, терпя безумства законной жены (постреливающей порою в сторону супруга из пистолета — не убийства ради, но запугивания для) и своенравных гонщиков: они хоть и пилотируют машины с фирменным жеребцом на борту, а играют все же в свою игру, порою нарушая регламенты и технику безопасности.
Возможно, главным пороком фильма «Феррари» оказывается наполеоновское желание охватить все пороки Феррари реального: Майклу Манну не хватает технических возможностей и хронометража, чтобы составить претенциозно-роскошное биографическое полотно. И в этом наблюдается не его личная черта, а давно уже выявленная «болезнь» именитых режиссеров преклонного возраста: уверившись в своей способности снять все, что душе угодно, они допускают донельзя обидные просчеты. Неприятное послевкусие от сцен гоночных катастроф «Феррари» отсылает к схожим бедам «Ирландца» Мартина Скорсезе, фальшиво-контркультурного «Быть Сальвадором Дали» Мэри Хэррон. К «Солнечному удару» Никиты Сергеевича Михалкова — столь увлекшегося движением паровых машин, что забывшего о зрителе, вынужденном на это движение смотреть. «Феррари», как и вышеописанные, до самого конца не может определиться, чем он хочет быть: массовым кино про гонки или камерной драмой одного человека, фамилия которого стала достоянием истории. И все же нельзя отдать мистеру Манну должное: он смог увлекательно подать двухчасовую эпопею разговоров о машинах, семье и бизнесе. Прерываемую, по какой-то нелепости, ревом моторов.
«Феррари» в кинотеатрах с 21 декабря.
Ссылки по теме
«Ламборгини: Человек-легенда»: Не чурайся трактора, купивши спорткар
«Гонщики на драйве»: Дураки, дороги и «Опель»
«Быть Сальвадором Дали»: Копия без оригинала, печать офсетная
«Феррари»: Несвятые моторы
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии